Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Финансовому праву"

Файлы: 1 файл

Финансовое право (ответы).doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

В сферу валютного  регулирования попадают операции, осуществляемые между резидентами и между резидентами и нерезидентами. Текущие валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Для операций, связанных с движением капитала (перечень таких операций установлен законодательно), предусматривается резервирование средств и режим специального счета. Вся валютная выручка, полученная резидентами от внешнеторговой деятельности, поступает на банковский счет резидента в уполномоченном банке. Часть валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке России (размер продажи устанавливается Банком России, но не может превышать 30 процентов от суммы выручки). Режим специального валютного счета распространяется на операции с ценными бумагами.

 

  1. Правовое регулирование финансов предприятий.

Государственное правовое и нормативное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой одно из направлений реализации финансовой политики государства и состоит в принятии законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий. Законодательное и нормативное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется в разных формах. К числу основных таких форм относятся: налоговое регулирование, регулирование инвестиционной деятельности, регулирование минимальных размеров уставного фонда предприятий различных организационно-правовых форм, регулирование порядка платежей и форм расчетов между хозяйствующими субъектами и другие. Информационное обеспечение предприятий направлено на обеспечение их полной и качественной информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в области финансов. Система внутренних и внешних источников информации предприятия базируется на организации финансового и управленческого учета на предприятии, оперативной и статистической отчетности отдельных его служб, а также публикуемых показателях текущей конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных его сегментов.

 

  1. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный  порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок  защиты имеет свои особенности, но везде  он проявляется в форме властных велений при вынесении решения  соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях  государства с участием граждан  действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов  обеих сторон. При этом усилена  ориентация на использование судебного  порядка, который имеет конституционную основу.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все  имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, каждый гражданин  вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные  органы по защите прав.

Судебный порядок применяется  и при защите финансовых интересов  и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них  налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению  сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов  финансового права принадлежит  Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном  Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

 

  1. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов.

Налоговики очень часто видят налоговые правонарушения там, где их нет. Это приводит к возникновению налоговых споров. Как правило, основными их причинами являются необоснованные действия налоговых органов или их  бездействие, например:

необоснованный отказ  в возмещении НДС;

привлечение к налоговой  ответственности по результатам  налоговой проверки;

необоснованная блокировка расчетного счета;

выставленное требование об уплате налогов, пени, штрафных санкций;

необоснованное списание налогов с расчетного счета организации;

уклонение от ответов  на письма, заявление и запросы  налогоплательщика.

Привлечение к налоговой  ответственности осуществляется в  соответствии со строго установленной  процедурой. Даже формальное несоблюдение представителями налоговой инспекции  четких правил налогового контроля, при котором и происходит выявление налоговых правонарушений, может являться основанием для отмены налоговой ответственности и успешной защиты прав налогоплательщика налоговыми адвокатами. Наиболее серьезными нарушениями со стороны налоговиков считаются: привлечение к ответственности при нарушении порядка и условий налогового контроля, нарушение установленных сроков, нарушение прав налогоплательщика. Все это исключает возможность привлечения к налоговой ответственности.

Это положение подтверждается в статье 101 НК РФ, в которой утверждается, что несоблюдение налоговиками требований производства по выявленным налоговым правонарушениям является основанием для отмены налоговой ответственности. Налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности пока данное правонарушение не будет доказано в суде. При этом доказать факт налогового правонарушения обязаны представители налогового органа. При отсутствии вины налогоплательщика, истечения срока давности налогового правонарушения или отсутствии события налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности.

 

  1. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов.

Виды правонарушений в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг закреплены в гл. 15 КоАП РФ. К ним относятся:

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций, которые  выражаются в :

А) осуществлении расчетов наличными деньгами с другими  организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Б) невыполнении должностным  лицом учреждения банка, обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.

2. Нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе:

А) нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда;

Б)  нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или  органе государственного внебюджетного  фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

3. нарушение срока  представления сведений об открытии  и о закрытии счета в банке  или иной кредитной организации;

4. непредставление сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля;

5. нарушение срока  исполнения поручения о перечислении  налога или сбора (взноса);

6. неисполнение банком  поручения государственного внебюджетного  фонда;

7. нецелевое использование  бюджетных средств;

8. нарушение получателем  бюджетных средств срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

9. нарушение сроков  перечисления платы за пользование  бюджетными средствами;

10. нарушение эмитентом  порядка (процедуры) эмиссии ценных  бумаг;

11. Нарушение валютного  законодательства:

А) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии);

Б) невыполнение в установленный  срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных денежных средств, либо невозврат в установленный  срок переведенной за эти товары суммы денежных средств;

В) нарушение установленного порядка зачисления на счета в  уполномоченных банках выручки, причитающейся  за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др.

 

  1. Виды правонарушений в сфере бюджетного права.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового  правонарушения) – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Бюджетные правонарушение имеет свой состав и характеризуется  определенными признаками.

Первым признаком бюджетного правонарушения является его противоправность – правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их.

Вторым признаком бюджетного правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение  правонарушителя к своему деянию. При этом данное отношение порицается и осуждается государством.

Вина может иметь  форму умысла или неосторожности. В свою очередь умысел может быть прямым м косвенным.

Бюджетное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления.

Бюджетное правонарушение признается совершенным с косвенным  умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Бюджетное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Третьим признаком бюджетного правонарушения выступает вред, причиненный  данным деянием.

Бюджетные правонарушения нарушают интересы, обусловленные правом и охраняемые им. При этом в зависимости от характера правонарушения могут пострадать интересы государства и субъекта Российской  Федерации (например, в случае нецелевого использования бюджетных ассигнований), либо интересы лиц, финансируемых из бюджета (например, в случае недофинансирования из бюджета).

Четвертым признаком  бюджетного правонарушения выступает  наличие причинной связи между  противоправным деянием и наступившим  в результате его вредными последствиями.

Пятым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).

 

  1. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"