Шпаргалка по дисциплине "Банковское законодательство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 16:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Банковское законодательство".

Файлы: 1 файл

40-50.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

Задаток - денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.  

задаток отличается от всех других способов обеспечения исполнения обязательства тем, что может обеспечивать исполнение обязательств, возникших только из договоров.

Предметом задатка может быть только денежная сумма.

Обеспечение исполнения обязательства является главной, основной функцией задатка. Исходя из статьи ГК задаток выполняет еще две функции: удостоверительную (доказательственную) и платежную.

Удостоверительная (доказательственная) функция заключается в том, что, являясь способом обеспечения исполнения обязательства, задаток одновременно выдается в "доказательство заключения договора". 

Платежная функция проявляется в том, что задаток выдается в счет платежей по договору за выполненные работы, оказанные услуги и т.д. стороной, с которой причитаются платежи по договору, - заказчиком, нанимателем, покупателем и т.д. Он уплачивается кредитору вперед, т.е. вносится еще до передачи товара, выполнения работ, оказания услуг.

В отличие от задатка, аванс выполняет только платежную функцию. В случае нарушения стороной, получившей аванс, условий договора, другая сторона имеет право почти во всех случаях неисполнения договора потребовать возвращения аванса. Возвращение аванса в двойном размере (подобно задатку), законодательством не предусмотрено, то есть аванс не является способом обеспечения обязательства. 

 В случае, если иное не  установлено соглашением сторон, сторона) получившая аванс и нарушившая условия договора, может быть понуждена вернуть аванс и уплатить по нему проценты в соответствии со ст. 811 ГК РФ) если иное не предусмотрено соглашением сторон. В данном случае просматриваются отношения займа, а не обеспечения исполнения обязательства.

 

47. поручительство и банковская  гарантия как способы обеспечения  исполнения обязательства: сравнительная  характеристика

 

Поручительство является одним из наиболее распространенных способов обеспечения исполнения обязательств. Существо поручительства состоит в том, что третье лицо - поручитель принимает на себя обязательство отвечать перед кредитором другого лица за неисполнение должником своего обязательства. В лице поручителя кредитор приобретает еще одного должника, дополнительного по отношению к должнику по обеспечиваемому обязательству.

По общему правилу поручительство оформляется договором, сторонами которого являются поручитель и кредитор.

Банковская гарантия - письменное  обязательство банка (гаранта), выраженное по просьбе другого лица (принципала), уплатить кредитору принципала – бенефициару в соответствии с условиями данной гарантии денежную сумму при представлении бенефициаром письменного  требования о ее уплате .

что гарантию можно рассматривать как одностороннее обязательство гаранта, которое возникает в результате совершенной им односторонней сделки - выдачи гарантии. Поэтому для возникновения гарантийного обязательства не требуется извещения гаранта о принятии бенефициаром гарантии, если иное прямо не предусмотрено в тексте гарантийного.

Договор о предоставлении гарантии является взаимным, возмездным и считается каузальной сделкой.

Во-первых, банковская гарантия выдаётся только юридическим лицам, в отличие от поручительства, договор на которое может оформить и физическое лицо.

Во-вторых, договор поручительства – это всегда соглашение между тремя сторонами: заказчиком, исполнителем и поручителем. Банковская гарантия исключает участие заказчика: договор касается только гаранта и должника. И в том, и в другом случае документ размещают на площадке торгов, а организатор тендера получает письменное уведомление.

В-третьих, пакет документов для оформления банковской гарантии заметно шире, чем для поручительства.

Требования к поручителю жестко определены законом, и соответствует им далеко не каждое юридическое лицо. Самое главное требование – финансовая состоятельность, доказанная в соответствии с законодательством. Это значит, что организация обязательно должна владеть собственным имуществом и стабильно получать прибыль в определенном размере. Только в этом случае компания получает разрешение на поручительство.

 

  1. Понятие и цели валютноо регулирования банковской деятельности

 

Валютное регулирование представляет собой:

-с одной стороны — элемент юридической (правовой) формы осуществления финансовой политики государства;

-с другой часть общеэкономической политики, основной задачей которой выступает формирование и развитие валютно-финансовой системы.

Поэтому под валютным регулированием понимается комплекс правовых и экономических мер, направленных на поддержание публичного правопорядка и обеспечение реализации интересов государства в сфере валютных ценностей Оно выступает важнейшим направлением финансовой деятельности государства.

Основные цели поддержания публичного правопорядка в сфере валютного регулирования:

-укрепление национальной валюты;

-поддержание платежеспособности  и кредитоспособности государства;

-развитие международных валютных  отношений;

-обеспечение поступления иностранной  валюты из-за рубежа (валютной выручки);

-воспрепятствование незаконному  вывозу за пределы страны капиталов;

-борьба с незаконным оборотом  капиталов.

 

49. правовое регулирование валютных  операций, их виды

 

Нормативно-правовой базой валютного регулирования и валютного контроля выступают Конституция Российской Федерации и Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле":

1.устанавливает основные принципы  проведения операций с валютой  РФ и с иностранной валютой на территории РФ;

2.регулирует вопросы валютного  контроля в РФ, ответственности  субъектов валютных отношений  за нарушение валютного законодательства;

3.определяет права и обязанности  должностных лиц, органов и агентов  валютного контроля

4.разграничивает полномочия органов власти в данной области;

5.раскрывает функции банковской  системы в валютном регулировании  и валютном контроле.

 

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на следующие виды.

Текущие операции направлены на обслуживание экспортно-импортных торговых операций (их оплату, в том числе получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, переводы и т.д.). Под текущими валютными операциями понимаются: переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным сдвижением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ и иные валютные операции, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:

  1. прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятии с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  2. портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
  3. переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  4. предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
  5. предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

 

  1. органы и агенты валютного контроля, их полномочия.

 

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством РФ К органам валютного контроля в Российской Федерации относятся:

-ЦБ РФ;

-федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами;

-федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный Правительством  РФ.

Агентами валютного контроля являются:

уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ;

организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ. Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.  

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации:

-Правительство РФ — обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ;

-ЦБ РФ - осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля:

1.осуществляют контроль за проводимыми  в Российской Федерации резидентами  и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций  законодательству, условиям лицензий  и разрешений, а также за соблюдением  ими актов органов валютного контроля;

2.проводят проверки валютных  операций резидентов и нерезидентов  в Российской Федерации;

3.определяют порядок и формы  учета, отчетности и документации  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов.

Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:

-проверять все документы, связанные  с осуществлением ими функций  валютного контроля, получать необходимые  объяснения, справки и сведения  по вопросам, возникающим при  проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

-приостанавливать операции по  счетам в уполномоченных банках  в случае непредставления упомянутых  в настоящей статье документов  и информации;

-приостанавливать действие или  лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

-на другие права, предусмотренные  законодательством РФ. При этом  органы и агенты валютного контроляи их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления возложенных на них обязанностей могут привлекаться к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Банковское законодательство"