Роль ЦБ РФ в осуществлении финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы :
- определить основные задачи и функции ЦБ РФ
- выявить основные функции ЦБ РФ в области осуществлении финансового контроля и их значение
-рассмотреть основные контрольные органы ЦБ РФ , определить их структуру и задачи

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
1. Функции, полномочия и обязанности ЦБ РФ в области финансово - экономического контроля………………………………………
1.1 Организационные основы функции полномочия и .
обязанности Центрального банка РФ…………………………………….
1.2 Функции Центрального банка РФ……………………………………..
1.3 Полномочия и обязанности ЦБ РФ……………………………………
2. Контрольные органы ЦБ РФ.
2.1 Структура ЦБ РФ………..
2.2 Задачи банковского контроля
3.Роль ЦБ РФ в осуществлении финансового контроля
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая по цб рф.docx

— 53.22 Кб (Скачать файл)

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление им.

В целях совершенствования денежно - кредитной системы РФ при Банке России создаётся Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.

Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1) рассмотрение концепции совершенствования  банковской системы Российской  Федерации;

2) утверждение на основе предложений  Совета директоров на очередной  год не позднее 15 декабря предшествующего  года: общего объема расходов  на содержание служащих Банка  России; общего объема расходов  на пенсионное обеспечение, страхование  жизни и медицинское страхование  служащих Банка России; общего  объема капитальных вложений; общего  объема прочих административно-хозяйственных  расходов;

3) рассмотрение проекта основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной, политики валютного  регулирования и валютного контроля, составление по ним заключений  и анализ итогов их выполнения;

4) рассматривает наиболее важные  вопросы регулирования деятельности  кредитных организаций;

5) осуществляет экспертизу проектов  законодательных и иных нормативных  актов в области банковского  дела;

6) участвует в разработке основных  принципов организации системы  расчётов в РФ.

Чтобы быть достаточно действенной, системе банковского регулирования и надзора должна включать в себя различные виды контроля:

  • государственный (выражается в существовании системы банковского законодательства);
  • общественный (контроль со стороны общества);
  • ведомственный (надзор со стороны ЦБ или другого специального ведомства);
  • независимый (контроль независимых аудиторских фирм).

2.2 Задачи банковского контроля РФ

К актуальным задачам банковского контроля, которые решает Банк России, относятся:

  • разработка и внедрение системы раннего реагирования (вмешательство органов банковского надзора на ранней стадии определённых трудностей);
  • разработка и осуществление особой системы контроля за крупными банками (крах такого рода банковских учреждений может иметь негативные последствия для всей банковской системы);
  • разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства (цивилизованная процедура банкротства кредитных организаций, у которых отозваны лицензии Банка России на осуществление банковских операций, должна осуществляться своевременно и, прежде всего, в интересах вкладчиков и кредиторов;
  • надзор за банковскими группами - консолидированный надзор (речь идёт о способности проверять как банковские, так и небанковские операции кредитных организаций).

Сейчас Банком России многое делается для совершенствования методологии банковского контроля (надзора), однако, остаётся ещё ряд нерешённых проблем. То есть необходимо сместить цели банковского надзора в сторону качества, необходимо поднять все составляющие банковского надзора до уровня международных стандартов.

 

 

  1. Роль ЦБ РФ в осуществлении финансового контроля

 

Роль Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) в системе государственного финансового контроля (ГФК) определяется возложенными на него полномочиями в сфере валютного регулирования и управления банковской системой. Согласно Конституции РФ главной целью деятельности ЦБ РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» раскрывает ее подробнее, выделяя три основных направления: укрепление покупательной способности рубля по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы России, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирование системы расчетов (ст. 3). Следовательно, контрольные функции ЦБ РФ не ограничиваются сферой внутрибанковского контроля.

Выступая субъектом денежно-кредитной политики, ЦБ РФ контролирует финансовые потоки, объем денежной массы в стране, работу кредитных организаций, воздействует на деловую активность и решение многих макроэкономических проблем. ЦБ РФ влияет на объективные предпосылки формирования сбережений юридическими и физическими лицами и их последующей трансформации в инвестиции. Такими объективными предпосылками, находящимися в компетенции ЦБ РФ, являются темпы роста инфляции, курс национальной валюты, уровень процентных ставок.

Вопрос о роли ЦБ РФ в системе ГФК имеет три аспекта: контроль Счетной палаты РФ за деятельностью ЦБ РФ, контрольные функции самого ЦБ РФ и его взаимодействие с другими контролирующими организациями.

По мнению ряда экономистов контроль за деятельностью ЦБ РФ недостаточен и должен быть расширен. В частности, предлагается наделить Счетную палату РФ правом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, бюджетом, образованием и использованием прибыли ЦБ РФ и его структурных подразделений, предоставить ей право не реже одного раза в год проводить аудит финансовой отчетности. В противном случае ЦБ РФ окажется самоконтролирующейся организацией.

 

ЦБ РФ осуществляет оперативное управление уставным капиталом и иным имуществом, являющимся федеральной собственностью. Поэтому вопросы, связанные с прекращением права федеральной собственности на те или иные ее объекты (например, уменьшение долей ЦБ РФ в капитале Сбербанка, Внешторгбанка, Eurobank, Moscow Bank и Ost - West Handelsbank AG в объеме менее 50% плюс одна голосующая акция), могут решаться только путем принятия соответствующих федеральных законов. При сохранении данных акций в федеральной собственности порядок выхода ЦБ РФ из уставных капиталов вышеназванных банков определяется Правительством РФ.

Вместе с тем на деятельность ЦБ РФ не распространяется федеральный закон «О некоммерческих организациях». Специфика задач ЦБ РФ в структуре государственного управления предопределяет необходимость отдельного закона, делающего ЦБ РФ относительно самостоятельным учреждением, не зависящим от органов исполнительной власти. ЦБ РФ не регистрируется в налоговых органах. Руководство ЦБ РФ всегда подчеркивает и тщательно оберегает независимый статус своей организации, но вместе с тем признает, что ЦБ РФ входит в структуру федеральных органов государственной власти.

Пути осуществления ЦБ РФ общего и специального контроля зафиксированы в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, общий контроль осуществляется с помощью: •

разработки и проведения во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; •

эмиссии наличных денег и организации их обращения; •

установления правил осуществления расчетов в РФ; •

валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, установление порядка расчетов с иностранными государствами; •

валютного контроля, осуществляемого непосредственно и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; •

участия в разработке прогноза платежного баланса РФ и организации составления платежного баланса РФ; •

анализа и прогнозирования состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикации соответствующих материалов и статистических данных.

Пути осуществления специального контроля включают: •

организацию системы рефинансирования (ЦБ РФ является кредитором последней инстанции для кредитных организаций); •

установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; • государственную регистрацию кредитных организаций, выдачу и отзыв лицензий кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; •

надзор за деятельностью кредитных организаций; •

регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

По отношению к кредитным организациям ЦБ РФ выступает как орган пруденциального контроля и надзора, имеющий право получать сведения о состоянии дел в кредитной организации и в случае нарушений применять к ней меры принуждения.

ЦБ РФ ограничивает деятельность кредитных организаций в целях уменьшения банковского риска. Это необходимо для защиты вкладчиков от возможностей краха банка и банковской системы в целом от цепной реакции таких крахов. В рамках пруденциального контроля устанавливаются 14 обязательных нормативов (пруденциальных ограничений), в том числе: максимальный размер кредитных рисков; норматив ликвидности; минимальный размер собственных оборотных средств; норматив использования собственных оборотных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц; максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) и т.д. Нормативы представляют собой систему, в которой базовым является минимальный размер собственных оборотных средств.

Надзорные полномочия ЦБ РФ позволяют ему осуществлять предварительный и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций. Эти полномочия включают: контроль за соблюдением кредитными организациями установленных ЦБ РФ нормативов, полномочия в области антимонопольного и валютного контроля и иные полномочия.

В целях контроля за деятельностью кредитных организаций ЦБ РФ получает у них необходимую информацию и разъяснения по ней, устанавливает правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности и проводит проверки кредитных организаций и их филиалов. Проверки могут осуществляться либо представителями ЦБ РФ, уполномоченными советом директоров, либо по его поручению - аудиторскими фирмами. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и по отдельным направлениям, внезапными и с предварительным уведомлением руководителя соответствующей кредитной организации (ее филиала).

Контрольные полномочия ЦБ РФ дают право применять санкции к нарушителям пруденциальных норм деятельности. Законодательство предусматривает 2 вида санкций: первичные (если нарушение установлено впервые) и последующие (в случае невыполнения ранее выданных предписаний). В качестве первичных санкций может быть взыскан штраф в размере до 0,1% минимального уставного капитала, а при последующих санкциях его размер повышается до 1%. ЦБ РФ может приостановить проведение отдельных операций кредитными организациями и открытие филиалов на срок от 6 месяцев (первичные санкции) до 1 года (последующие санкции), изменить для организации-нарушителя обязательные нормативы на тот же срок, потребовать провести реорганизацию и заменить руководство, назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев, отозвать лицензию.

Полномочия в области антимонопольного контроля состоят в том, что на приобретение более 20% долей (акций) кредитных организаций одним лицом или взаимосвязанными лицами требуется согласие ЦБ РФ, а в случае приобретения более 5% долей (акций) необходимо уведомить ЦБ РФ.

В области валютного контроля ЦБ РФ издает нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ, проверяет валютные операции на предмет соблюдения порядка, сроков и полноты их проведения.

ЦБ РФ осуществляет контроль за финансовыми потоками с помощью методов, которые закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35). Они включают: процентные ставки и ставки рефинансирования ЦБ РФ; нормативы обязательного резервирования; определение лимитов операций на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование) и т.п. Конкретные параметры устанавливаются советом директоров.

Все вышеизложенное свидетельствует, что ЦБ РФ использует методы прямого и косвенного финансового контроля.

 

Методы прямого контроля имеют форму положений, требований, инструкций, издаваемых ЦБ РФ. Как свидетельствует российская и зарубежная практика, меры прямого контроля могут быть эффективны в сфере контроля процентных ставок, объема кредитов или депозитов коммерческих банков, особенно в условиях кризиса. В то же время излишний административный контроль приводит к оттоку денежных средств в теневую экономику и за рубеж. Поэтому методы прямого контроля дополняются мерами косвенного контроля, не связанными с установлением запретов или лимитов. Важнейшим методом косвенного контроля является установление ставок рефинансирования (платы коммерческих банков за кредиты ЦБ РФ) и редисконтирования (платы, взимаемой ЦБ РФ при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним).

Информация о работе Роль ЦБ РФ в осуществлении финансового контроля