Решение задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Задание 1 Определите соотношение понятий: "финансы", "финансы предприятий", "государственные финансы", "финансы государственных предприятий".Банк России установил процентные ставки на определенный вид кредитных операций, осуществляемых банками и кредитными организациями.
Солнечногорская городская администрация в целях «создания благоприятных условий для развития предпринимательства» приняла постановление, обязывающее расположенные на территории города банки кредитовать юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, по сниженным ставкам.

Содержание работы

Задание 1 ………………………………………………………………………….3
Задание 2…………………………………………………………………………11
Задание 3.………………………………………………………………………...13
Задание 4…………………………………………………………………………15
Задание 5…………………………………………………………………………18
Задание 6…………………………………………………………………………19
Список использованных источников…………………………………….……..22

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

Основным мотивом финансовой деятельности государства является образование и расходование фондов денежных средств для реализации им своих функций.

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.

Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.

Потребность в государственных финансах порождается самим фактом существования государства и необходимостью денежного обеспечения выполняемых им функций. В наиболее общем виде основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики и выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства.

Средства, мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации елевых и научно-технических программ.

Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

Государственные финансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.

Финансы предприятий - совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения производственной деятельности.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

- возникающие между учредителями  в момент создания предприятия  по поводу формирования его  уставного капитала;

- между самими предприятиями, связанные  с производством и реализацией  продукции, возникновением вновь  созданной стоимости (между поставщиками, покупателями, подрядчиками и другими  субъектами экономики);

- между подразделениями внутри  предприятия (между филиалами);

- между предприятием и его  работниками (при распределении  полученного дохода, размещении  ценных бумаг, выплате дивидендов);

- между предприятием и вышестоящей  организацией (внутри холдинга, финансово-промышленной  группы, с союзами ассоциациями). Эти отношения возникают при  формировании, распределении, использовании  ресурсов получаемых для финансирования  целевых программ, проведения исследований, осуществления инвестиционных проектов.

- между предприятием и финансами  государства при уплате налогов, взносов во внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, ассигнований, уплате штрафов;

- между предприятием и банковской  системой при хранении денег, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании  других банковских услуг;

  • между предприятием и страховыми компаниями и организациями, при страховании имущества, работников, рисков;
  • между предприятием и инвестиционными институтами при размещении инвестиций.

Финансы государственных предприятий являются основным звеном общей финансовой системы РФ. Они представляют собой совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, систему их образования, распределения и использования.

К финансам государственного предприятия относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы. В материальном выражении все финансы государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.

Правовой режим финансов предприятий зависит от того, к какой форме собственности относится предприятие. Специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2 Банк России установил процентные ставки на определенный вид кредитных операций, осуществляемых банками и кредитными организациями.

Солнечногорская городская администрация в целях «создания благоприятных условий для развития предпринимательства» приняла постановление, обязывающее расположенные на территории города банки кредитовать юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, по сниженным ставкам.

Банки обратились с запросом в ЦБ РФ, а Банк России - в суд с жалобой на незаконность постановления Солнечногорской городской администрации.

Как строятся взаимоотношения между ЦБ РФ, банками и органами государственной власти? В чем состоит допущенное нарушение законодательства?

Решение:

Данные взаимоотношения регулируются действующим законодательством: Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (далее ЦБ РФ), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Ст. 84 Закона о ЦБ РФ гласит: «Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера…». Право на издание нормативных документов, регулирующих банковскую деятельность имеет исключительно ЦБ РФ (который поэтому иногда именуют Регулятором) он же осуществляет и надзор за такой деятельностью. Солнечногорская городская администрация не входит в перечень органов, регулирующих и регламентирующих банковскую деятельность. Нарушение законодательства в данном случае состоит в превышении своих полномочий органом местной власти. Кстати постановление городской администрации можно также было обжаловать в прокуратуре, которая должна была бы после проверки вынести соответствующее предписание в адрес городской администрации. Взаимоотношения между ЦБ и коммерческими банками полностью определяются упомянутыми законами. ЦБ издаёт нормативные документы, регулирующие банковскую деятельность выполняя свою главную Уставную функцию (также возложенную на ЦБ конституцией) - организация и поддержание денежного обращения, поддержание рубля как национальной валюты РФ. ЦБ выдаёт и отзывает лицензии на банковскую деятельность, и осуществляет надзор за банками в сфере денежного обращения и банковской деятельности. Органы гос власти, в т. ч. местные органы власти не могут непосредственно вмешиваться в банковскую деятельность, так же как в законную деятельность других юридических лиц. Но в определённых случаях могут взаимодействовать с ними в пределах своих полномочий. Например, в случае стихийного бедствия или угрозы катастрофы или терракта, организовать спасение людей и эвакуацию, заключать с организациями договора на аренду помещений, другие хоз. договора по коммунальным услугам и т. д. Могут предоставлять (или не предоставлять) земельные участки для строительства офисных или жилых зданий банкам. Т. е. могут взаимодействовать с банками по вопросам их хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3 Каковы меры, применяемые к нарушителям бюджетного и налогового законодательства? В чем заключаются общие и индивидуальные черты данных мер?

        Приведите 3 примера.

        Решение:

Согласно п. 2 ст. 306.2 Бюджетного кодекса РФ: «К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:

    • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
    • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
    • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
    • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
    • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств»

          Как примеры можно рассмотреть статьи из Бюджетного кодекса РФ.  
1) Ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)».

2) Ст. 306.5 «Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита». 
3) Ст. 306.8 «Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)».

          П. 1 ст. 114 Налогового кодекса РФ гласит: «Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения». « Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) …»

          Примеры рассмотрим из статей Налогового кодекса РФ.

1) Ст. 116 «Нарушение налогоплательщиком  установленного настоящим Кодексом  срока подачи заявления о постановке  на учет в налоговом органе  по основаниям, предусмотренным  настоящим Кодексом,  влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей».

2) Ст. 119.1 «Несоблюдение порядка представления  налоговой декларации (расчета) в  электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей».

3) Ст. 120 « 1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. 

2. Те же деяния, если они совершены  в течение более одного налогового  периода,  влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей. 

3. Те же деяния, если они повлекли  занижение налоговой базы,  влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей. 

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений».

 

 
 

Задание 4 Назовите основные условия предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

          Решение:

          1. Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации. 
Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов; 
          2. Субъект Российской Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права: 
-ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы); 
-предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов бюджета субъекта Российской Федерации; -предоставлять государственные гарантии субъекта Российской Федерации в размере, превышающем 5 процентов расходов бюджета субъекта Российской Федерации. 
          3. Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права: 
- ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов Российской Федерации (с учетом региональных коэффициентов заработной платы); 
- предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов местного бюджета; 
- предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5 процентов расходов местного бюджета. 
          Объединяет субсидии и субвенции то, что они предоставляются для финансирования целевых программ. Отличает субсидию от субвенции то, что субвенции предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, а субсидии предполагают долевое участие вышестоящего и нижестоящего бюджетов в реализации целевых программ. 
Субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ могут предоставляться для финансирования: 
1) расходов по федеральным целевым программам;  
2) капитальных расходов; 
3) расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;  
4) иных целевых расходов.  
          Федеральной целевой программой называется комплекс мероприятий, направленных на достижение общеполезного в рамках Российской Федерации результата. Федеральные целевые программы разрабатываются и реализуются Правительством РФ. Наиболее значимым федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских. 
Расходы на реализацию федеральных целевых программ могут нести как федеральный бюджет, так и нижестоящие бюджеты. В последнем случае расходы бюджетов субъектов РФ на реализацию федеральных целевых программ подлежат компенсации из средств федерального бюджета (такая компенсация осуществляется в форме субвенций). 
          Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ  
Капитальные расходы нижестоящих бюджетов могут финансироваться за счет средств вышестоящих бюджетов, при этом такие средства предоставляются в форме субсидий или субвенций. 
Субвенции также предоставляются для финансирования расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. 
          Приводимый перечень условий предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам в форме субвенций и субсидий носит примерный характер, поэтому субсидии и субвенции могут предоставляться и для финансирования иных целевых расходов. 
          Предоставление финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности 
          1. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. 
          2. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации. 
Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации. 
          3. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. 
Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств. 
          4. Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Информация о работе Решение задач