Решение задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Задание 1 Определите соотношение понятий: "финансы", "финансы предприятий", "государственные финансы", "финансы государственных предприятий".Банк России установил процентные ставки на определенный вид кредитных операций, осуществляемых банками и кредитными организациями.
Солнечногорская городская администрация в целях «создания благоприятных условий для развития предпринимательства» приняла постановление, обязывающее расположенные на территории города банки кредитовать юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, по сниженным ставкам.

Содержание работы

Задание 1 ………………………………………………………………………….3
Задание 2…………………………………………………………………………11
Задание 3.………………………………………………………………………...13
Задание 4…………………………………………………………………………15
Задание 5…………………………………………………………………………18
Задание 6…………………………………………………………………………19
Список использованных источников…………………………………….……..22

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 49.03 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

         Факультет дистанционных технологий

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

2 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Задание 1 ………………………………………………………………………….3

Задание 2…………………………………………………………………………11

Задание 3.………………………………………………………………………...13

Задание 4…………………………………………………………………………15

Задание 5…………………………………………………………………………18

Задание 6…………………………………………………………………………19

Список использованных источников…………………………………….……..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1 Определите соотношение понятий: "финансы", "финансы предприятий", "государственные финансы", "финансы государственных предприятий".

Решение:

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

1) экономических отношений, возникающих  в процессе создания, распределения  и использования определенных  фондов денежных средств, необходимых  государству для выполнения своих  задач и функций;

2) фондов денежных средств, мобилизованных  государством для осуществления  своих задач.

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему РФ, которую составляют следующие институты:

1) бюджетная система с входящими  в нее государственными и местными  бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды;

3) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей  народного хозяйства;

3) имущественное и личное страхование;

4) кредит (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт - это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ означает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики - необходимое условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость. Существование финансов связано с товарно - денежными отношениями.

Распределительная природа финансов выводится из экономических предпосылок, оснований и условий. Наиболее тесная связь прослеживается между финансами и распределением (перераспределением) национального дохода. В этой связи замечу, что распределение в структуре финансовой деятельности и распределение (перераспределение) национального дохода это не одно и тоже. Тезис о том, что финансовые отношения присутствуют на стадии обмена, также следует доказать из экономических законов, из познания основных и устойчивых тенденций гражданского оборота. Нередко финансы в специальной литературе связывают и с распределением и с обменом. А. С. Емельянов утверждает: «Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия – обмен. Финансовые отношения, проявляясь на стадии обмена, приобретают подлинное значение при распределении». По мнению В.Г. Чантладзе, «…не все производственные отношения, выражающиеся материальными средствами в денежном виде, являются финансами. Государственные финансы формируются в процессе распределения, перераспределения и обмена, опосредованного распределением через государственное вмешательство».

С одной стороны, финансы находятся в сфере объективных мало предсказуемых макроэкономических явлений и процессов, а с другой стороны они, конкретизируясь в отдельных отношениях аккумуляции, распределения, использования средств государственных и муниципальных денежных фондов, становятся предметом финансово-правового регулирования. Косвенно все это просматривается у Е. А. Ровинского: "Те или иные экономические отношения, в том числе и финансовые, играющие важную роль в распределении и перераспределении национального дохода страны, объективированы и обусловлены действием соответствующих экономических законов, но им самим по себе не присущ императивный характер. Это качество те или иные экономические общественные отношения могут получить, лишь когда «срабатывает» механизм их познания и организации выражения (в зависимости от их особенностей) государственной воли, определяющей юридически мотивированное поведение участников правоотношения".

Финансы – есть экономическая категория, необходимое и важное звено экономики, форма производственных отношений. По мнению В. Г. Чантладзе, «не может быть двух мнений о том, что понятие «финансы» в широком смысле относится к сфере производственных отношений, они составляют часть экономики». Э. А. Вознесенский утверждает: «Финансы сами по себе безотносительно к конкретным формам этих отношений есть порождение материального производства на определенной ступени его развития и в силу этого имеют, несомненно, объективный характер данных отношений в реальной системе». «Сфера производства, – отмечает А. К. Анашкин, – является базовой, первичной, а над ней размещается сфера финансов». Финансовая деятельность, напротив, представляет собой идеологическое, субъективное явление. В ней выражаются потребности, интересы, цели, воля и ценности общественно-территориальных образований. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как разновидность деятельности в целом является формой активности субъекта ко всему окружающему, выражающаяся в его познании и преобразовании. Ей присущи все элементы деятельности – субъект, объект, цель, средство, результат.

Кроме того, финансовая деятельность имеет управленческую природу, является видом государственного управления в широком смысле. В этом качестве финансовая деятельность обладает такими свойствами, как целенаправленное воздействие субъекта на объект, подчинение объекта субъекту, обеспечение единства и взаимодействия составляющих систему субъектов и объектов, структурная целостность организационных воздействий для достижения цели. Субъект публичных интересов должен предварительно познать всю стихию финансов, чтобы эффективно управлять ею. В. Г. Афанасьев указывает: «Без научного познания общества невозможно научное управление обществом».

Соотношение финансов и финансовой деятельности просматривается в соотношении объективного и субъективного. Объективные финансовые законы будут иметь место независимо от качества государственного управления финансами. Государство вот уже много лет пытается понять экономическо-финансовые процессы и выстроить адекватную им политику и деятельность. Э. А. Вознесенский отмечает: "Государство может отменить те или иные формы платежей, заменить их новыми (что нередко происходит в практике финансовой политики), однако в любых случаях сохраняется объективная необходимость и реальное существование в целом системы платежей в государственный бюджет при определенных условиях общественного производства".

Однако сказанное нельзя понимать как разрыв неких "объективных" финансов и финансовой деятельности. Нельзя упускать из виду, что финансы и финансовая деятельность крепко связаны между собой. В специальной литературе правильно утверждается, что в отличие от других стоимостных категорий товарного производства возникновение и развитие финансов немыслимо вне государства. Такой разрыв невозможен хотя бы потому, что нет конкретных финансовых отношений, возникающих без участия общественно-территориальных образований. Финансы имеют две стороны, два аспекта сущности – субъективную и объективную. Объективная часть финансов тесно связана с общественным производством, субъективная часть финансов – с государством. В последней из частей финансов просматривается финансовая деятельность. Видимо, здесь же имеет место государственная финансовая политика.

Думается, в конкретной общественной системе происходит усиление той или иной части финансов. В тоталитарном обществе с командно-административной экономикой первична субъективная сторона финансов, а в демократическом обществе с рыночной экономикой первична их объективная часть. По мере увеличения места государства в экономическом обороте происходит пропорциональное увеличение его финансовой деятельности. Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что тезис советских правоведов – финансовое право регулирует только финансовую деятельность государства – был вполне закономерен для своего времени, т.к. финансы в рамках социалистической экономики почти полностью зависели от государства. Отсюда противопоставлять финансы и государственно-финансовую деятельность не имело смысла. Сегодня, когда общественно-политические условия кардинально изменились, тезис советского периода следовало бы пересмотреть. Ныне требуется корректировка финансовой деятельности и российского финансового права с учетом объективной стороны финансов, связи финансов с процессами экономики, денежного оборота, кредита, глобализации. Пора широко обсуждать следующие вопросы. Исчерпывается ли в современное время предмет регулирования финансового права отношениями по поводу финансовой деятельности? Могут ли в него входить иные финансовые отношения, не охватываемые данной деятельностью?

Таким образом, система «финансы – финансовая деятельность – финансовое право» имеет решающее значение для развития и становления отрасли российского финансового права. Параметры взаимосвязи между указанными категориями следовало бы рассматривать с учетом первичности финансов. Сущность самих финансов характеризуется субъективно-объективными свойствами. В субъективной стороне финансов проявляется финансовая деятельность. В большинстве своем финансовое право воздействует на финансы через регулирование конкретных отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности. В современное время при финансово-правовом регулировании следует учитывать объективную сторону финансов.

Г.М. Точильников пишет: «Общее признание получило то, что финансам как публичному хозяйству – особой системе общественного хозяйства – сопутствует и формирование особой отрасли права как совокупности правовых норм, определяющих публично-правовой порядок коллективного удовлетворения потребностей. Факт существования такой системы правовых норм неоспорим. Еще в рабовладельческом строе в связи с возникновением денежных налогов появились некоторые элементы финансового права…».

Относительно разъяснения вопроса о сущности финансов П. М. Годме писал: «Финансовая наука изучает финансовые явления в их глобальном аспекте. Она анализирует развитие финансов. Так, она исследует возможные последствия влияния налогового обложения на экономику, последствия бюджетного дефицита для экономической конъюнктуры, воздействие государственных инвестиций на развитие экономики. Финансовое же право наблюдает, изучает механизм финансовых операций, исследует правила, в соответствии с которыми взимаются налоги, определяет права налогоплательщиков и технику контроля над операциями по государственным расходам».

Э. А. Вознесенский утверждает: «Финансы сами по себе безотносительно к конкретным формам этих отношений есть порождение материального производства на определенной ступени его развития и в силу этого имеют, несомненно, объективный характер данных отношений в реальной системе». «Сфера производства, – отмечает А. К. Анашкин, – является базовой, первичной, а над ней размещается сфера финансов».

Все финансы исторически делят на частные и общественные (публичные). Публичные финансы, в свою очередь, включают в себя государственные и местные, или муниципальные финансы. Частные финансы имеют более сложную классификацию. Они делятся на личные и семейные; финансы предприятий и финансы бизнеса; финансы банков; финансы некоммерческих организаций. Частные и публичные финансы имеют разную систему дохода и расхода, разные системы управления.

Главная статья публичных финансов – это статья расходов. Государственные и муниципальные финансы расходуются по четкому, заранее разработанному плану и идут на нужды города, района, государства. Для частных финансов в первую очередь важен доход. Деятельность частных лиц, банков, предприятий направлена на получение прибыли. Полученная прибыль может быть запущена в оборот или истрачена на личные нужды

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, с другой – финансы предприятий и корпораций. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Финансы частных предприятии и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

Финансы являются инструментом, обеспечивающим образование, распределение и использование денежных средств субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Эта сфера экономического устройства общества посредством финансовых операций обслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основе финансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки и обеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и других субъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связи финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Информация о работе Решение задач