Правовые основы банковского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Российский рынок банковских услуг продолжал развиваться в условиях обострения внутриотраслевой конкуренции, все более значительным фактором которой является постепенное расширение участия в российских кредитных организациях иностранного капитала. Наиболее заметно усилилась конкуренции в сфере кредитования физических лиц. Конкурентная борьба стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания, появление на рынке новых банковских продуктов, способствует повышению транспарентности деятельности кредитных организаций, использованию новых информационных технологий, аутсорсинга, более активному распространению банковского бизнеса в регионы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

дкр по финансовому праву.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации. Для таких целей в структуре Банка России созданы Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

Общая цель банковского надзора - приведение банковской системы и банковской деятельности каждой в отдельности кредитной организации в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России. Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов.

Объекты банковского надзора —  это та часть банковской системы  и банковской деятельности, которая  в соответствии с требованиями законов  и в установленном ими порядке  должна контролироваться Банком России. Правильное определение объектов надзора имеет значение для уяснения компетенции Банка России по проведению проверок деятельности кредитных организаций. Кроме того, оно позволяет оптимизировать расходы Банка России на указанный надзор.

Основные функции банковского надзора:

изучение юридических вопросов деятельности банка и соблюдение им устава и лицензии;

проверка соблюдения кредитной организацией позиций банковской лицензии;

анализ баланса и отчетности банка;

изучение динамики отдельных показателей банковской деятельности и перспектив развития банка;

проверка решений органов управления;

 проверка работы ревизионной  комиссии;

анализ договорных отношений кредитной организации с клиентами, вкладчиками, дебиторами; 

анализ способов размещения собственных и временно привлеченных средств, проверка выполнения обязательств по договорам (кредиты, депозиты, конвертация, валютные операции, ценные бумаги);

проверка управления рисками;

проверка формирования резервов;

проверка гарантий;

проверка обоснованности и законности формирования доходов;

изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;

выявление фактов искажения доходов  и расходов, обнаружение возможных  непроизводительных потерь, в том  числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;

выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших банковским нарушениям;

выяснение целей нарушения нормативных  актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;

выяснение причин и целей проведения банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

проверка соблюдения кредитной  организацией предписаний Банка России.

 

 

 

3. Правовое положение  агентства по страхованию вкладов,  его полномочия.

 Ключевую роль в организации  и функционировании системы страхования  вкладов играет Агентство по  страхованию вкладов. Основные  элементы его правового статуса  состоят в следующем.

Агентство по страхованию вкладов  является государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Поскольку агентство по страхованию вкладов – некоммерческая организация, получение прибыли не является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если только это служит достижению цели, ради которой оно создано, и соответствует этой цели. Цель деятельности агентства по страхованию вкладов, прямо закрепленная в ч.1 ст.15 Законна о страховании вкладов, - обеспечение функционирования системы страхования вкладов.

Агентство по страхованию вкладов в силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно-властных полномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображение Государственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти.

Агентство имеет счет в Банке России.

Агентство по страхованию вкладов обладает следующими полномочиями:

Организует учет банков (ведет реестр банков1);

Осуществляет сбор страховых взносов  и контроль за их поступлением в  фонд обязательного страхования  вкладов;

Осуществляет мероприятия по учету  требований вкладчиков к банку и  выплате им возмещения по вкладам;

Имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к  банкам мер ответственности, предусмотренных  ст. 74 Законна о Банке России и  нормативными актами Банка России;

Размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда  обязательного страхования вкладов;

Имеет право требовать о банков размещения информации о системе  страхования вкладов и об участии  в ней банка в доступных  для вкладчиков помещениях банка, в которых обслуживаются вкладчики;

Определяет порядок расчета  страховых взносов в соответствии со ст. 36 Законна о страховании  вкладов;

Осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей.

В рамках организационных основ  системы страхования вкладов  действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия агентства по страхованию вкладов , органов государственной власти, Банка России кредитных организаций.

Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.

С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и  иную необходимую информацию, в частности:

О выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;

О принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;

О применении Банком России к банку  мер ответственности в виде наложения  запрета (ограничений) на привлечение  вкладов граждан.

О реорганизации банка;

О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

В свою очередь Агентство:

Информирует Банк России:

а) о внесении банков в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;

б) об изменении ставки страховых  взносов;

2. Обращается в Банк России с предложениями:

а) о проведении проверки банка  Банком России;

б) о применении Банком России к  банку мер ответственности, предусмотренных  федеральным законами, с приложением  документов, обосновывающих необходимость  применения указанных мер.

Финансовую основу системы страхования  вкладов составляет Фонд обязательного  страхования вкладов, принадлежащий  Агентству на праве собственности  и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам.

Фонд представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных особенностей относятся следующие:

Фонд обособляется от иного имущества  Агентства; соответственно, по фонду  ведется обособленный учет;

Денежные средства фонда учитываются  на специально открываемом счете  Агентства в Банке России;

На фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также  Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.

Фонд обязательного страхования  вкладов формируется за счет:

Страховых взносов, являющихся едиными  для всех банков и подлежащих уплате ими со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.

Денежных средств и иного  имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам.

 Средств федерального бюджета.

Доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств  фонда.

Первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.

Других доходов, не запрещенных  законодательством.

Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования  вкладов могут быть размещены  и (или) инвестированы на принципах  возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:

В государственные ценные бумаги РФ, а также в государственные  ценные бумаги субъектов Федерации.

В облигации российских эмитентов.

В акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ.

В паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов.

В ипотечные ценные бумаги.

В ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития.

В депозиты и ценные бумаги Банка  России.

Размещение временно свободных  денежных средств фонда обязательного  страхования вкладов в ценные бумаги разрешается:

а) они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения денежных средств  инвестиционных инвесторов – для государственных ценных бумаг РФ.

б) они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным Министерство финансов РФ – для государственных  ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.

Финансовые инструменты, приобретаемые  за счет денежных средств фонда обязательного  страхования вкладов, является его  неотъемлемой частью и отражается на балансе, на котором учитывается  этот фонд.

Финансовая устойчивость системы  страхования вкладов обеспечивается также имуществом Агентства и  средствами федерального бюджета. В  этих целях федеральный закон  о федеральном бюджете на соответствующий  год устанавливаются право Правительства  РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета. В случаях подтверждения советом директоров АСВ решения правления АСВ о невозможности возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий 7 календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

Обратиться в Правительство  РФ с просьбой о выделении Агентству  соответствующих денежных средств  в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда  обязательного страхования вкладов  составляет не более 1 млрд. руб. Правительство РФ принимает соответствующие решение в срок, не превышающий 7 календарных дней.

Обратиться в Правительство  РФ с просьбой о выделении Агентству  дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд.руб. При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоров АСВ.

В целях восстановления фонда обязательного  страхования вкладов совет директоров Агентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством  является Центральный Банк. Объясняется  это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.

Банковский надзор представляет собой  совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора  в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

Информация о работе Правовые основы банковского кредитования