Правовые основы банковского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Российский рынок банковских услуг продолжал развиваться в условиях обострения внутриотраслевой конкуренции, все более значительным фактором которой является постепенное расширение участия в российских кредитных организациях иностранного капитала. Наиболее заметно усилилась конкуренции в сфере кредитования физических лиц. Конкурентная борьба стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания, появление на рынке новых банковских продуктов, способствует повышению транспарентности деятельности кредитных организаций, использованию новых информационных технологий, аутсорсинга, более активному распространению банковского бизнеса в регионы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

дкр по финансовому праву.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим понятие и правовой статус каждого из указанных субъектов  банковской деятельности.

Банки.

Банком признается кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие  банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч.2 ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

В определении банка выделены следующие  главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

Об особом статусе такого вида кредитной  организации, как банк, говорит и  специальное определение «банка»  данное законодателем в подп.1 ст.2 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»  (с изменениями от 20 августа, 29 декабря 2004 г., 20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г.), где банк определен как «кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».1

Как видно, базисным критерием, позволяющим  отличить банки от иных кредитных организаций, является наличие лицензии (разрешения) на привлечении денежных средств от физических лиц. Понятия закрепленное в ФЗ «О страховании вкладов…» - является «узким», ориентированным законодателем к специальным правоотношениям, регулируемым ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», при этом данное понятие нельзя рассматривать как заменяющее понятие банка данное в ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Для того, чтобы стать банком, кредитная  организация должна получить соответствующую лицензию и «войти» в систему страхования вкладов, что является обязательным условием для всех банков.

Законом «О страховании вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации» определены четыре критерия для вхождения банка в систему страхования вкладов. Банк может вступить в систему страхования вкладов, если он одновременно отвечает следующим критериям (ст.44 Закона): 1

а) учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными.

Учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными в случае, если одновременно (п.2 ст.44 Закона):

1) учет и отчетность банка  соответствуют федеральным законам,  нормам и правилам, установленным  Банком России, собственной учетной  политике банка;

2) возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не влияют существенным образом на оценку его финансовой устойчивости.

б) банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;

в) финансовая устойчивость банка  признается Банком России достаточной. Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:

- группа показателей оценки  капитала;

- группа показателей оценки  активов;

- группа показателей оценки  качества управления банком, его  операциями и рисками;

- группа показателей оценки доходности;

- группа показателей оценки  ликвидности. 

г) меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о  банках и банковской деятельности, к банку не применяются, а также  отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки, проведенной согласно требованиям ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов.

Банки, участвующие в системе  страхования вкладов, обязаны:

1) уплачивать страховые взносы  в фонд обязательного страхования  вкладов; 

2) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

3) размещать информацию о системе  страхования вкладов в доступных  для вкладчиков помещениях банка,  в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

4) вести учет обязательств банка  перед вкладчиками, позволяющий  банку сформировать на любой  день реестр обязательств банка  перед вкладчиками по форме,  которая устанавливается Банком  России;

5) исполнять иные обязанности,  предусмотренные настоящим Федеральным законом. 1

Таким образом, правовой статус Банка  регламентируется не только ФЗ «О банках и банковской деятельности», но и  специальным ФЗ «О страховании вкладов», где закреплены особенности функционирования данной формы кредитной организации.

Небанковские кредитные организации.

Согласно ч.3 ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковская кредитная  организация - “кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.” 1

Деление небанковских кредитных организаций  на виды осуществляется по российскому  законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

 В настоящее время можно  говорить о двух видах небанковских  кредитных организаций: расчетные  небанковские кредитные организации  и небанковские депозитно-кредитные организации.

Расчетные небанковские кредитные  организации вправе осуществлять в  сочетании следующие банковские операции:

- открытие и ведение банковских  счетов юридических лиц;

- осуществление расчетов по  поручению юридических лиц, в  том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассацию денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  юридических лиц;

- куплю-продажу иностранной валюты  в безналичной форме;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Рассматриваемые небанковские кредитные  организации вправе осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со ст.6 ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Расчетные небанковские кредитные  организации не вправе осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады;

- открытие и ведение банковских  счетов физических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;

- куплю-продажу иностранной валюты  в наличной форме;

- привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов;

- выдачу банковских гарантий.1

К числу разрешенных операций небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, отнесены:

- привлечение денежных средств  юридических лиц во вклады (на  определенный срок);

- размещение привлеченных во  вклады денежных средств юридических  лиц от своего имени и за  свой счет;

- купля-продажа иностранной валюты  в безналичной форме;

- выдача банковских гарантий.

Соответственно небанковские депозитно-кредитные  организации не вправе осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств  физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;

- открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических  лиц;

- осуществление расчетов по  поручению физических и юридических  лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты  в наличной форме;

- привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов;

- осуществление переводов денежных  средств по поручению физических  лиц без открытия банковских  счетов.

Таким образом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

Организация банковского регулирования, надзора и контроля

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством  которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает  дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения  устойчивости отдельных банков и  предусматривает целостный и  непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и  кредиторов. Банк России не управляет  кредитными организациями, а только наблюдает за соответствием их деятельности установленным финансовым нормативам. Он не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. По закону Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. Они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Федеральный закон предоставил Банку России правомочия осуществлять банковский надзор: наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений.

Для осуществления своих функций  Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и  получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую  информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

ЦБ РФ осуществляет так называемое пруденциальное регулирование. Его смысл состоит в том, чтобы уменьшить риск банковских операций и предотвратить крах и системный кризис банков. Пруденциальное регулирование - это издание законов, а также нормативных актов и предписаний Банка России, направленных на создание таких условий банковской деятельности, которые снижают риск неликвидности, неплатежеспособности и финансовой надежности кредитной организации. Оно необходимо для предотвращения нестабильности в банковской системе: кризисов, угроз клиентам и вкладчикам кредитных организаций. Поэтому регулирование является средством надзора в широком смысле слова, т. е. за банковской системой в целом. В то же время надзор - средство обеспечения пруденциального регулирования. Это банковский надзор в узком смысле слова, т. е. надзор за отдельными кредитными организациями как частью банковской системы.

Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает ряд норм пруденциального регулирования, применение которых должно способствовать укреплению финансовой устойчивости и надежности кредитных организаций. При этом Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц- клиентов.

Федеральный закон предусматривает  определенный порядок регистрации кредитных организаций, выдачи им соответствующих лицензий, их отзыва, предъявления в соответствии с федеральными законами квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В этих же целях установлены антимонопольные требования.

Банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и  контактное) за исполнением и  соблюдением конкретными кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора  состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Информация о работе Правовые основы банковского кредитования