Правовой статус Банка России и Правительства Российской Федерации как органов валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Центральной Банк Российской Федерации и Правительство являются важнейшей структурой. Их деятельность в настоящее время приобретает все большее значение для нашей страны. Деятельность Центрального банка и Правительства регулируется большим количеством законов, нормативных актом, в том числе и Конституцией Российской Федерации. Правительство РФ имеет огромные полномочия в сфере денежных систем, но основные функции по валютному регулированию исполняет Банк России. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Правовой статус Центрального Банка России как органа валютного регулирования………………5
1.1. Правовой статус Центрального Банка…………………………….…5
1.2 Центральный Банк России как орган валютного регулирования...14
ГЛАВА 2. Правовой статус Правительства РФ как органа валютного регулирования……………….21
2.1 Правовой статус Правительства РФ………………………………...21
2.2 Правительство РФ как орган валютного регулирования………….28
Заключение……………………………………………………………….….30
Библиографический список…………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 131.21 Кб (Скачать файл)

   В настоящее время Федеральный Закон «О Центральном банке (Банке России)» представляет собой основной нормативно-правовой акт, регулирующий правовое положение Банка России, его функции и полномочия, органы управления и структуру, принципы организации и другие вопросы. Он состоит из 99 статей и 16 глав.

   Глава 1 «Общие положения» состоит из основополагающих норм, регулирующих правовой статус Банка России. В этой главе определен круг нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с деятельностью Банка России, закреплен принцип независимости Банка России, а также то, что он является юридическим лицом; устанавливается имущественная база деятельности Банка России. Установлены основные цели деятельности Банка России. Это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Хотя Центральный банк Российской Федерации получает прибыль в процессе своей деятельности, это не является целью, так как Банк России - не коммерческий банк. Задачи деятельности Центрального банка Российской Федерации реализуются в его функциях, перечень которых содержится в ст. 4 Закона о Центральном банке Российской Федерации. Также глава 1 посвящена вопросам взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Государственной Думы, нормотворческой деятельности Банка России, его участию в капиталах кредитных организаций и международных организаций.

   Глава 2 Закона о Центральном банке Российской Федерации посвящена его капиталу. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 миллиардов рублей. Это его характерная черта как юридического лица.

   Глава 3 посвящена органам управления Банком России и Национальному банковскому сов Единоличным органом управления Банка России является его Председатель. Он назначается на должность Государственной Думой большинством голосов сроком на четыре года. Кандидатуру Председателя Центрального банка Российской Федерации представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении Председателя Центрального банка Российской Федерации от должности. Председатель Банка России в соответствии со ст. 20 Закона о Центральном банке Российской Федерации действует от его имени и представляет его интересы; председательствует на заседаниях Совета директоров; подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, соглашения Банка России; назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя банка России; подписывает приказы и дает обязательные указания; принимает решения по всем иным вопросам, не отнесенным к компетенции Национального банковского совета или Совета директоров.

   Совет директоров является коллегиальным органом управления Банка России. Он состоит из Председателя и его заместителей. Глава 4 закона посвящена взаимодействия Банка России и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Банк России взаимодействует с Правительством Российской Федерации по вопросам экономической политики и с Министерством финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг. Он осуществляет хранение средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и операции с ними.

   Важные положения содержатся в главе 5 Закона о Центральном банке. Они определяют требования к годовому отчету и годовой финансовой отчетности Центрального банка. Также в этой главе содержится требование о перечислении 50% прибыли Банка России в федеральный бюджет после уплаты соответствующих налогов. Ранее Банк России был освобожден от уплаты налогов, однако необходимость платить налоги во внебюджетные фонды (например, Пенсионный) обусловила это нововведение.

   Главы 6-12 Закона о Центральном банке посвящены различным его функциям, которые будут рассмотрены в соответствующей главе.

   Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят как центральный аппарат, так и территориальный учреждения, расчетно-кассовые центры, другие учреждения. Принципам их организации, взаимоотношений и компетенции посвящена глава 12 Закона о Центральном банке.

   Важные положения содержатся в главе 15 «Аудит Банка России». Она устанавливает двойной аудит Банка России - внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой главного аудитора Банка России, внешний - независимой аудиторской организацией, выбираемой Национальным банковским Советом.

   Наиболее важными федеральными законами, регулирующими вопросы статуса и полномочий Банка России, являются Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле».

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Центральный Банк  России как орган валютного  регулирования.

   В соответствии с п. 12 ст. 4 Закона о Центральном банке Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. По вопросам валютного регулирования и валютного контроля принят Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».8 Этот закон внес изменения в статус Центрального банка как органа валютного регулирования и валютного контроля.

   Закон наложил ряд ограничений. Теперь драгоценные металлы и камни не относятся к валютным ценностям. Отменено деление всех валютных операций на валютные операции, связанные с движением капитала, и текущие валютные операции. Значительно ограничены полномочия Банка России в сфере нормотворчества, касающегося валютных отношений.

     Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» по-новому сформулировал некоторые понятия:

   1. Валюта Российской Федерации:

   а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

   б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

   2. Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и  являющиеся законным средством наличного  платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных  государств), а также изымаемые  либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

   б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

   Несколько уменьшилась компетенция Банка России в валютных отношениях. В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» сказано, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых соответствии с ним федеральных законов.

   Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом следует иметь в виду, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство Российской Федерации.

   Банк России и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции осуществляются, счета открываются, и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

   Основополагающая роль в Законе Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" отведена Центральному банку России. Он наделен следующими функциями:

   1. Определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

   2. Издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

   3. Проводит все виды валютных операций;

   4. Устанавливает правила проведения в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

   5. Устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

   6. Устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

   7. Устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления;

   8. Готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

   9. Выполняет другие функции, предусмотренные законом. Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

   10. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

   11. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

   12. Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

   13. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

   14. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

   Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят как от экономического положения данной страны, так и ее места в мировом хозяйстве. Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

   Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

   Учетную ставку на Западе, в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержать падение евро. Предполагается, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент.

   Валютное регулирование Банком России:

                           Рис.2

   Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.

   В России в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.

   Центральный банк может вводить ограничения по следующим видам операций между резидентами и нерезидентами:

   1. Расчеты по кредитам и займам (в валюте);

   2. Расчеты по кредитам и займам (в рублях);

   3. Операции с внешними ценными бумагами (включая расчеты);

   4. Исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам (погашение облигаций и т.п.)

   5. Операции по приобретению внутренних ценных бумаг (включая расчеты);

   6. Исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;

   7. Операции кредитных организаций, кроме банков [банковская деятельность регулируется отдельно].

   Предусмотрена возможность введения спецсчетов и резервных требований как для резидентов, так и для нерезидентов. Резервные требования - до 20% на срок до года или до 100% на срок до 60 дней; они устанавливаются Банком России по согласованию с правительством.

Информация о работе Правовой статус Банка России и Правительства Российской Федерации как органов валютного регулирования