Правовой статус Банка России и Правительства Российской Федерации как органов валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Центральной Банк Российской Федерации и Правительство являются важнейшей структурой. Их деятельность в настоящее время приобретает все большее значение для нашей страны. Деятельность Центрального банка и Правительства регулируется большим количеством законов, нормативных актом, в том числе и Конституцией Российской Федерации. Правительство РФ имеет огромные полномочия в сфере денежных систем, но основные функции по валютному регулированию исполняет Банк России. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Правовой статус Центрального Банка России как органа валютного регулирования………………5
1.1. Правовой статус Центрального Банка…………………………….…5
1.2 Центральный Банк России как орган валютного регулирования...14
ГЛАВА 2. Правовой статус Правительства РФ как органа валютного регулирования……………….21
2.1 Правовой статус Правительства РФ………………………………...21
2.2 Правительство РФ как орган валютного регулирования………….28
Заключение……………………………………………………………….….30
Библиографический список…………………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 131.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра «Административного права и таможенного дела»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Финансовое право»

Тема: «. Правовой статус Банка России и Правительства Российской Федерации как органов валютного регулирования»

 

 

 

 

Выполнил: студентка 3 курса, группы ЮР-10-3,

номер зачетной книжки 290664,

Паздникова Мария Александровна

                                                                               Научный руководитель: Чеботарева А.А., зав. Кафедры ГПиГП, к.ю.н., доцент.

 

 

 

Чита 2012

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Правовой статус Центрального Банка России как органа валютного регулирования………………...……………………………….….5

     1.1. Правовой  статус Центрального Банка…………………………….…5

     1.2  Центральный  Банк России как орган валютного  регулирования...14

ГЛАВА 2. Правовой статус Правительства РФ как органа валютного регулирования……………….……………………………………………….21

     2.1 Правовой  статус Правительства РФ………………………………...21

     2.2 Правительство  РФ как орган валютного регулирования………….28

Заключение……………………………………………………………….….30

Библиографический список…………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В современных условиях экономического и социального развития Российской Федерации в связи с демонополизацией и либерализацией внешнеэкономической и валютной деятельности, в частности с отменой государственной монополии внешней торговли и валютной монополии, чрезвычайную актуальность приобрела проблематика организационно-правовых форм и методов государственного воздействия на валютные операции, на порядок их совершения.

И это понятно, так как  Российская Федерация глубоко заинтересована в расширении внешнеэкономических  связей и интеграции экономики страны в мировое хозяйство без ущерба своей экономической безопасности и в интересах эффективного роста своей экономики.

Целью данной работы являлось раскрытие различных аспектов деятельности Банка России и Правительства  РФ, их основное предназначение и полномочия.

Были изучены такие  вопросы, как история создания и  формирования Центрального банка Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, их правовая основа деятельности, рассмотрены различный точки зрения научных деятелей на проблему определения финансово-правового статуса. А так же подробно исследованы основные направления деятельности Центрального банка и Правительства Российской Федерации.

Тема валютно-правового  регулирования остается спорной  и весьма интересной для многих ученых. Придти к единому мнению достаточно сложно. Центральный банк, как и  Правительство Российской Федерации - уникальные, со своими особенностями  структуры, обладающие определенно  независимостью и широкими полномочиями.

Степень разработанности  проблемы. Как практическая и теоретическая  проблема определения финансово-правового  статуса Банка России исследуется, а так же вызывает споры у многих ученных из различных отраслей правоведения. Среди них наиболее интересными  являются: Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин, Д. Г. Алексеева, О. М. Олейников, Я. А. Гейвандов, А. В. Кашанин, Ю. А. Крохина. В данной работе были использованы труды многих вышеперечисленных ученых.

Объектом исследования является общественные отношения, регулирующие финансово-правовую, денежно-кредитную  деятельность Российской Федерации.

Предметом исследования является комплекс вопросов, касающиеся функционирования Банка России и Правительства, их деятельности, как органа, наделенного большими полномочиями и имеющего особый правовой статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Правовой статус Центрального Банка России как органа валютного регулирования.

     1.1. Правовой  статус Центрального Банка.

   Центрального Банка Российской Федерации является важнейшей структурой. Его деятельность в настоящее время приобретает все большее значение для нашей страны.

   Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

   В настоящее время деятельность Банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

   Финансово-правовой статус Центрального банка Российской Федерации - это правовое положение этого банка в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

   Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством. С другой - он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации. Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

    Степень разработанности проблемы. Как практическая и теоретическая проблема определения финансово-правового статуса Банка России исследуется, а так же вызывает споры у многих ученных из различных отраслей правоведения.

   В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.1 Следовательно, в данной статье закреплен круг нормативно-правовых актов, которые могут регулировать статус Центрального банка, его функции и полномочия. Это Конституция Российской Федерации, Закон о Центральном банке и другие федеральные законы. Подзаконные нормативные акты (Указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств), законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты представительных органов местного самоуправления, а также акты самого Центрального банка не могут регулировать данные вопросы.

   Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу на территории России. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны ей противоречить. В Конституции Российской Федерации содержится несколько положений, имеющих непосредственное отношение к статусу Центрального банка Российской Федерации, его организации и деятельности. Они имеют основополагающий характер и конкретизируются в Законе о Центральном банке и других федеральных законах. Эти положения можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести положения непосредственно не затрагивающие статус Центрального банка Российской Федерации, но влияющие на него. Ко второй группе следует отнести положения, непосредственно определяющие статус Центрального банка Российской Федерации.

    Первая группа - это положения, закрепленные в п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации. Там указано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки». Как отмечает А. Г. Братко, «валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности».2 Следовательно, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы банков и банковской деятельности, и, как следствие, статуса и деятельности Банка России относятся к исключительному ведению Российской Федерации.

   Вторая группа норм посвящена непосредственно статусу Банка России. К ней относятся положения части 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль.3 Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. Таким образом, такая функция Банка России как денежная эмиссия закрепляется на Конституционном уровне. В данном случае под денежной эмиссией понимается «выпуск в обращение наличных денег». Это согласуется со ст. 29 Закона о Центральном банке, которая также говорит об эмиссии наличных денег. Наличные деньги выпускаются в форме банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банк России осуществляет не только их эмиссию, но и организацию их обращения и изъятие из обращения.

Функции Банка России:

Рис.1

 

   Большое значение имеют положения, закрепление в части 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации.4 Она гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». В данной норме содержатся три важных положения.

   Во-первых, на конституционном уровне закрепляется такая функция Центрального банка Российской Федерации как защита и обеспечение устойчивости рубля. Однако в ст. 3 Закона о Центральном банке Российской Федерации защита и обеспечение устойчивости рубля именуется целью его деятельности. Налицо некоторое противоречие между Конституцией Российской Федерации и Законом о Центральном банке. Впрочем, оно является чисто формальным, так как цель деятельности находит свое конкретное выражение в функциях или, как указывает А. Г. Братко, «функция - основное направление деятельности, обусловленное поставленной целью».

   Во-вторых, на конституционном уровне закрепляется принцип независимости Банка России. В ст. 75 Конституции Российской Федерации говорится только независимом осуществлении им функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. В ст. 1 Закона о Центральном Банке Российской Федерации данное положение конкретизируется: Банк России осуществляет все свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.5 Независимость Банка России означает, что он не подчиняется прямо ни одному из органов власти, не входит ни в одну из ветвей власти. Органы власти не имеют права вмешиваться в осуществление Центральным банком Российской Федерации своих полномочий. С другой стороны, «пределы независимости Банка России определены Конституцией Российской Федерации и конкретизированы в законодательстве о Центральном банке Российской Федерации».

   В-третьих, фраза «независимо от других органов власти» позволяет некоторым авторам сделать вывод, что Центральный банк Российской Федерации является одним из государственных органов Российской Федерации. Так, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин, что Банка России - это «орган государственной власти, но вместе с тем он не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле данного термина».6 По мнению этих авторов, единая система государственной власти включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается данными органами. Поэтому Банк России является федеральным органом государственной власти, выполняющим одну из исключительных федеральных функций.

   Существует и другая точка зрения. Так, А. Г. Братко считает, что Банк России не является органом государственной власти, а его служащие не являются государственными служащими, так как в соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 395-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственный служащий получает денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.7 Служащие Банка России в соответствии с Законом о Центральном банке получают вознаграждение не из этих бюджетов.

   Наконец, последняя конституционная норма, посвященная непосредственно Центральному банку Российской Федерации находится в п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации. Данная норма относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России. Согласно п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации Государственной Думе представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России.

Информация о работе Правовой статус Банка России и Правительства Российской Федерации как органов валютного регулирования