Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:05, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о правовом регулировании финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..3
1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности …………………………4
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления …………………………………………………………10
3. Бюджетное регулирование - основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления ……………………………………….17
Заключение …………………………………………………………….29
Список использованной литературы …………

Файлы: 1 файл

финасовое право.docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

     Среди нововведений, непосредственно касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной  части) можно выделить:

     - сокращение дотаций предприятиям  и организациям;

     - новая пенсионная реформа будет  предусматривать повышение пенсий;

     - индексация средств и пособий,  совершенствование финансового  механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;

     - контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета;

     - выделение бюджетных средств  для выплаты заработной платы  работникам государственных предприятий1.

     Из  вышеизложенного можно сделать  вывод, что Правительством РФ был  взят правильный курс подъема российской экономики (хотя некоторые моменты экономической политики РФ вызывают вопросы уже не только у экономистов, но и других категорий работников) и ослабления социальной напряженности в обществе.  

     Однако  нельзя понять роль бюджетов Субъектов  Федерации в общем реформационном потоке, не рассмотрев ее место в Государственном бюджете РФ. 

     Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).

     Вообще  принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

     - принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;

     - принцип гласности требует обязательного  опубликования утвержденных бюджетов  в СМИ;

     - принцип реальности утверждает  необходимость правдивости всех  бюджетных показателей;

     - принцип самостоятельности определяется  наличием у бюджетов всех уровней  собственных источников доходов  и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

     Вообще, любой бюджет связан денежными отношениями, имеющими объективный характер, то есть существование бюджета объективно обусловлено, он существует и во всех общественно-экономических формациях, где существовали финансовые отношения, таким образом можно утверждать, что бюджет - это экономическая категория, тесно связанная с существованием государства.

     Бюджет  субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета.

     Он, как и весь госбюджет в целом  должен обслуживать функции государства и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей.  
 
 
 

     Сущностью госбюджета являются денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного  производства в процессе распределения  и перераспределения стоимости  общественного продукта и некоторой части национального богатства путем образования определенных централизованных фондов и их использования или на цели расширенного производства, или на удовлетворение социальных и других общественных потребностей.

     Необходимо  заметить, что понятие бюджет разнопланово:

     - как экономическая категория  - совокупность экономических отношений;

     - централизованный фонд государства  и различных госструктур;

     - финансовый план, составляемый и  принимаемый ежегодно как закон.

     Кроме того, у бюджета как категории  финансов есть свои отличительные признаки:

     - он всегда связан с государством - одним из участников распределительных отношений;

     - у бюджета иной объект распределения.  С помощью финансов распределяется ВВП и его слагаемые, а бюджет - лишь часть ВВП или НД. Через бюджет, например, не распределяется амортизация, излишек оборотных средств. Основная его часть - чистый доход. В определенных условиях бюджет участвует в распределении национального богатства (приватизация, конфискация, выручка от продажи золотого запаса и т.п.);

     - бюджет, в основном, - перераспределительный инструмент.

     Важность  такого понятия как  бюджет подчеркивается наличием целой бюджетной  системы в РФ.

     Бюджетная система государства является чрезвычайно  важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции: 
 
 

     - экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной промышленности; еще пример - индустриализация);

     - важный инструмент межотраслевого  и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов);

     - социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим)- почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет - главный рычаг выравнивания в социальном смысле);

     - политическая (финансирование армии,  правоохранительных органов). До  середины XIX века военные расходы  были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%);

     - НТП (финансирование фундаментальных  наук, государственных научно-технических  проектов);

     - финансирование государственных  органов власти.

     Наиболее  яркий показатель роли бюджета - отношение  доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.

     Можно сказать, что расходы  бюджета - это определенные экономические отношения, связанные с распределением (перераспределением) и использованием централизованных денежных фондов государства. Они различаются по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

     Расходы тесно связаны с функциями  государства. У каждого государства  можно выделить четыре первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная.

     Исходя  из них и в расходах бюджета  основное место занимают четыре группы:

     - экономического назначения (на финансирование  народного хозяйства);

     - расходы на социально - культурные  мероприятия, финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг в здравоохранении, образовании; расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения;

     - расходы на управление - связаны  с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной;

     - военные расходы; 

     - в условиях госкредита появляются  расходы на обслуживание государственного долга1.

     Кроме того, можно произвести классификацию  по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капитальные  вложения, на выплату заработной платы, капитальный ремонт, приобретение инвентаря); по уровням звеньев бюджетной  системы или уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов  федерации, местных бюджетов).

     Несколько лет назад Правительство перешло  на новую бюджетную классификацию, в которой расходы стали сортироваться по функциональному признаку (объединяет несколько признаков).  
 

     Статьи  расходов:

     - государственное управление - 1,9% - (2/3 обеспечивается за счет бюджетов Субъектов Федерации) финансирование Парламента, администрации Президента, Правительства, других органов исполнительной власти без отраслевых министерств и ведомств, Счетной палаты - 20-25%, оставшиеся средства расходуются на финансирование фискальных органов - милиции, таможни, ГНС;

     - международная деятельность - 2,6% (полностью  на Федеральном бюджете). Представляет собой расходы на реализацию международных договоров, международное сотрудничество (предоставление кредитов другим странам, лимит, до недавнего времени, был около 2,7 трлн. руб.); расходы на содержание дипломатических представительств, посольств за рубежом (примерно 1 трлн.); взносы в международные организации (ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн., до недавнего времени); предоставление предприятиям кредитных ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организаций около 14 трлн. руб.; выделение валютных средств по решению Правительства - 3 трлн, неторговые операции - 2,6 трлн.;

     - национальная оборона - 10,6% (за  счет Федерального бюджета) - содержание мощной армии -1,7 млн. чел., примерно половина средств идет на текущее содержание ВС (денежное довольствие); 20% - покупка вооружения и техники; военные НИОКР - около 7%; капитальное строительство - 8%; пенсии военнослужащим - 14% (Федеральный бюджет их перечисляет в Пенсионный Фонд). (Следует отметить некоторую нехватку расшифровки показателей - всего 7 в России, для сравнения - в США - около 1200 показателей);

     -расходы  на правоохранительные органы - 6,2% (20% - Субъекты Федерации на содержание муниципальной милиции 80% обеспечивает Федеральный бюджет). Треть всех расходов поступает на содержание МВД, 10%- на внутренние войска; 20% - на уголовно-исправительные учреждения; 20% - госбезопасность, также включаются расходы на пограничные и противопожарные службы; 
 

     - Федеральная судебная система  - 0,3% (полностью за счет Федерального  бюджета);

     - фундаментальные исследования и  содействие НТП - 1,6% (5% за счет  бюджета Субъектов Федерации) - финансирование  РАН, государственных научно-технических программ;

     - финансирование промышленности, энергетики, строительства - 6,1% (треть – расходы  БСС РФ) - дотации, федеральная  помощь важнейшим отраслям этих  сфер (основная часть - угольная  промышленность - 15% всех расходов); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой  базы (в настоящее время остро  обозначилась проблема - сократилась  геологоразведка); госинвестиции из  федерального бюджета (из которых 40% - социальные инвестиции на жилищное строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3 трлн, конверсия оборонных отраслей);

     - финансирование сельского хозяйства  - 3,7% (2/3 финансирует бюджеты Субъектов  Федерации) - льготное кредитование  за счет бюджета с/х предприятий - закупка семян, топлива, запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые дотации с/х предприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на племенное животноводство, компенсация части страховых взносов; закупка за счет государства с/х техники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый лизинг - закупка с/х техники и т.д.

     Однако  планомерное выполнение своей роли БСС РФ может осуществлять лишь при хорошо скоординированном взаимодействии с бюджетами других уровней. И здесь как никогда важным становится процесс межбюджетного регулирования.

     Межбюджетное  регулирование - это предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому  в различных формах. 
 

     Такое регулирование выступает как  форма взаимодействия БСС РФ с  государственным и местными бюджетами. Можно выделить несколько основных актуальных форм: дотации, субвенции, бюджетные ссуды, отчисления от регулирующих налогов и доходов, трансферты.

     Дотации - самая простая форма: для сбалансирования из Федерального бюджета предоставляется бюджетам Субъектов Федерации и местным сумма (абсолютная) средств. Вообще, эта форма самая несовершенная, так как располагает к иждивению.

     Субвенции - целевая дотация бюджету для  финансирования определенных мероприятий. Это более прогрессивная форма, которая, в принципе, может предоставляться на долевых началах.

Информация о работе Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления