Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:05, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о правовом регулировании финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..3
1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности …………………………4
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления …………………………………………………………10
3. Бюджетное регулирование - основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления ……………………………………….17
Заключение …………………………………………………………….29
Список использованной литературы …………

Файлы: 1 файл

финасовое право.docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

     Конкретные  правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает  в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. 
 
 
 
 
 

       Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством.

     В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

     Итак, финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и  имеющие юридические последствия  решения государственных органов  и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

     Применение  тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

     Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям1.

     По  юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы.

     Отсюда  вытекает и наименование этой группы актов – нормативные. Они действуют обычно длительное время.

 Нормативные  финансово-правовые акты устанавливают  виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

     Общие правила, установленные в нормативных  актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых  предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная налоговая инспекция направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово правовые акты – это акты применения норм права. Принятие их – необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

     По  юридической природе финансово-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные  законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой Деятельности государства; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Правительство РФ принимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение  финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

     Характерной особенностью финансово-правовых актов  является наличие среди них большой  группы финансово-плановых актов. Они  отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

     Финансово плановые акты – это акты, принимаемые  в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

     Существование финансово-плановых актов обусловлено  действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития. 
 
 
 
 
 

     К финансово-плановым актам относятся:

     а) основной финансовый план государства  – федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

     б) бюджеты государственных и муниципальных  внебюджетных фондов;

     в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

     г) финансовые планы страховых организаций;

     д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других ооганов государственного управления и местного самоуправления;

     е) финансовые планы (балансы доходов  и расходов) предприятий и объединений;

     ж) сметы бюджетных учреждений.

     Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения – министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

     Единство  финансовой политики - необходимое  условие гарантированного Конституцией РФ (ст. 75) единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств.

     Финансовая  деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. 
 

     Характеризуя  финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

     Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

     Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

     Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

     Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

     Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс  создания, распределения и использования  фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер  государственного принуждения. 
 
 
 

Принцип гласности  при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

     Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

     Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны.

     Такое определение лишь приоткрывает нам  структурную составляющую этого  понятия, оставляя на совести читателя функционально-целевой аспект термина.

     С другой стороны бюджетную систему  можно определить как одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство реализует свою финансовую политику через бюджетную систему, которая выступает в качестве механизма воздействия государства на общество.

     В условиях перехода к рыночной экономике  возможности государства по регулированию  финансовых отношений сокращаются (действительно, в плановой экономике административно устанавливались не только уровни цен и заработной платы). В настоящее же время Правительство может диктовать цены только на естественных монополиях (государственных в подавляющем большинстве), на драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы происходит только на уровне ЦБ, хотя раньше вся кредитная сфера контролировалась государством. В связи с этим на первый план выступает не столько разработка новых технологий осуществления контрольной и направляющей функций государства (в лице исполнительной власти), сколько совершенствование хорошо известных и проверенных механизмов воздействия.

     Правительство РФ с начала коренных реформ 1991 г. проводит очень большой круг экономических  мероприятий, основные направления  которых:

     - комплекс мероприятий обеспечивающих  переход к рыночной экономике;

     - комплекс мероприятий, связанных  с экономической стабилизацией;

     - социальная поддержка населения. 

     Для этого есть свои стимулы: продуманное  налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения иностранных инвестиций.

     Соотношение между направлениями финансовой политики нашего государства изменчиво во времени и определяется в большей степени ситуативно: в 1991 году на первом месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об остановлении спада производства и темпов инфляции, накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

Информация о работе Правовое регулирование финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления