Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный процесс: понятие, особенности, его задачи и цели
2. Принципы бюджетного процесса
2.1. Общеправовые принципы бюджетного процесса
2.2. Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
2.3. Принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений
Заключение

Файлы: 1 файл

понятие и принципы бюджетного процесса.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

На основании  вышеизложенного можно сделать  следующий вывод: поскольку дотации  являются межбюджетными трансфертами и предоставляются из Федерального бюджета субъектам РФ на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, то 10 % вышеобозначенных дотаций в целях аккумулирования денежных средств можно направить на создание фонда поддержки горнодобывающей отрасли.

Что касается субвенций, а именно направления 12% субвенций предоставляемых из Федерального бюджета, то это решение будет незаконным. Поскольку субвенции  предоставляются их федерального бюджета в связи с передачей (делегированием) полномочий, а именно предоставляются бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления  органам государственной власти субъектов РФ или органов МСУ. Горнодобывающая отрасль не входит в список предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ. В данном случае федеральные средства должны использоваться по прямому назначению, а фонд поддержки горнодобывающей отрасли должен формироваться в т.ч. и за счет средств регионального бюджета.

 

 

Задача 2. В отчетном квартале фактически полученные доходы федерального бюджета превысили утвержденный уровень на 12%. В связи с этим в октябре текущего финансового года Правительство Российской Федерации подготовило законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете», в соответствии с которым планировалось осуществить финансирование отдельных расходных статей бюджета сверх установленных ассигнований. Однако данный законопроект был отклонен Государственной Думой Российской Федерации и направлен на доработку. Повторное рассмотрение указанного законопроекта было назначено на декабрь текущего финансового года.

Оцените правомерность ситуации. Укажите, какие действия должно осуществить Правительство Российской Федерации в сложившейся ситуации.

Ответ:

Решение этой задачи с учетом Бюджетного кодекса с изменениями  и дополнениями в ред. Федерального закона от 19.12.2006 N 237-ФЗ, было бы достаточно простым и условие задачи составлялось в соответствии с действующим на то время бюджетным законодательством:

В соответствии со п. 1 ст. 232 БК РФ в вышеуказанной редакции доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направлялись органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган вносил изменения в сводную бюджетную роспись.

В случае необходимости направить  дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей  статьи, либо в случае превышения ожидаемых  фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществлялось после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных расходов готовился Правительством РФ. Он вносился в Государственную Думу не позднее чем через 10 дней после того, как на заседании Думы был рассмотрен отчет об исполнении федерального бюджета за квартал или полугодие, в котором было получено превышение доходов.

Проект закона о  внесении изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете в  связи с получением дополнительных доходов должен был быть рассмотрен законодательным (представительным) органом, а именно Государственной думой во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения в указанный орган. Процедура его рассмотрения включала три чтения. Если законопроект не принимался в срок, Правительство РФ имело право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

На сегодняшний день в соответствии с действующим бюджетным кодексом, решение задачи я вижу следующим образом: В соответствии со ст. 232 п. 1 БК РФ «Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете» (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ) доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений  в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения  в сводную бюджетную роспись.

В случае превышения утвержденного федеральным законом  о федеральном бюджете на текущий  финансовый год и плановый период общего объема доходов без учета  нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10%, в указанный Закон на основании п. 1 ст. 212 БК РФ должны быть внесены изменения в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году.

Проект федерального закона о внесении таких изменений  в федеральный закон о федеральном  бюджете в Государственную Думу вносит Правительство РФ, уполномоченное в соответствии с п. 1 ст. 212 БК РФ на внесение законопроектов о внесении любых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Правительство РФ обязано внести законопроект в Государственную Думу в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное в п. 2 статьи 212 БК РФ превышение.

В случае если Правительство  РФ не внесет в установленный срок такой законопроект в Государственную  Думу, то правом на внесение таких законопроектов наделяются субъекты права законодательной  инициативы. 

В соответствии с п. 1  статьи 213 БК РФ проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период подлежит рассмотрению Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней. Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, как и сам федеральный закон о федеральном бюджете, рассматривается в трех чтениях.

Пункт 2 ст. 213 БК РФ устанавливает срок рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: не позднее пяти дней со дня внесения законопроекта в Государственную Думу.

В пункте 3 ст. 213 БК РФ установлен срок рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: не позднее 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении.

Пункт 4 вышеуказанной статьи устанавливает срок рассмотрения в третьем чтении проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете: не позднее чем через пять дней со дня принятия законопроекта во втором чтении.

В силу п. «а» ст. 106 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (как и сам федеральный закон о федеральном бюджете) подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

В части 3 ст. 105 Конституции РФ установлено, что  принятые Государственной Думой  федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 213 БК РФ принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение четырнадцати дней после его представления Государственной Думой. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершит рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

В случае если Совет  Федерации отклонит принятый Государственной  Думой федеральный закон о  внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, то в соответствии с п. 5 ст. 213 БК РФ подлежат применению те же согласительные процедуры, которые предусмотрены в ст. 208 Бюджетного Кодекса для случаев отклонения Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Конституции РФ принятый федеральный закон в течение  пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Согласно ч. 2 указанной конституционной  статьи Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Как представляется, в случае отклонения Президентом РФ федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете подлежат применению те же согласительные процедуры, которые предусмотрены в ст. 210 Бюджетного Кодекса для случаев отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 г.  – М.: Эксмо, 2009. – 304 с. – (Российское издательство).

 

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 9-П. ЗАО Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

 

  1. А.Н. Борисов. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации  (Постатейный) Издание второе, переработанное и дополненное. ЗАО Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

 

  1. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации  (Постатейный) Под редакцией доктора юридических наук, профессора Е.Ю. Грачевой. ЗАО Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

 

  1. Х.В. Пешкова. Принципы бюджетного процесса (монография).  Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

 

  1. Финансовое право Российской Федерации: Учебник. Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2004. — 576 с. С. 225

 

  1. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. —  3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с. С. 210.

 

  1. Химичёва, Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право. Учебник. М.: Норма,  2008. - 464 с. С. 198-202

 

  1. Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: учебник. Московская финансово-промышленная академия. - М. 2004. с. 300. С. 79

 

  1. Шуплецова. Ю. И. Финансовое право: конспект лекций. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 182 с с. 71-88

 

  1. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

 

1 Финансовое право Российской Федерации: Учебник.  Отв. ред. М.В. Карасева — М.: Юристъ, 2004. — 576 с. С. 225.

 

2 Шуплецова. Ю. И. Финансовое право: конспект лекций. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2009. — 182 с с. 71-88.

3 Ст. 6. Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ в ред. Федерального закона от 19.07.2009 № 192-ФЗ. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 г.  – М.: Эксмо, 2009. – 304 с. – (Российское издательство). С. 8.

4 Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. —  3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с. С. 210.

5 Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: учебник. Московская финансово-промышленная академия. - М. 2004. с. 300. С. 79.

6 Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. —  3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с. С. 217.

7 Х.В. Пешкова. Принципы бюджетного процесса (монография).  Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

8 А.Н. Борисов. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации  (Постатейный) Издание второе, переработанное и дополненное. ЗАО Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

9 Х.В. Пешкова. Принципы бюджетного процесса (монография).  Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

 

10 Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. —  3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с. С. 218-219.

Информация о работе Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса