Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный процесс: понятие, особенности, его задачи и цели
2. Принципы бюджетного процесса
2.1. Общеправовые принципы бюджетного процесса
2.2. Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
2.3. Принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений
Заключение

Файлы: 1 файл

понятие и принципы бюджетного процесса.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Стадии бюджетного процесса сменяются одна другой в строгой  последовательности. Каждая стадия бюджетного процесса является обязательной, реализуя определенные цели и задачи, соответствующие  роли бюджетного процесса в целом. Поэтому бюджетный процесс понимается как целостное явление. В делении бюджетного процесса на отдельные стадии, их неразрывной связи для бюджетного процесса как целостного единства проявляется организационное единство бюджетного процесса, также являющееся его принципом.16

В основу стадий бюджетного процесса положен принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации. Суть этого принципа состоит в том, что при составлении бюджетов всех уровней бюджетной системы учитывается единая бюджетная классификация, включающая классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований.17  С учетом требований бюджетной классификации разделам бюджета присваиваются точные наименования и порядковые номера. Руководствуясь бюджетной классификацией, можно сопоставить, средства какого характера и в каком объеме поступают в различные бюджеты, какие расходы производятся. Использование стабильных показателей, предусмотренных бюджетной классификацией, имеет организующее значение для бюджетного процесса, делает его стадии более четкими и прозрачными.

Важно соблюдение требования, чтобы в бюджет закладывались  исключительно те показатели (квалификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета), которые предусмотрены  бюджетной классификацией и специальным  законодательством. В противном  случае может быть поставлен вопрос о легитимности, например, формирования бюджета за счет того или иного платежа, не отраженного бюджетной классификацией.

Показатели доходов, расходов и т.д., предлагаемые бюджетной классификацией, должны соответствовать требованиям закона. Бюджетная классификация предусматривает те списки доходов и расходов, которые установлены законом в качестве допустимых.18 Указанное правило создает гарантию законности формирования бюджета и прежде всего его доходной части. Установленные законом платежи должны содержать все режимные характеристики для поступления средств в доходы бюджета. Это особенно важно для налоговых поступлений. Бюджетная классификация должна предусматривать легитимные, надлежаще установленные, налоги и сборы, которые детально с точки зрения элементов режима отрегулированы специальным законом. И лишь на основе бюджетной классификации в бюджет закладываются доходы. Не должно быть наоборот: сначала бюджет запланирует доходы, и лишь потом закон установит формирующие их платежи.

Иными словами, прежде чем  в федеральный бюджет включается доходная статья, соответствующая бюджетной  классификации, должен быть принят отдельный  закон об установлении данного платежа - налога, что особенно существенно  в отсутствие развитого налогового и бюджетного законодательства.

Существенную роль для  бюджетного процесса выполняет принцип подчинения определенным срокам. Для бюджетного процесса характерно нормативное установление строго определенных промежутков времени для осуществления тех или иных действий с бюджетом. Эти промежутки времени следует обозначать как бюджетные процессуальные сроки. К таковым, например, относятся: срок направления Президентом РФ бюджетного послания Федеральному Собранию РФ (ст. 170 БК РФ); срок внесения проекта бюджета на рассмотрение законодательного органа (п. 1 ст. 192, п. 1 ст. 194 БК РФ); срок направления бюджета в Комитет по налогам и бюджету (п. 2 ст. 194 БК РФ); сроки рассмотрения бюджета в трех чтениях (ст. 205 БК РФ); сроки действия бюджета и т.д. Так, операции по исполнению бюджета должны быть завершены 31 декабря. Это означает, что 31 декабря прекращают свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года (ст. 242 БК РФ). Бюджетные процессуальные сроки имеют организующее значение для деятельности уполномоченных в бюджетном процессе органов, создают гарантию своевременности их действий, направленных на бюджет.

Следующий принцип  бюджетного процесса - принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:

а) обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту  бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

б) обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.19

Принцип достоверности. Этот принцип проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета. Естественно, что реальное исполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегда отличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утвержден до начала данного финансового года. В жизни редко получается так, как это было задумано, и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее, стремление получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.

 

 

 

Заключение

 

Итак, мною было дано понятие бюджетного процесса, рассмотрены и проанализированы принципы бюджетного процесса.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы.

Бюджет существует только в правовой форме. В правовой же форме существуют и бюджетные  отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности  Российской Федерации и ее субъектов. Правовым источником регулирования этих отношений выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также законодательные акты  субъектов Российской Федерации.

Бюджетный процесс - главная форма бюджетного планирования, которая в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.20 Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.

Весь бюджетный  цикл делится на стадии бюджетного процесса:

  • стадия составления проектов бюджетов;
  • стадия рассмотрения и утверждения бюджета;
  • стадия исполнения бюджета;
  • стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев.21

Каждый раз работа с  новым бюджетом начинается снова, так  как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой.

Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным  действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

 

 

 

Приложение  № 1

 

             ┌────────────────────────────────────────────┐

             │   Понятие и стадии бюджетного процесса     │

             └────────────────────┬───────────────────────┘

                                  ▼

 ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

 │Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов│

 │государственной власти, органов местного самоуправления и иных участни-│

 │ков бюджетного процесса по составлению и рассмотрению  проектов  бюдже-│

 │тов,  утверждению  и  исполнению  бюджетов, контролю за их исполнением,│

 │осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмот-│

 │рению и утверждению  бюджетной  отчетности  (ст. 6  Бюджетного  кодекса│

 │Российской Федерации)                                                  │

 └───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

 │Под стадией в бюджетном процессе обычно понимают обособленный,│

 │самостоятельный и законченный этап деятельности  государствен-├────────┐

 │ных и муниципальных органов, в результате прохождения которого│        │

 │бюджет переходит из одного качественного состояния в другое   │        │

 └──────────────────────────────────────────────────────────────┘        │

           ┌──────────────────────────────────────────────┐              │

 ┌─────────┤         Стадии бюджетного процесса           ├◄─────────────┘

 │         └──────────────────────────────────────────────┘

 │         ┌──────────────────────────────────────────────┐

 ├────────►┤        составление проекта бюджета           │

 │         └──────────────────────────────────────────────┘

 │         ┌──────────────────────────────────────────────┐

 ├────────►┤      рассмотрение и утверждение бюджета      │

 │         └──────────────────────────────────────────────┘

 │         ┌──────────────────────────────────────────────┐

 ├────────►┤             исполнение бюджета               │

 │         └──────────────────────────────────────────────┘

 │         ┌──────────────────────────────────────────────┐

 └────────►┤составление, внешняя проверка, рассмотрение  и│

           │утверждение бюджетной отчетности              │

           └──────────────────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание по финансовому праву

Вариант № 9

Задача 1. Главы трех районных администраций Кемеровской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горнодобывающей отрасли. В целях аккумулирования денежных средств было предложено 10% дотаций и 12% субвенций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда.

Проанализируйте это предложение. Укажите содержащиеся в нем несоответствия бюджетному законодательству.

Ответ:

В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации и дотации и субвенции  из федерального бюджете относятся  к межбюджетным трансфертам. Исходя из определения дотации в ст. 6 Бюджетного кодекса следует, что дотация – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субвенция – это межбюджетные трансферты, предоставляемые в связи с передачей (делегированием) полномочий, а именно межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий России, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ или органов МСУ в установленном порядке.

Законом о Федеральном  бюджете на 2008-2010 гг. предусмотрено  предоставление субвенций бюджетам субъектов РФ:

  • для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в России;
  • на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
  • на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов;
  • на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
  • на осуществление отдельных полномочий России в области водных отношений;
  • на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
  • на осуществление полномочий по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
  • на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
  • для осуществления отдельных полномочий России в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов);

Информация о работе Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса