Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.
В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права……………………………………………………………………………
2. Система финансового права, ее элементы и структура…………………
3.Источники финансового права и финансовое законодательство…………………………………………………………….
II часть
Решение задачи……………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

KR_FinPravo_V-4.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Негосударственное образовательное учреждение

Уральский Финансово- Юридический  институт

Кафедра государственно – правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право РФ»

Вариант № 4

                                    Выполнила студентка группы 

                                       ФКФСПЗ 4708 Ибатуллина А.Р.

                                                                Проверил преподаватель Панов С.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2010 г.

Содержание

I часть

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие, предмет  и метод правового регулирования  финансового права……………………………………………………………………………

2. Система финансового  права, ее элементы и структура…………………

3.Источники финансового права и финансовое законодательство…………………………………………………………….

II часть

Решение задачи……………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Финансовое  право, как и любая иная отрасль  Российского права, имеет свой  предмет правового регулирования.  Предметом правового регулирования  финансового права являются общественные  отношения, возникающие в связи  с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

     В  условиях возникновения рыночных  отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т. д. Эти экономические категории определяют сущность общественных отношений, являющихся предметом финансово-правового регулирования.

     Финансовая  деятельность осуществляется в  соответствии с принципами, присущими  всей деятельности Российского  государства и закрепленными  Конституцией РФ. Основными из  них являются: законность, гласность,  федерализм (сочетание централизма  с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления), плановость.

    Принцип  законности в финансовой деятельности  выражается в том, что весь  процесс создания, распределения  и использования фондов денежных  средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другим отрицательным последствиям. В настоящий период идут кардинальное обновление финансового права, приведение в соответствие норм финансового законодательства с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами, особенно подлежит существенному изменению налоговое законодательство.

    Нет  лучшего способа управления государством, чем управление при помощи  денег, более эффективного средства  управления человечество пока  не придумало. Регулируя и направляя  потоки денежных средств для  образования денежных фондов, которые  затем используются на нужды общества, государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Наглядным примером этому служит современное развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из указанных областей и другим негативным явлениям. Поправить существующее положение возможно, только направив на развитие этих областей необходимое, достаточное количество денежных средств.

 

 

 

 

 

 

    1. 1. Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права

 

    Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово – правовой ответственности.

    Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

    Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

    Такое содержание финансового права обусловливает и особенности методов его регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей.

    Основной метод финансово – правового регулирования императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

    Большая часть этих  предписаний исходит от финансово  – кредитных органов государства,  созданных специально для осуществления  финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении от органов, выдающих властные предписания, а зависят от них лишь по линии финансовой деятельности. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

    Особенности основного  метода финансового права заметно  проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

    В силу существующего  распределения компетенции между  государственными органами большая  часть таких предписаний реализуется  финансово – кредитными органами  государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов.

    Однако финансово –  правовому регулированию свойственны  и иные методы: рекомендации, согласования  и т.п., которые в настоящее  время получают все большее  применение. Это связано с постоянным  повышением уровня самостоятельности отдельных участников финансовых правоотношений от государства и ярко проявляется в бюджетных и налоговых правоотношениях. Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово – правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система финансового права, ее элементы и структура

 

    Финансовое  право, как и любая иная отрасль  российского права, представляет  собой целостную систему. Правовые  нормы, регулирующие финансовую  деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные подотрасли и правовые институты. Порядок их расположения и изучения внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

    Для финансового права характерна традиционная система в виде двух частей – общей и особенной.

    К общей  части финансового права, как  уже ранее отмечалось, относятся  вопросы о финансовом праве  как отрасли права, источниках  финансового права, его общие  принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а также система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, характеристика иных участников финансовых правоотношений, их правовое положение. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

    Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном, в научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основой подотраслью финансового права, несомненно, является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти. К централизованным финансам относятся также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Также важнейшее место отводится подотрасли налогового права. Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относится бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово – правовой институт. Поскольку финансовая деятельность – это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входят институты денежной системы и денежного обращения, валютного регулирования и контроля.

    Традиционен для финансового права и институт финансов государственных и муниципальных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники финансового права и финансовое законодательство

 

    Источниками  финансового права являются законы  и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции, в которых содержатся финансово – правовые нормы, а также нормативные договоры. Вся система источников финансового права в зависимости от их уровня и юридической силы может быть представлена следующим образом:

  1. Акты федеральных органов:
    1. Законы

Конституция Российской Федерации;

Федеральные конституционные  законы Российской Федерации.

    1. Подзаконные федеральные акты органов общей компетенции:

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства  Российской Федерации.

    1. Акты органов специальной компетенции:

приказы, инструкции и  другие акты Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка России.

  1. Акты субъектов Российской Федерации:
    1. Законы субъектов Российской Федерации:

Конституции, уставы субъектов  Российской Федерации;

законы субъектов Российской Федерации.

    1. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения главы субъекта Российской Федерации;

постановления, распоряжения исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

  1. Акты органов местного самоуправления:

Нормативные акты местной  администрации.

  1. Нормативные договоры:

международные договоры (преимущественно касаются вопросов налогообложения);

договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

    Главный источник  финансового права – Конституция  Российской Федерации, нормы которой  обладают высшей юридической  силой по отношению ко всем  другим источникам права. Нормы,  установленные Конституцией РФ, закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства.

    Нормы Конституции  РФ имеют общий характер, их  конкретизация осуществляется путем  издания конституционных федеральных  законов и федеральных законов.

Информация о работе Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права