Понятие и значение отрасли российского финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Задача: ОАО «Север» для закупки за рубежом оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции и установке его в субъектах РФ, обратилось за предоставлением кредита на эти цели из федерального бюджета. После проведения тщательной проверки финансового положения предприятия и предоставленных им гарантий, такой кредит был выдан сроком на 3 года. Может ли предоставляться бюджетный кредит юридическим лицам, на какой срок? Что является способом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита?

Содержание работы

1. Понятие и значение отрасли российского финансового права.
2. Аудиторский контроль: понятие, виды и методы проведения.
Задача

Файлы: 1 файл

Контрольная Фин право.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и значение отрасли российского финансового права.

 

Финансовое  право — это отрасль права, которая регулирует экономические, а именно — финансовые отношения. Для понимания природы и особенностей этой отрасли права необходимо иметь  четкое представление о том, что такое финансы.

Финансы — это  одна из экономических категорий, наряду с такими как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и  называются| финансовыми. В связи  с этим понятие «финансы» и  «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Финансы как  явление общественной жизни возникают  с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Роль финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В  докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы также имели фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стали основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарно-денежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит — товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества.

Финансы — это  не все денежные отношения в обществе, а только их часть, а именно те, которые связаны «с формированием, распределением и использованием централизованных и де- централизованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства». Финансы охватывают две группы отношений: 1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов организаций. В первую группу включаются отношения по:

а) уплате налогов  и неналоговых платежей в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды;

б) выделению  средств из бюджета и из государственных  и муниципальных внебюджетных фондов;

в) распределению  бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т.д.

Вторая группа охватывает отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций и т.д.

Финансовые  отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам: во-первых, — это всегда денежные отношения; во-вторых, — распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения; в-третьих, — безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной»2. В-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов федерации, муниципальных образований); Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т.д.

Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений по заработной плате, купли-продажи и т.д. Так, кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой заранее оговоренных процентов. Отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер. Отношения в связи с куплей-продажей являются денежными, но не финансовыми по той причине, что возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги.

Роль финансов в социально-экономической жизни  страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов, которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д.

Финансовые  отношения в обществе весьма многообразны. Однако они могут быть систематизированы в зависимости от того, к каким фондам денежных средств «привязаны». В связи с этим все финансовые отношения структурированы в финансовую систему РФ.

С экономической  точки зрения финансовая система  РФ представляет собой «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств».

В настоящее  время финансовая система РФ состоит  из следующих относительно самостоятельных звеньев:

бюджетные фонды;

внебюджетные  фонды;

государственный и муниципальный кредит;

страховые фонды;

финансы предприятий  и организаций.

Каждое звено  финансовой системы охватывает целый  ряд финансовых отношений. Основное место в (финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ. К их числу относятся отношения по мобилизации, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов — федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Это звено финансовой системы является наиболее мобильным и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране. Финансовые отношения, опосредующие бюджетные фонды РФ, очень разнообразны. Во-первых, они' имеют место на федеральном уровне, когда опосредуют федеральный бюджет; на уровне субъектов РФ — когда опосредуют республиканские, областные, окружные, краевые бюджеты; на уровне муниципальных образований — когда опосредуют бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, они могут быть подразделены на отношения, возникающие внутри бюджетной системы РФ, и отношения, «завязанные» на бюджетную систему РФ. К первым относятся отношения по распределению бюджетных средств; возникающие между федеральным бюджетом и республиканскими, областными, окружными, краевыми бюджетами, а также между последними и бюджетами муниципальных образований. К отношениям, «завязанным» на бюджетную систему РФ, относятся отношения по мобилизации финансовых ресурсов в то или иное звено бюджетной системы, а также отношения по выделению бюджетных средств из того или иного звена бюджетной системы.

Внебюджетные  фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве относится к началу 90-х гг. и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию (финансовых ресурсов. К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского ^страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды Г субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовые  отношения, опосредующие государственные и Муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный, кредит как звено финансовой системы России представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридические и (физические лица, а должником — государство. В этих отношениях Российская Федерация и субъекты РФ выступают в качестве должников, а все остальные субъекты — в качестве кредиторов.

Государственный кредит выступает в виде:

а) государственных  займов;

б) кредитов, полученных РФ от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций;

в) бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов, полученных РФ;

г) государственных  гарантий, предоставленных Россией;

д) пролонгированных и реструктуризированных долговых обязательств России прошлых лет. Аналогичным  образом в понятие «государственный кредит» включаются и долговые обязательства субъектов РФ, существующие в формах, установленных в статье 99 БК РФ.

К государственным  займам сегодня относятся; облигации  внутреннего государственного валютного займа; золотые сертификаты Министерства финансов РФ и др. В качестве кредитов, полученных Правительством РФ, до 1996 г. выступали кредиты, выданные Банком России Правительству РФ для покрытия временных кассовых разрывов и погашения дефицита по федеральному бюджету РФ.

Финансовые  отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством средств от различных субъектов, так и в результате погашения своих долговых обязательств.

Муниципальный кредит формально однотипен с государственным, но по существу отличается от него, так как здесь должником является не государство, а муниципальное образование.

Муниципальный кредит выступает в форме:

а) кредитов, полученных муниципальным образованием;

б) муниципальных  займов,

в) бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов, полученных муниципальным образованием от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

г) муниципальных  гарантий, предоставленных муниципальным образованием.

Страховые фонды как звено финансовой системы РФ опосредуют финансовые отношения, направленные на создание и использование денежных резервов на случай риска — стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последствий. В настоящее время почти все страховые фонды, за исключением Росгосстраха и Военной страховой компании, являются негосударственными, так как в 1990 г. государственная монополия в страховом деле была упразднена.

Важным звеном финансовой системы РФ являются финансы предприятий и организаций. Они непосредственно связаны с материальным производством, где создается валовый общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых главным образом за счет прибыли. В ряде случаев важнейшим источником формирования таких фондов являются бюджетные ассигнования.

В зависимости  от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций. В зависимости от отраслевой направленности — финансы промышленности, торговли, транспорта и т.д.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. В последнем случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т.д.

 

2. Аудиторский контроль: понятие, виды и методы проведения.

 

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным  и общественным контролем относится  к негосударственным видам финансового контроля.

Развитие рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, финансового рынка, создание предприятий  различных форм собственности, расширение внешнеэкономических связей резко  повысили требования к финансовой надежности субъектов хозяйствования и объективности при оценке их финансового состояния. Это привело к необходимости создания в России системы аудита.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности  бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

Информация о работе Понятие и значение отрасли российского финансового права