Понятие и структура бюджета бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….............3
Глава 1. Бюджетные системы и бюджетное устройство РФ. Сущность, виды,
принципы ………………………………………………………………………………...4
1.1. Формы бюджетных систем…………..…………………………………………..4
1.2. Состав бюджетной системы РФ…………………………………………………4
1.3. Принципы бюджетной системы РФ……………………………………………..6
Глава 2. Бюджет, сущность и функции ……………………………………………….8
2.1. Сущность бюджета……..……………………………………………...................8
2.2. Функции бюджета ……………………………………………………………….8
2.3. Доходы бюджета ………………………………………………………………...9
2.4. Расходы бюджета ………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список использованных источников..............………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Фин право.docx

— 62.97 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное Бюджетное  образовательное Учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет  управления»

Институт управления финансами  и налогового администрирования

Кафедра Правового обеспечения  и управления

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансовое право»

 

Тема:  Понятие и структура  бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

 

 

 

 

Выполнила студентка

Очной формы обучения

Специальность: «Финансы и Кредит»

III курса, группы №2

Пай Марина

 

                                                                Руководитель работы:

Доцент 

Захарова Н.Н.

 

Москва 2012

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….............3

Глава 1. Бюджетные системы и бюджетное устройство РФ. Сущность, виды,

принципы ………………………………………………………………………………...4

    1. Формы бюджетных систем…………..…………………………………………..4
    2. Состав бюджетной системы РФ…………………………………………………4
    3. Принципы бюджетной системы РФ……………………………………………..6

Глава 2.  Бюджет, сущность и функции ……………………………………………….8

2.1. Сущность бюджета……..……………………………………………...................8

2.2. Функции бюджета ……………………………………………………………….8

2.3. Доходы бюджета ………………………………………………………………...9

2.4. Расходы бюджета ………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………………...14

Список использованных источников..............………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Центральное место в системе  государственных финансов занимает бюджет. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как - «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;».  Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бюджетные системы и бюджетное устройство РФ. Сущность, виды, принципы.

 

    1. Формы бюджетных систем.

Бюджетная система государства  зависит от государственного и административного устройства страны, которое закрепляется в Конституции.

Федеративное  государство – форма государственного устройства, при которой государственные или административно-территориальные образования имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах отведенных полномочий. Бюджетная система такого государства трехуровневая, и состоит из:

1.  Федерального бюджета

2.  Бюджетов членов федерации (для России - субъекты РФ, для США – штаты, для ФРГ – земли)

3.  Бюджеты местные

Существуют унитарные государства. Это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В таких странах действует единая Конституция, централизованное управление экономикой, социальными и политическими системами.  Политическая система этих государств 2-уровневая

1. Государственный бюджет

2. Местный бюджет

  государство (союзное). Это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Бюджет конфедерации формируется  из взносов входящих в конфедерацию государств. У этих государств свои бюджетные и налоговые системы.

 

    1. Состав бюджетной системы РФ

Основы Бюджетной системы РФ закреплены в бюджетном кодексе РФ. В соответствии с бюджетным кодексом, бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных субъектов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Состав бюджетной системы приведен на рис. 1.

Рис.1 «Состав  бюджетной системы РФ».

 

В соответствии с Конституцией, второй уровень бюджетной системы РФ включает в себя бюджеты 83-х субъектов РФ:

    1. 21 бюджет республик
    2. 9 краевых бюджетов
    3. 46 бюджетов областей
    4. 1 бюджет автономной области
    5. 4 бюджета автономных кругов
    6. 2 бюджета городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург

Третий уровень БС по разным статистическим данным содержит от 29 до 43-х тысяч местных бюджетов.

Бюджеты, входящие в состав бюджетной системы РФ самостоятельны и не включаются своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих административно-территориальных образований.

 

Консолидированный бюджет

В бюджетном законодательстве есть понятие консолидированного бюджета. Это свод бюджетов бюджетной системы на соответствующей территории за исключение бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированные бюджеты  субъекта РФ включают в себя бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных  образований без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет муниципального района включает в себя бюджет муниципального района и свод бюджетов городских  и сельских поселений и иных административно-территориальных  образований в составе муниципального района, также без учета межбюджетных трансфертов этих бюджетов.

Консолидированный бюджет РФ:

  • Федеральный бюджет
  • Консолидированные бюджеты 83-х субъектов РФ
    • Бюджет каждого субъекта федерации
    • Консолидированные бюджеты муниципальных образований каждого субъекта федерации
  • Консолидированный бюджет муниципальных районов
      • Бюджет муниципального района

Консолидированные бюджеты  не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти, и  в первую очередь они являются статистическим сводом бюджетных показателей  данных по доходам и расходам, источником выступления средств и направлением их использования в целом по РФ и в целом по субъектам РФ.

Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании:

1. для определения размеров дотаций, при анализе формирования и использования бюджета страны (определяется уровень централизации финансовых ресурсов)

2.  при сводном финансовом планировании, т.к. многие показатели сводного баланса финансовых ресурсов государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированного бюджета

3.  при перспективном финансовом планировании для разработки сценариев экономического и социального развития государства и регионов.

 

    1. Принципы бюджетной системы РФ

Принципы бюджетной системы  РФ - это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и  в целом - бюджетных правоотношений.

Принципами  бюджетной системы РФ являются:

    1. Принцип единства бюджетной системы РФ:
    1. единство бюджетного законодательства,
    1. единство организации и функционирования БС,
    2. единство бюджетной документации,
    3. единство бюджетной классификации, санкций,
    4. единый порядок установления и исполнения расходных обязательств,
    5. единое формирование доходов и осуществление расходов
  1. Принцип разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета
    1. закрепление соответствующим законодательством доходов полностью или частично и расходов за бюджетами БС,
    2. определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
  1. Принцип самостоятельности бюджета – право и обязанность государственной власти и органов муниципальных образований:
    1. Самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов
    2. На соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и устанавливать самостоятельно в соответствии с налоговым кодексом налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты
    1. Принцип прозрачности (открытости) бюджета:
    1. открытость всех бюджетных показателей, кроме секретных,
    1. обязательная публикация на всех стадиях бюджетного процесса информации о бюджете,
  1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – перед лицом федерального бюджета бюджеты субъектов равны.
  1. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов федерации.
  2. Принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов + поступления от источников финансирования его дефицита.
  3. Эффективности и результативности использования средств.
  4. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета – все предусмотренные расходы должны быть покрыты доходами + источниками финансирования дефицита бюджета.
  5. Принцип достоверности бюджета.
  6. Принцип адресности и целевого характера – средства, выделенные на тот или иной раздел или подраздел не могут быть перераспределены, и должны быть выделены на соответствующую цель или по соответствующему адресу.

12.  Принцип единства кассы – все налоговые и неналоговые поступления поступают на единый счет бюджета, с которого также осуществляется выделение бюджетных средств.

13.  Принцип подведомственности расходов – бюджетные средства выделяются главному распределителю бюджетных средств, который перераспределяет их между получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями

 

 

 

 

Глава 2. Бюджет, сущность и функции

 

2.1. Сущность бюджета.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Первые сведения о доходах  бюджета появились в 1645 году. С 1802 года бюджет оформился как документ. 1862 год – произошла централизация  денежных средств. С 1862 года и по сей  день все данные о бюджете являются государственной тайной.

Бюджет как экономическая  категория имеет следующие характеристики:

1.  Это центральное звено системы финансов, отражающее основные качественные признаки финансов.

2.  Это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

3.  Это бюджетный план, в котором бюджет как система денежных отношений, выражен количественно (суммарно).

По экономической сущности бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной  власти и местного самоуправления с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального  дохода (а частично и национального  богатства) в связи с необходимостью удовлетворения социальных и политических интересов общества и его граждан.

По плановой форме бюджет – это документ, составляющийся в виде баланса доходов и расходов, который отражает результаты планового  образования и расходования фонда  денежных средств.

 

2.2. Функции бюджета

Сущность и роль бюджета  в развитии экономики проявляются  в его функциях.

  1. Распределительная (перераспределительная). Необходимость этой функции обусловлена перераспределением денежных средств:
      1. между сферами общественного производства.
      1. между различными сферами деятельности.
      2. между территориями.
      3. между различными слоями общества.
      4. между уровнями государственного управления.
  1. Контрольная. Это постоянный финансовый контроль за формированием, использованием и распределением централизованного фонда денежных средств (бюджета). Она позволяет:
    1. Выявить истинное финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей, территориальных образований.
    2. Анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
    3. Анализировать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, и соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.
  2. Часто в экономической литературе выделяется функция (дополнительная функция) – государственное регулирование и стимулирование экономики.

Информация о работе Понятие и структура бюджета бюджетной системы Российской Федерации