Понятие финансового контроля как подотрасли финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 19:31, реферат

Описание работы

В условиях перехода к рынку в нашей стране происходит перестройка всей системы финансового отношений, что не могло не затронуть финансового контроля, как неотъемлемого элемента системы управления финансами. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Содержание работы

Введение .………………………………………………………………………………..............….2
1.Понятие финансового контроля как подотрасли финансового права………………….....…..3
2.Понятие и система методов финансового контроля……………………………………...…....4
3.Внутренний финансовый контроль……………………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………………….…..10
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Методы фин.контроля.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Срок проведения контрольных мероприятий не может превышать нормативного значения, определенного соответствующими нормативными правовыми актами. Как правило, срок ревизии (проверки) не превышает 45 дней.

В каждом конкретном случае срок ревизии (проверки), а также перечень проверяемых вопросов определяются графиком проверки (заданием на проверку), утверждаемым вышестоящим уполномоченным руководителем (начальником).

По результатам любой ревизии (проверки) оформляется акт проверки, один из экземпляров которого передается руководителю объекта контроля.

 

  1. Внутренний финансовый контроль

 

В условиях рыночной конкуренции успешная деятельность коммерческой организации в общем и целом зависит от достижения поставленных перед ней целей, от следования принятым установкам и намеченным ориентирам, от ее устойчивости с финансово-экономической и правовой точек зрения, а также от устойчивости ее положения среди конкурентов на рынке. Обеспечение выполнения перечисленных требований является задачей управления организацией.

М.Г. Лапуста подчеркивает, что процесс управления организацией в самом упрощенном виде включает следующие основные стадии:

1) планирование - сбор, обработка, рассмотрение информации и выработка  управленческого решения;

2) организация и регулирование реализации управленческого решения;

3) учет - сбор, измерение, регистрация и обработка информации о результатах выполнения управленческого решения;

4) анализ - разложение информации, полученной на стадии учета, на компоненты, изучение и оценка определенных сочетаний этих компонентов для принятия следующих управленческих решений.

При этом каждая из стадий чередуется со стадиями контроля.

Затем следует новый цикл этого непрерывного в идеале процесса. Все циклы подчинены стратегии организации, т.е. генеральной программе действий и распределению приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей.

Стадия контроля намеренно не включена в приведенное выше упрощенное описание процесса управления, так как внутренний контроль имеет двойственную роль в процессе управления организацией. С одной стороны, стадии контроля неизменно чередуются с остальными в процессе управления, поэтому, утрируя, можно говорить о присутствии (проникновении) элемента контроля на каждой из описанных стадий. C другой стороны, благодаря контролю обеспечивается оптимальный ход процесса управления на каждой стадии, и поэтому стадию контроля по отношению к остальным можно рассматривать как упорядочивающее звено. Эти моменты подробно будут раскрыты ниже.

В учебнике Зведнина А.Л. описывается что, на любой стадии процесса управления неизбежно возникают различные отклонения действительного состояния или действия объекта управления от требуемого. На самом деле, любая деятельность без отклонений может иметь место лишь при абсолютной неизменности субъекта и объекта действия и окружающих их условий, что, как известно из диалектики, противоречит способу существования объективной реальности - движению. В обобщенном виде все отклонения, возникающие в процессе управления организацией, можно разделить на отрицательные, т.е. отдаляющие от намеченных ориентиров и принятых установок, и положительные - приближающие к ним. Например, выпуск продукции сверх плана может быть как отрицательным, так и положительным отклонением, - все зависит от принятых установок, производственных и сбытовых возможностей, а также условий функционирования конкретной организации. Так, если организация ориентирована на расширение производства и освоение новых рынков, имеет потенциалы сбыта (развитая сбытовая сеть, продукция пользуется спросом), а дополнительные продажи обеспечивают получение дополнительной прибыли (т.е. имеет место превышение предельного дохода над предельными издержками), то указанное отклонение положительное. Если же выпуск продукции заранее задан жесткими рамками и сбыт излишне выпущенной продукции представляется невозможным, а также если дополнительные издержки (дополнительный расход ресурсов, дополнительные затраты на оплату труда рабочих, дополнительные затраты на обслуживание производственных мощностей и т.д.) превышают дополнительный доход от продажи сверхплановой продукции, то это отклонение является отрицательным. Итак, отклонения есть всегда и они всегда воздействуют на те или иные аспекты функционирования организации. Но воздействия большинства отклонений настолько малы, что не имеет смысла принимать по этому поводу какие-либо меры, необходимо лишь установить масштаб допустимых отклонений, в пределах которого не произойдет ощутимых для организации изменений. Чтобы своевременно располагать информацией об отклонениях, превышающих допустимый масштаб, необходим контроль. Дадим определение понятиювнутренний контроль организации. Прежде всего, необходимо уточнить, что внутренний контроль можно рассматривать с двух позиций. Так, понятие внутреннего контроля можно трактовать в широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов, что будет рассмотрено в следующих разделах настоящей работы. Также внутренний контроль можно рассматривать и в достаточно узком смысле как один из этапов процесса управления. В данной главе рассматривается узкая трактовка понятия внутреннего контроля.

По мнению Бровкиной В.Д. нутренний контроль организации в наиболее узком смысле - это осуществление субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (субъекты внутреннего контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий:

а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);

б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности;

в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин данных отклонений.

Интерпретируем понятие цель внутреннего контроля в соответствии с подходом в узком смысле.

Цель внутреннего контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений.

Очевидно, необходимо раскрыть содержание понятия информационной прозрачности объекта управления. Для начала интерпретируем понятие управления.

В.З. Шевлоков дает следующее определение, что управление каким-либо объектом - это направленное воздействие на этот объект для его упорядочения, для сохранения, совершенствования и развития его структуры (строения и внутренней формы его организации), а также для поддержания требуемого состояния (существования) или действия, направленного на реализацию какой-либо цели.

Для возможности осуществления таких воздействий в течении определенного времени (периода управления) необходимо иметь представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени он поддается управлению или, иными словами, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Информация о данной степени управляемости и отражена в понятии информационной прозрачности объекта управления.

Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемого результата и управленческая связь с объектом теряется. Исходя из этого, информационную прозрачность объекта управления не следует отождествлять с информацией о его фактическом состоянии (действии). Последняя еще не обеспечивает адекватного восприятия объекта для возможности принятия эффективных решений. Для этого необходимо:

1) знать требуемое (желаемое) состояние (действие) объекта управления, позволяющее им эффективно управлять;

2) установить фактическое состояние (действие);

3) сравнить эти два состояния (действия);

4) оценить их различие.

Только после выполнения всех этих действий можно считать, что цель контроля достигнута - получена информация о степени управляемости объекта, т.е. объект информационно прозрачен для управления. Дальнейшие управленческие решения зависят от конкретных обстоятельств. Могут быть приняты следующие решения:

1) не воздействовать на  объект;

2) принять корректирующие  меры для приближения фактического  состояния (действия) объекта к требуемому;

3) изменить воздействие  на объект, пересмотрев принятое  ранее решение.

По мнению Л.Н. Овсянникова, внутренний контроль, с одной стороны, обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а с другой стороны - в интеграции с процессами организации и регулирования обеспечивает исполнения принятых решений. Следует отметить, что эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации - это государственный контроль:

- за своевременным исполнением  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- за организацией денежного  обращения;

- за использованием кредитных  ресурсов;

- за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

- за предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления.

Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и других, причем они могут применяться как на стадии разработки финансовых планов, так и на стадии проведения операций, то есть практически на всех этапах движения денежных средств.

К основным методам следует отнести:

1) наблюдение

2) проверку

3) обследование

4) анализ

5) ревизию

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию Бюджетного Кодекса.

В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 № 224 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7 от 21.01.2009.
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2013) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
  3. Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» от 03.03.1998 № 224 (ред. от 25.07.2000) // "Российская газета" N 43, 05.03.1998.
  4. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» от 04.09.2007 №75н (ред. от 04.10.2010) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №47, 19.11.2007.
  5. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. // Н.Т. Белуха.- М.: Финансы и статика, 2010.-236 стр.
  6. Бровкина В.Д. Контроль и ревизия. // В.Д. Бровкин.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 153 стр.
  7. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Ки­ев: «Вища школа». 1983.
  8. Звездин А.Л. Ревизия и контроль. // А.Л. Звездин. - М.: КноРус, 2010. - 194 стр.
  9. Лапуста М.Г. Финансы организаций. // М.Г. Лапуста. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 64 стр.
  10. Овсянников Л. Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации. // Л.Н. Овсянников. - М.: Финансы, 2010 - 127 стр.
  11. Привезенцев В.А. Контроль и ревизия: Учебное пособие. // В.А. Привезенцев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009 - 58 стр.
  12. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Л.А. Симонова. - М.: Финансы, 2009. - 94 стр.
  13. Финансы: Учебник // Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2011 - 504 стр.
  14. Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствованиифинансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983
  15. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления. // В.З. Шевлоков. - М.: Финансы, 2010. - 115 стр.

Информация о работе Понятие финансового контроля как подотрасли финансового права