Ответственность за нарушения налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

В работе будет рассказано об основных составляющих юридической ответственности, дано определение наиболее встречающимся видам налоговых правонарушений. Совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных правоотношений негативной ответственности.

Файлы: 1 файл

ФИНПРАВО РЕФЕРАТ.docx

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Введение

С принятием Налогового Кодекса  РФ (1 января 1999 года) налоговая система  страны стала более понятной в  границах России. Все элементы этой системы функционируют в рамках единого правового налогового пространства. Сформулирована система прав и правовой ответственности, как налогоплательщиков, так и уполномоченных государством органов за нарушения законодательства о налогах и сборах.

В работе будет рассказано об основных составляющих юридической  ответственности, дано определение  наиболее встречающимся видам налоговых  правонарушений. Совершение правонарушения переводит субъекта права из сферы  регулятивных правоотношений позитивной ответственности в сферу охранительных  правоотношений негативной ответственности.

Законодательством предусмотрены  четыре вида юридической ответственности, за нарушения законодательства, которые  различаются в зависимости от отраслевой принадлежности юридических  норм, их закрепляющих:

Уголовная ответственность - наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

Гражданско-правовая ответственность - выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия имущественного характера.

Дисциплинарная ответственность - связана с нарушением трудовой дисциплины.

Государственный орган, будь-то налоговый орган или орган  налоговой инспекции, и налогоплательщик вступают во взаимоотношения друг с другом не по собственной воле, а на основании закона. Участники данных правоотношений не вправе изменить условия своего взаимодействия, так как они четко определены в законе. В отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в качестве властной стороны выступает государство в лице государственных органов, в качестве подчиняющейся стороны - налогоплательщик. Поэтому ответственность за налоговые правонарушения представляет собой разновидность административной ответственности, что признает так же Высший арбитражный суд РФ: «...что ответственность по налоговому законодательству - это разновидность административной ответственности, поскольку налогоплательщик как сторона налогового правоотношения находится не в одинаковом положении с налоговым органом».

Если за налоговое правонарушение предусмотрена ответственность  по Уголовному Кодексу РФ, то наступает  уголовная ответственность согласно статье 108 Налогового кодекса «Общие условия привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения».

Таким образом, на данный момент в России существует два реально  применяемых вида юридической ответственности  за налоговые правонарушения: административная и уголовная. В данной работе рассматриваются  их особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административная ответственность  за нарушение налогового законодательства

1.1 Основания административной  ответственности за нарушение  налогового законодательства

 

Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. «...противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом об административных правонарушениях  или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность».

Таким образом, можно выделить следующие признаки административной ответственности:

- Антиобщественность;

- Противоправность;

- Виновность;

- Наказуемость;

Те же признаки можно выделить в определении, данном в Налоговым  Кодексом РФ «Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  настоящим Кодексом установлена  ответственность». То есть Налоговый Кодекс РФ сужает определение, административная ответственность выступает уже родовой по отношению к налоговой ответственности.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения - действие или бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования. Бездействие - пассивное невыполнение обязанности.

Антиобщественность деяния определяется причинением вреда обществу и государству. В частности статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», а Налоговый Кодекс РФ повторяет «...Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы». Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права, в данном случае нормы Налогового Кодекса. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. «Наличие вины - обязательный признак налогового правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением».

Вина организации в  совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговый Кодекс вводит перечень обстоятельств исключающих вину налогоплательщика. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих  обстоятельств:

1) отсутствие события  налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица  в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния  шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Наказуемость подразумевает, что административным правонарушением признается только такое деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. В данном случае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.

Элементами состава административного  правонарушения являются:

- Объект;

- Объективная сторона;

- Субъект;

- Субъективная сторона;

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. У всех административно-налоговых правонарушений общий родовой объект - отношения в области торговли и финансов. Видовой объект налоговых правонарушений - финансовые отношения. У некоторых из них есть и второй объект - порядок управления или права граждан. Непосредственным объектом в данном случае выступают конкретные нормы Налогового Кодекса.

Объективная сторона правонарушения представляет собой внешнюю сторону поведения налогоплательщика, прежде всего это противоправное деяние, действие или бездействие, посягающее на общественные отношения, охраняемые Налоговым Кодексом, и причиняющие им вред. Наличие объективной стороны административного правонарушения часто ставится в зависимость от времени, места, способа, характера содержания деяния, наступления его вредных последствий. Так же содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами административного  правонарушения признаются:

1) Налогоплательщики;

а) Физические лица;

Граждане;

Частные предприниматели;

б) Организации;

2) Налоговые агенты;

Частные предприниматели;

Организации;

Представители налогоплательщика  или налогового агента.

Физические лица;

Организации;

Частные предприниматели;

Субъективная сторона  административного правонарушения - соотношение сознания и воли в  психическом отношении субъекта к противоправному действию или  бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме  умысла и неосторожности. Умысел может  быть прямым и косвенным. При прямом умысле субъект осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия  и желает наступления данных последствий. Косвенный умысел состоит в том, что субъект осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия  и сознательно допускает наступление  таких последствий.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает  одну форму неосторожности - небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет  место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих  действий (бездействия) либо не предвидел  наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть. «Долженствование сознавать  и предвидеть - это объективный  критерий неосторожности».

Поскольку организация - это  искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием  и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости  от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной  организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом  или представителем этой организации, действие (бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.

1.2 Составы налоговых правонарушений  и санкции за нарушение налогового  законодательства

 

Наличие состава налогового правонарушения является необходимым  и достаточным условием для квалификации деяния как налогового правонарушения. Вместе с тем отсутствие какого-либо элемента состава правонарушения означает отсутствие состава в целом. Иными  словами, если лицо совершило правонарушение, которое содержит все признаки состава, значит, есть основание для применения налоговых санкций.

Главой 16 (ст. 116-129) Налогового Кодекса РФ предусмотрено 14 составов налоговых правонарушений (не считая квалифицированных составов), совершение которых нарушает те или иные нормы  Налогового Кодекса РФ и влечет за собой применение налоговых санкций.

В зависимости от субъекта налоговой ответственности, предусмотренные  кодексом виды налоговых правонарушений можно разделить на следующие  категории:

- ответственность налогоплательщиков (граждан и юридических лиц):

- ответственность за нарушение сроков постановки на учет в качестве налогоплательщиков и представления иных сведений в налоговые органы;

- уклонение (нарушение сроков) постановки на учет в налоговом органе.

Статья 116 Налогового Кодекса  РФ предусматривает ответственность  за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. Названное  правонарушение представляет собой  виновное (умышленное) бездействие  налогоплательщика-организации или  физического лица (индивидуального  предпринимателя).

Объектом данного правонарушения являются правоотношения, регулируемые статьей 83 Налогового Кодекса РФ, в  соответствии, с которой устанавливаются  сроки подачи заявления на учет в  налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Статья 117 Налогового Кодекса  РФ устанавливает ответственность  за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или  индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом  органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 Кодекса срока подачи заявления  о постановке на учет в налоговом  органе. Объектом данного правонарушения являются правоотношения по исполнению обязанности налогоплательщика по постановке на учет в органах Госналогслужбы России.

В соответствии с нормами  действующего законодательства ответственность  за совершение данного правонарушения применяется также в отношении  руководителей предприятий.

Налоговым правонарушением  признается нарушение срока представления  налоговой декларации. Размер штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, зависит от срока задержки представления  соответствующих документов (ст.119 Налогового Кодекса РФ). Совершение данного правонарушения направлено на непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, а также нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений. Заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, или уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений также влечет за собой ответственность по ст. 119 Налогового Кодекса РФ.

Информация о работе Ответственность за нарушения налогового законодательства