Ответственность за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

В сложившейся ситуации панацеей казалось принятие Налогового кодекса, который обобщил бы и систематизировал существующую налоговую правовую базу, устранив присущие ей противоречия и неоднозначность. Действительно, кодификация, как особый вид систематизации законодательства, подразумевает под собой не только упорядочение действующих нормативно-правовых актов, но и внутреннюю переработку законодательства, а ее результатом является принятие единого нормативного акта, системно регулирующего определенную группу общественных отношений.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, структура и содержание налогового правонарушения
2. Санкции за налоговые правонарушения
2.1 Ответственность за нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе
2.2 Ответственность за уклонение от налогового учета
2.3 Ответственность за не предоставление информации об открытии и закрытии банковских счетов налогоплательщиков
2.4 Ответственность за не представление налоговой декларации
2.5 Ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
2.6 Ответственность за нарушения, связанные с неуплатой налога
2.7 Ответственность за нарушения, совершаемые банками в части функций агентов правительственного контроля
3. Виды налоговых правонарушений
3.1 Правонарушения против системы налогов
3.2 Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков
3.3 Правонарушения против исполнения доходной части бюджета
3.4 Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика
3.5 Правонарушения против контрольных функций налоговых органов
3.6 Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности
3.7 Правонарушения против обязанности по уплате налога
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Тема 39 финанс.правоdoc.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

вина является обязательным признаком состава налогового правонарушения. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своих решениях также использует понятие состава налогового правонарушения для решения налоговых споров. Анализ решений федеральных арбитражных судов округов позволяет сделать вывод о том, что в судебной практике понятие состава налогового правонарушения используется повсеместно. В налогово-правовой науке исследованию понятия состава налогового правонарушения и определению его значения посвящено значительное количество работ. А.В. Брызгалин, В.Р. Берник и А.Н. Головкин понимают под составом налогового правонарушения, установленную НК РФ совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние считается налоговым правонарушением. Схожие определения состава налогового правонарушения содержатся и в работах А.А. Гогина, А.В. Зимина, В.А. Мачехина и других исследователей. Кроме того, любой вид правонарушений имеет свой состав. Данная категория используется как в общей теории права для характеристики правонарушений, так и применяется отраслевыми науками. Таким образом, и наука налогового права, и правоприменительная практика подчеркивают большое значение состава налогового правонарушения. Отсутствие в НК РФ упоминания состава налогового правонарушения является пробелом в налоговом законодательстве, который должен быть исправлен. В общей теории финансового права под составом финансового правонарушения обычно понимается "установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением". А.С. Емельянов, рассматривая значение состава финансового правонарушения, считает, что данная юридическая конструкция позволяет отграничить финансовые правонарушения от смежных административных правонарушений, гражданских правонарушений и преступлений, а также финансовых правонарушений между собой. Состав финансового правонарушения указывает на наиболее значимые, существенные признаки конкретных групп финансовых правонарушений, что позволяет применить к нарушителю норм финансового права меры финансовой ответственности. Состав финансового правонарушения в системе общеправовых категорий находится на более низком уровне абстрагирования, нежели понятие "состав правонарушения". Данная категория в большей степени направлена на решение прикладных задач (описание признаков правонарушений, отграничение их от смежных видов правонарушений), нежели категория "состав правонарушения", имеющая, скорее, методологический характер. Понятие "состав налогового правонарушения" соотносится с "составом финансового правонарушения" как специфическое и общее. Поскольку налоговые правонарушения представляют собой разновидность финансовых правонарушений, то и его состав может быть рассмотрен как родовое понятие, находящееся на более низком уровне абстрагирования, чем понятие "состав финансового правонарушения". Следовательно, и элементы состава налогового правонарушения будут выступать как родовые по отношению к общим признакам финансового правонарушения. Состав налогового правонарушения может быть рассмотрен как нормативная конструкция. Состав налогового правонарушения - это не деяние как факт действительности, а его нормативно-правовое описание, модель, закрепленная в диспозициях норм глав 16 или 18 НК РФ. Данное обстоятельство подчеркивается некоторыми исследователями при его определении. Так, А.В. Передернин говорит о составе налогового правонарушения как о совокупности установленных законом признаков, характеризующих деяние как налоговое правонарушение. Ю.А. Крохина определяет состав налогового правонарушения как установленные нормами налогового права признаки, совокупность которых позволяет считать деяние налоговым правонарушением. Являясь законодательной моделью, состав налогового правонарушения отличается от налогового правонарушения как понятия, в обобщенном виде описывающего деяние как противоправное, как отличающееся от других видов правонарушений и правомерного поведения. В реальной жизни совершаются конкретные налоговые правонарушения. Обобщение их типичных признаков позволяет выделить понятие налогового правонарушения как деяния общественно вредного, виновного, противоправного и наказуемого. В результате абстрагирования от случайных, свойственных лишь отдельным нарушениям признаков и возникает данное понятие. В финансово-правовой науке сложилась концепция состава налогового правонарушения как единственного юридического основания налоговой ответственности, которая была заимствована из уголовного права. При этом само налоговое правонарушение выступает как фактическое основание налоговой ответственности и, кроме того, имеется еще процессуальное основание в форме конкретного правоприменительного акта. Данная триада оснований ответственности имеет общеправовое значение, хотя некоторые авторы придерживаются другой точки зрения. Анализ определений состава налогового правонарушения, которые встречаются в специальной литературе, позволяет выделить два подхода к данному вопросу. Некоторые авторы в качестве сущностных черт данного понятия выделяют то, что состав налогового правонарушения состоит из субъективных и объективных признаков. Например, в комментарии к Налоговому кодексу состав налогового правонарушения определяется как "совокупность установленных Кодексом объективных и субъективных элементов (признаков). Характеризующих деяние (действие или бездействие) как конкретное налоговое правонарушение". Изложенная точка зрения поддерживается, например, А.В. Передерниным. А.Н. Борисов рассматривает состав налогового правонарушения как совокупность признаков, необходимую и достаточную для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности. По смыслу эти определения состава налогового правонарушения идентичны. Только в первом случае акцент делается на структуру состава налогового правонарушения (объективные и субъективные признаки), а во втором - на обязательность присутствия в составе налогового правонарушения этих признаков (необходимость и достаточность). Исходя из общности обоих подходов к определению состава налогового правонарушения, а также, учитывая, комплексный характер данного понятия, можно дать следующее определение состава налогового правонарушения:

Состав налогового правонарушения - это совокупность установленных Налоговым кодексом Российской Федерации объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания деяния налоговым правонарушением и применения мер налоговой ответственности.

НК РФ содержит исчерпывающий  перечень налоговых правонарушений, новые составы которых могут устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ. Поскольку в рамках данной работы подробное рассмотрение всех составов будет излишне объемным, перечислим их:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ);

уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ);

нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета  в банке (ст.118 НК РФ);

непредставление налоговой  декларации (ст.119 НК РФ);

грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения (ст.120 НК РФ);

неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ);

невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ);

несоблюдение порядка  владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст.125 НК РФ);

непредставление налоговому органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ).

2. Санкции  за налоговые правонарушения

2.1 Ответственность за нарушение  срока подачи заявления на  учет в налоговом

органе

Нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом  органе при отсутствии признаков  налогового правонарушения, предусмотренных  п.2 ст.116 НК РФ. Влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб., а нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.

Пропуск срока постановки на учет не является длящимся правонарушением. Правонарушение считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления либо с момента истечения 90 дней после пропуска указанного срока. С этого же времени начинается течение срока давности взыскания санкций. Истечение срока влечет невозможность взыскания налоговой санкции. Надо отметить, что в соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Особое внимание следует обратить на то, что все сроки в ст.116 НК РФ установлены в календарных днях. Согласно ст.6.1 НК РФ течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Действие, для которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поэтому, если часть срока приходится на праздничные и выходные дни и прием документов для постановки на учет осуществляется не ежедневно, подать заявление в установленный срок сложно. Для избежания пропуска соответствующих сроков имеет смысл направлять заявления и прилагающиеся к нему документы по почте заказным письмом. В этом случае днем подачи заявления будет считаться день сдачи почтового отправления в отделение связи. Срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе исчисляется с момента регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а не с момента выдачи свидетельства о регистрации. Поэтому при возникновении спора должны быть исследованы сроки выдачи свидетельства о государственной регистрации. Для привлечения к ответственности за не постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщика или принадлежащего налогоплательщику имущества налоговый орган должен доказать наличие основания постановки на налоговый учет. Следует помнить, что факт наличия у организации обособленного подразделения устанавливается не на основании учредительных документов, а по факту наличия стационарных рабочих мест и осуществления деятельности. Если такие доказательства не представлены, привлечение к ответственности неправомерно. Если налогоплательщик по одному из предусмотренных ст.83 НК РФ оснований встал на налоговый учет в конкретном налоговом органе, на него не может быть возложена обязанность повторно вставать на налоговый учет в том же самом налоговом органе по предусмотренному в указанной статье основанию. И приобретая несколько объектов недвижимости или транспортных средств на территории, находящейся в пределах юрисдикции одной налоговой инспекции, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст.116 НК РФ отдельно по каждому объекту. Одним словом, если организация приобретает 8 объектов недвижимости вне места её нахождения, необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов заявление о постановке на налоговый учет. Если организация своевременно этого не сделала, она может быть оштрафована на 5000 руб., но не на 40000 руб.

2.2 Ответственность за уклонение  от налогового учета

Правонарушения, предусмотренные  ст.117 НК РФ, уклонение от постановки на учет в налоговом органе, и  ст.116 НК РФ, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, тесно связаны между собой. Поэтому следует различать сферу действия этих статей. Ст.117 НК РФ ужесточает ответственность за уклонение от налогового учета и

вводит прогрессивную  систему штрафных санкций (в зависимости от срока деятельности плательщика, осуществленной без постановки на учет). Согласно этой статье (ст.117 НК РФ) ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени, но не менее 20 тыс. руб. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев влечет взыскание штрафа в размере 2% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Попытаемся разграничить сферу действия ст.116 и ст.117 НК РФ. Сущность нарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ, - не совершение в срок определенных действий, в ст.117 НК РФ, напротив, указано на неправомерное осуществление деятельности. Действие ст.117 НК РФ распространяется не на всех налогоплательщиков, а лишь на организации и индивидуальных предпринимателей. Причем к индивидуальным предпринимателям причисляются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. В эту категорию включаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства (ст.11 НК РФ и комментарий к ней). В ст.116 НК РФ указано на правонарушение, совершаемое в определенный момент времени, и установлен фиксированный размер штрафа. В ст.117 НК РФ предусмотрена ответственность за длящееся правонарушение, которое считается совершенным в момент начала осуществления деятельности без постановки на налоговый учет и продолжается по мере её ведения, а размер штрафа в данном случае зависит от доходов, полученных в результате деятельности. Кроме того, законодатель неслучайно использует термин "деятельность" вместо термина "предпринимательская деятельность", что расширяет круг операций, подпадающих под действие данной статьи. А так как ст.117 не классифицирует слово "деятельность", следовательно, в данном случае имеется в виду любая форма активности организации (предпринимателя). Ст.117 НК РФ устанавливает ответственность за деятельность, которая может приносить доход, хотя получение дохода не является обязательным условием. Для оценки доходов, полученных в период осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, могут быть использованы косвенные методы, предусмотренные подпунктом 7 п.1 ст.31 НК РФ. В силу неоднозначности понятия "доход" в существующей нормативно-правовой базе оно может быть применено как в значении прибыли (как чистого дохода), так и в значении выручки (как валового дохода). Возможность обоих подходов следует из ст.41 ст.42, регламентирующих принципы определения доходов в России и за её пределами. Исчисление же срока, в течение которого субъект предпринимательства уклонялся от постановки на налоговый учет. Начинается с момента совершения первого активного действия в качестве организации или предпринимателя и заканчивается датой постановки на налоговый учет; аналогичное правило подсчета срока применяется, если в промежутке между вышеуказанными датами налоговый орган самостоятельно обнаруживает нарушение правил постановки на налоговый учет и документально фиксирует их. Часто возникает вопрос: могут ли применяться меры ответственности, предусмотренные ст.116 и ст.117 НК РФ, одновременно? Привлечение налогоплательщика к ответственности одновременно по ст.116 и ст.117 НК РФ неправомерно, поскольку диспозиция ст.116 поглощается диспозицией ст.117, и, соответственно, происходит привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Привлечение налогоплательщика одновременно к ответственности за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет и за неуплату (неполную уплату) налогов противоречит принципу однократности ответственности, так как неуплата налогов является следствием противоправного деяния (уклонения от регистрации).

Налоговые органы, привлекая  налогоплательщика к ответственности  по ст.117 НК РФ, должны доказать:

наличие обязанности  по постановке на налоговый учет;

факт неисполнения налогоплательщиком этой обязанности;

факт осуществления  налогоплательщиком деятельности;

размер доходов, полученных в результате такой деятельности (если доказан - факт осуществления  деятельности, но не установлен размер доходов, налогоплательщик может быть оштрафован на 20 тыс. руб).

При невыполнении данной обязанности привлечение к ответственности становится невозможным. К сожалению, ст.117 НК РФ сформулирована недостаточно корректно, что порождает неоднозначность в её толковании. Проблема заключается в противоречии между описанием правонарушения и мерой ответственности. В соответствии с п.1 ст.117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа. Санкция п.2 ст.117 НК РФ сформулирована таким образом, что ответственность за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет наступает только спустя 90 дней после истечения срока исполнения обязанности постановки на учет. Если данное правонарушение обнаружено спустя 100 дней с момента истечения срока постановки на налоговый учет, штраф можно взыскать только за период, превышающий 90 дней, т.е. за 10 дней. В комментариях к НК РФ С.Д. Шаталов предлагает в таких случаях привлекать к ответственности одновременно по п.1 и 2 ст.117 НК РФ, что не бесспорно и может послужить основой для построения защиты в суде. Кроме того, из текста ст.117 НК РФ однозначно не следует, что взыскание штрафа может производиться как в случае не постановки на налоговый учет по месту регистрации, так и по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение. Однако именно такое толкование данной статьи наиболее верно из чего следует:

во-первых, штраф по ст.117 НК РФ может взиматься даже в том  случае, если организация встала на налоговый учет по месту государственной  регистрации, но не встала на учет по месту осуществления деятельности через обособленное подразделение;

во-вторых, размер взыскиваемого  штрафа в этом случае определяется не из дохода, полученного всей организацией, а только на основании доходов, полученных в результате осуществления деятельности через обособленное подразделение за соответствующий период.

Налоговые органы не могут  предъявлять иск о принудительной постановке налогоплательщика на налоговый  учет, поскольку такое право не предоставлено законом. При обнаружении  факта уклонения от постановки налогоплательщика на учет налоговый орган имеет право (но не обязанность) потребовать, на основании ст.31 НК РФ, устранить обнаруженные нарушения, а налогоплательщик обязан выполнить данное требование.

2.3 Ответственность за не предоставление  информации об открытии и закрытии  банковских счетов налогоплательщиков

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ, налогоплательщики  обязаны сообщать налоговым органам  об открытии и закрытии своих банковских счетов. Аналогичная обязанность сообщать о вновь открытых счетах налогоплательщиков предусмотрена в ст.86 НК РФ и для банков.

Нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срока представления в  налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (ст.118 НК РФ). В соответствии с данной статьей к ответственности могут быть привлечены организации и предприниматели, но не физические лица, так как ст.23 НК РФ освобождает их от обязанности сообщать в налоговые органы об открытии, наличии или закрытии банковских счетов.

2.4 Ответственность  за не представление налоговой  декларации

Согласно ст.119 НК РФ, непредставление  налогоплательщиком в установленный  срок налоговой декларации в налоговый  орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении срока, установленного законодательством о налогах, влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы подлежащего уплате налога и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. Нарушение правил составления налоговой декларации выражается в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и/или других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Влечет взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб. Нарушение правил составления налоговой декларации, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекут взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

2.5 Ответственность  за нарушение правил учета  доходов и расходов и объектов  налогообложения

Ст.120 НК РФ определяет сущность грубых нарушений правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения, ответственность за их совершение. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Согласно статье 120 НК РФ, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода. Влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения