Основные тенденции развития государственного кредита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и значение государственного кредита
2.Функции государственного кредита
3.Формы государственного кредита
4.Международный государственный кредит
5.Основные тенденции развития государственного кредита в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую  часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем  больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

Формы государственного кредита

Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в  доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы  собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций  и финансовых институтов. С помощью  ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового  обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата  дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как  правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости от места  размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) - и внешние - поступают  извне от правительств, юридических  и физических лиц, других государств, международных организаций и  финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

висимости от установления обеспеченности государственные займы  подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые  займы обеспечиваются государственным  имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного  материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться  как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения  на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый - займ погашается равными  частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно  возрастающими суммами. Третий - постоянно  сумма уменьшается. Второй вариант  применяется тогда, когда предусматривается  в перспективе ежегодное повышение  доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться  либо увеличиваться государственные  расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать  ситуацию на финансовом рынке.

Государственный кредит требует  особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация  стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

наличие кредиторов, у которых  есть временно свободные средства;

доверие кредиторов государству;

заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

возможность государства  своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные  проекты;

дополнительные поступления  от налогов;

экономия средств от сокращения расходов;

эмиссия денег;

привлечение средств от новых  займов (рефинансирование долга).

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий  для привлечения средств как  для государства, так и для  ее кредитов. Разнообразие форм позволяет  учитывать интересы юридических  и физических лиц.

Международный государственный  кредит

   Международный кредит - это займы, предоставляемые государствами,  банками, а также другими юридическими  и физическими лицами одних  стран, государствам, банкам и  иным юридическим и физическим  лицам других стран. В связи  с развитием внешнеэкномических  связей все более значительное  место в сфере международного  кредита занимают международные  валютно-кредитные организации:  Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции  и Развития (Всемирный банк МБРР) и его организации - Международная  Ассоциация Развития (MAP), Международная  финансовая корпорация, Многостороннее  Агентство по гарантии инвестиций (МИГА), Европейский Банк Реконструкции  и Развития (ЕБРР), Азиатский Банк Развита я (АБР) и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов.

 Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое развитие стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов, способных реализовать экономический потенциал стран.

            Международный государственный  кредит представляет собой движение  материальных ресурсов стран  в сфере межгосударственных экономических  отношений, представляемых в товарной  и денежной формах во временное  пользование за определенную  плату - процент, на условиях  возвратности. Субъектами кредита  выступают страны в лице государственных  уполномоченных органов.

По своей сущности международный  кредит является одним из средств  обеспечения расширенного воспроизводства, в ряде случаев - средством оказания экономической помощи развивающимся  странам.

 

Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью  экономических законов.

 Развитие международного  кредита обусловлено следующими  факторами:

1) углублением международного  разделения труда и экономической  интеграцией;

2) специализацией, кооперированием  производства;

3) неодинаковой обеспеченностью  стран природными ресурсами и  рабочей силой;

4) необходимостью преодоления  неравномерности экономического  развития отдельных стран;

5) необходимостью оказания  экономической помощи развивающимся  странам;

6) торгово-экономическим  сотрудничеством развивающихся  стран с развитыми странами.

Кредитные ресурсы государства  для предоставления международного кредита состоят из:

  1) средств государственных  бюджетов, относящихся к фондам  накопления;

2) коллективных ссудных  фондов (собственные и привлеченные  средства национальных и международных  банков);

3) средств государственных  предприятий и организаций (при  предоставлении коммерческих кредитов).

    Международный  кредит в денежной форме предоставляется  в национальных валютах и свободно  конвертируемых валютах.

  Функцией международного  кредита является перераспределение  товарных и денежных ресурсов  государств в процессе их внешнеэкономической  деятельности на условиях прочности,  платности и возвратности.

Использование международного кредита способствует ускорению  развития экономики, процессу выравнивания уровней экономического развития, росту  внешней торговли, ускорению экономической  интеграции.

Договоренность между  сторонами в международном государственном  кредите оформляется обычно как  кредитные линии - обязательства  кредитора (донора) предоставлять заемщику (реципиенту) в течение обусловленного периода кредиты в пределах согласованного лимита. В рамках открытых кредитных  линий заключаются отдельные  кредитные соглашения, на основе которых  предоставляются ссуды сериями - траншами. Использование метода кредитных  линий позволяет достичь устойчивости и надежности в кредитных отношениях как для заемщика, так и кредитора  при изменении конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов.

Основной формой международного кредита являются внешние займы, при которых имеет место передача заимодателем заемщику обусловленной  суммы денежных средств (либо товаров  или услуг на эту сумму) на срок, по истечении которого заемщик обязуется  возвратить кредитору с процентами (иногда без них) взятую сумму. Заемные  средства используются для осуществления  внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту -кредитования внешней  торговли. При кредитовании внешней  торговли предоставление, использование  и погашение кредитов предусматривается  в соответствующих программах и  бюджетах стран, что позволяет им полностью и беспрепятственно выполнять  свои обязательства.

В формах международного кредита  выделяется официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержки  экономического развития зарубежными  правительственными или многосторонними  организациями (МБРР, ЕБРР, АБР). Цели предоставления помощи носят некоммерческий характер, в отличие от займов, предоставляемых  на рыночных условиях, то есть Многосторонние валютно-кредитные организации не стремятся максимизировать свои прибыли, а финансируют те сферы, которые Могут обеспечить структурные  преобразования и экономический  рост страны. Например, кредиты МВФ  предоставлены Казахстану на программы  макроэкономической стабилизации и  структурных реформ, поддержание  курса тенге, что является одним из условий поступления в страну займов других международных организаций.

Основные тенденции  развития государственного кредита  в России

Закон РФ "О государственном  внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования  делятся на внутренние и внешние  в соответствии с валютой возникающих  обязательств, рублевые долги относятся  к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

Информация о работе Основные тенденции развития государственного кредита в России