Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом переговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затрагивает не только вопросы технических барьеров, но и правила перемещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внутреннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, строительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультационные, медицинские услуги и пр. Присоединение России к ГАТС обеспечит для нее доступ на рынки услуг стран-участниц без какой-либо дискриминации.

Содержание работы

1. Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг.
2. Схемы сертификации услуг.
3. Добровольная сертификация услуг.
4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.

Файлы: 1 файл

олс реф арай.docx

— 29.80 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

1. Обязательная  сертификация и участники системы  сертификации услуг.

2. Схемы сертификации  услуг.

3. Добровольная  сертификация услуг.

4. Стандартизация  и сертификация туристических  услуг.

 

 

1. Обязательная сертификация и  участники системы сертификации  услуг.

 

Сфера услуг  представляется наиболее сложным предметом  переговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затрагивает не только вопросы технических барьеров, но и правила перемещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внутреннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, строительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультационные, медицинские услуги и пр. Присоединение России к ГАТС обеспечит для нее доступ на рынки услуг стран-участниц без какой-либо дискриминации. Но в то же время участие в ГАТС обязует Россию предоставлять режим наибольшего благоприятствования на национальном рынке услуг для стран-участниц, гарантировать открытость мер регулирования, последовательное снижение торговых тарифов и др. Реализация обязательств России по ГАТС стимулирует усиление внимания к вопросам стандартизации в сфере услуг и их сертификации.

Обязательная  сертификация потенциально опасных  для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в России на основании законов:

  • О сертификации продукции и услуг;
  • О безопасности дорожного движения;
  • Об основах туристической деятельности в Российской Федерации;
  • О защите прав потребителей.

Объектами сертификации в сфере услуг могут  быть: услуга; организация, предоставляющая  услугу; персонал, выполняющий услугу; производственный процесс; система  управления качеством в организации, предоставляющей услуги.

Формирование  системы сертификации услуг и  выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ». Согласно этому документу в состав участников системы сертификации услуг могут входить:

  • руководящий орган — Госстандарт РФ;
  • центральные органы;
  • научно-методический центр — ВНИИС;
  • методические центры (отраслевые НИИ);
  • аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории;
  • аккредитованные органы по сертификации систем управления качеством.

 

 

2. Схемы сертификации услуг.

 

Схемы сертификации, по российским правилам, относятся  как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выполнения работы или оказания услуги; проверку результатов  проведенной работы или оказанной  услуги; инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами.

Действия, которые осуществляют эксперты соответствующего органа по сертификации в рамках этих трех составляющих схемы, представлены в табл.1.

 

Таблица 1. Схемы сертификации услуг

 

Номер схемы

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания)

результатов работ

и услуг

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

1

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результата работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя  работ и услуг

2

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

3

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ  и услуг

Анализ состояния производства

4

 Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов  работ  и услуг

Контроль соответствия установленным  требованиям

5

Оценка системы  качества

Проверка (испытания) результатов работ  и услуг 

Контроль системы качества

6

 

Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам

Контроль качества выполнения работ, оказания услуг

7

Оценка системы

качества

 Рассмотрение декларации о соответствии  прилагаемым документам

Контроль системы качества


 

Для сертификации материальных видов услуг в схему  обычно включают: аттестацию профессионального  мастерства исполнителя услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий); аттестацию процесса предоставления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификацию системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекционный контроль за ее работой.

Выбор схемы  сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг осуществляются в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в РФ.

Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияющие на организацию их сертификации:

  • объектом услуги может быть сам человек, а его имущественное право определяет невозможность проведения испытаний. Так, владелец отремонтированного автомобиля наверняка откажется от испытаний его автомобиля в дорожных условиях по всем жестким правилам этой процедуры;
  • непосредственный контакт исполнителя и потребителя услуги требует оценки мастерства исполнителя с учетом этики общения и сложившихся местных предпочтений. Зачастую это требует применения социологических методов оценки;
  • эксперт по оценке услуги в ряде случаев должен присутствовать при ее оказании, так как предоставление услуги и ее потребление могут совершаться одновременно (к примеру, услуги парикмахерской или косметического кабинета). За рубежом допускается в подобных случаях исполнение экспертом роли потребителя;
  • некоторые характеристики услуг напрямую зависят от особенностей региона, в котором они предлагаются. Так, например, в Москве признано целесообразным ввести в действие региональные системы сертификации услуг в сфере общественного питания и городского транспорта.

 

 

3. Добровольная сертификация услуг.

 

Согласно  российскому законодательству наряду с обязательной сертификацией допускается добровольная сертификация услуг.

В системе  ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по сертификации услуг. Полномочиями центральных органов наделены:

  • Министерство транспорта РФ — в системах сертификации услуг автомобильных перевозок и автосервиса;
  • Российское агентство по физической культуре и туризму — в системе сертификации туристических услуг;
  • Министерство торговли — по сертификации услуг в сфере общественного питания;
  • Росбытсоюз — в системах сертификации услуг химчисток;
  • Госстандарт РФ — сертификация услуг по ремонту бытовых электротехнических приборов.

В качестве нормативной базы сертификации услуг  применяются международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления для конкретных видов услуг. К нормативным документам для обязательной сертификации предъявляются определенные требования. В них должны быть указаны нормы безопасности для жизни и здоровья потребителей и их имущества; экологические параметры; требования к методам проверки услуги, технологическому процессу исполнения, мастерству исполнителя и к системе обеспечения качества. При добровольной сертификации нормативный документ предлагает заявитель.

Сертификационные  проверки услуг (что идентично сертификационным испытаниям продукции) выполняют эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р. Проверки обычно проводятся на месте производства услуги. При положительных результатах проверок орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, а при отрицательных — заявителю выдается решение об отказе. Заявитель также может получить лицензию на применение знака соответствия и проставлять его на ярлыках, документации, квитанциях и т.п., а также использовать в рекламных целях в течение срока действия сертификата (не более трех лет).

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транспортные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.

Для проведения инспекционного контроля нематериальных услуг необходим опрос потребителей путем анкетирования, личных интервью и т.п. Обычно этим занимаются социологические центры, службы маркетинга, местные органы управления, а также сами исполнители услуг. По результатам инспекционного контроля принимаются решения в соответствии с российскими правилами сертификации. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым. Периодичность планового устанавливает орган по сертификации. Внеплановый назначается органом по сертификации при наличии претензий потребителей и замечаний контролирующих органов.

Первые  российские системы обязательной сертификации услуг введены в действие в 1994—1996 гг. Они охватывают следующие сферы:

  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов;
  • химчистка и крашение;
  • туристические услуги и услуги гостиниц;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • общественное питание;

• перевозка пассажиров автомобильным транспортом.

 

 

4. Стандартизация и сертификация  туристических услуг.

 

Внимание  российского законодательства к  туризму объясняется несколькими причинами. Во-первых, как видно из Общероссийского классификатора услуг, разработчики его не предусмотрели значительного увеличения спроса на поездки в зарубежные страны. Нормативные документы классифицируют туризм на въездной, выездной и внутренний. Но все положения, касающиеся туризма, были ориентированы на внутренний туризм. Под въездным туризмом понимаются путешествия в пределах России лиц, не проживающих постоянно в стране. Внутренний туризм — это путешествия в пределах России граждан, постоянно проживающих в стране. А выездной туризм трактуется как путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну.

Классификация туристских маршрутов, принятая еще  в советские времена, как ни странно, перенесена в российские нормативные документы. А это означает, что требуется перестроить не только классификацию (горнолыжные маршруты, туры для молодоженов, семейных, родителей с детьми и т.п.), но и всю инфраструктуру внутреннего и въездного туризма, приблизив ее к международным нормам в соответствии с документами Всемирной организации по туризму.

Что касается выездного туризма, то при наличии  немалого числа туристических агентств в России сертифицированы лишь единицы. Причины кроются как в неопытности сертифицируемых, так и зачастую в некомпетентности экспертов.

Согласно  Закону РФ «Об основах туристической  деятельности в РФ», туроператоры и турагентства обязаны предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях выбранного ими путешествия, об опасностях, с которыми они могут встретиться, и предусмотреть превентивные меры по обеспечению безопасности туристов. Эксперты при сертификации услуг турагентства должны получить документальное подтверждение создания фирмой необходимых условий для обеспечения безопасности жизни, здоровья туристов и сохранности их имущества. Для этого эксперт проверяет:

Информация о работе Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг