Оборотные активы и их отражение в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Прирост оборотных активов свидетельствует о расширении деятельности предприятия, однако очень важно, за счет каких статей происходит прирост или снижение оборотных средств. Если, например, за счет увеличения запасов и затрат, то это может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала, защите денежных активов от инфляции, а если за счет дебиторской задолженности - о несоблюдении договорной и расчетной дисциплины, несвоевременном предъявлении претензий по возникающим долгам, росту неоправданной дебиторской задолженности, ведущей к нестабильности финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы оборотных активов…………....
1.1. Понятие и классификация оборотных активов………….............
1.2. Оценка дебиторской задолженности…………...………………..
1.3.Оценка денежных средств………………………………………..
1.4.Оценка товарно-материальных запасов………………………….
Глава 2. Отражение оборотных активов в бухгалтерском учете……………...……………………………………………………
2.1.Учет дебиторской задолженности ………….... ………………...
2.2.Учет денежных средств ….………………………........................
2.3.Учет товарно-материальных запасов…………………………….
Заключение……………………...…………………………………….
Список использованной литературы……………………………...

Файлы: 1 файл

Академия Управления при Президенте Кыргызской Республик1.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

       Запасы обычно списываются до чистой стоимости реализации постатейным методом. Однако, в некоторых условиях может быть удобно сгруппировать похожие или связанные друг с другом статьи. Такая ситуация возможна со статьями запаса. относящимися к одному и тому же ассортименту изделий, имеющих одно и тоже, предназначение или конечное использование, произведенными и продаваемыми в одной географической области, и которые практически не могут быть оценены отдельно : других статей этого ассортимента. Не целесообразно списывать запасы на основе классификации, например, готовую продукцию, или все запасы в конкретной отрасли ид географическом сегменте. Компания сферы услуг обычно аккумулируют затраты каждой отдельной услуге, для которой будут устанавливаться отдельная продажная цена. Таким образом, каждая такая услуга отражается как отдельная статья.

        При использовании постатейного метода сравниваются себестоимость и чистая стоимость возможной реализации для каждой единицы или вида запасов и в каждом случае определяется наименьшая величина, а затем эти величины суммируются. В случае использования метода основных товарных групп сравниваются общая себестоимость и общая чистая стоимость возможной реализации для каждой  группы запасов, по каждой группе выбирается наименьшая величина, а затем эти величины суммируются.

Метод общего уровня запасов предполагает, что общая стоимость запасов оценивается по наименьшей величине из себестоимости и чистой стоимости реализации.

                                 Оценка товарно-материальных запасов

  вид

  запаса

  кол-     вво

  ед.

  стоимость единицы

  общая стоимость

наименьшая из      двух оценок

  себес-

   тоимость

  чистая

  стоимость

реализации

Себес-

  тоимость

  Чистая

  стоимость

реализации

1   1

  метод

    2

  метод

3    3

  метод              

   А 

 

 
             

   200

1

      1,5

    200

300

200

   

2

   100

2

      1,8

    200

180

180

   

3

   100

3

      3,2

    300

320

300

   

  Итого

     

    700

800

680

700

 

  В

               

4

   300

4

      4,2

1 200

1 260

1 200

   

   200

5

      4,5

   1 000

   900

900

   

   Итого

     

2 200

2 160

2 100

2 160

 

   Всего

     

2 900

2 960

2 780

2 860

2 900


 

Величина  частичного списания до чистой стоимости  возможной реализации и все потери, связанные с запасами должны признаваться расходами в период возникновения.

Например, компания закупила 12 тонн химического растворителя по

1 700 сомов  тонну. На конец отчетного года упаковка 2 тонн растворителя оказалась поврежденной и цена реализации их на рынке упала до 1 400 сомов. Согласно МСФО 2 поврежденные запасы должны быть переоценены до цены чистой реализации, т. е. до 400 сомов.

     Эта операция будет отражена в учете следующим образом.

Списаны материалы  до возможной чистой стоимости реализации:

 

        Себестоимость реализованной продукции 600

                                        Сырье и материалы 600

     Величина возврата любого частичного списания запасов, вызванная увеличением чистой стоимости возможной реализации должна признаваться как увеличение величины запасов и признание прибыли.

Например, цена за 1 тонну растворителя поднялась со 1 400сомов до 1 500 сомов, гласно МСФО запасы растворителя должны быть переценены, что будет отражено в чете следующим образом:

Повышение цены реализации на уцененный ранее товар:

              Сырье и материалы 200

                             Доходы от изменения цены реализации 200

       Запасы материалов не списываются ниже себестоимости, если предполагается, что готовая продукция, в которую они включены, будет продана по себестоимости или выше стоимости. Оценка чистой стоимости реализации проводится каждый последующий четный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отражение оборотных активов в бухгалтерском учете

 

2.1.Учет дебиторской  задолженности.

          Под дебиторской задолженностью  компании понимаются обязательства  покупателей перед компанией  по выплате денег за предоставление  товаров или услуг. В целом  она подразделяется на текущую  дебиторскую задолженность, которая  должна быть погашена в течение  одного года, и долгосрочную задолженность.  Обычно дебиторская задолженность  подтверждается счет-фактурами.

        Управление дебиторской задолженностью  тесно связано с обязанностями  главного бухгалтера фирмы. Можно  выделить пять основных шагов  в управлении дебиторской задолженностью:

         1)определение условий предоставления  кредита при продаже товаров:  его срока и системы скидок;

          2)определение гарантий, под которые  предоставляется кредит (простой  способ - покупателю выставляется  счет, более надежный способ - получение  письменного обязательства клиента  заплатить деньги, т.е. векселя,  а также условная продажа - право собственности остается  за продавцом до времени оплаты  товара);

          3)определение надежности покупателя (широко распространены публикуемые  рейтинги, анализ опубликованной  финансовой отчетности потенциального  покупателя);

          4)определение суммы кредита, предоставляемого  каждому конкретному покупателю .делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара); ,

          5)определение политики « сбора»  дебиторской задолженности (за  определенную плату компания  может передать право на получение  денег по дебиторской задолженности  специализированной фирме, которая  обеспечивает сбор, страхование  и финансирование дебиторской  задолженности, либо оказывает  помощь во взыскании просроченной  дебиторской задолженности - факторинг).

        Все вышесказанное относится  к торговой дебиторской задолженности,  связанной с нормальной деятельностью  компании и она подразделяется  на две большие группы: счета к получению и векселя к получению.

 

Счета к получению

         Счета к получению - это вид дебиторской задолженности, который возникает при продаже товаров по « открытому счету», без письменного обязательства покупателя оплатить счет. При нормальных условиях деньги по счету должны быть получены в течение 30-60 дней, и дебиторская задолженность является результатом представления краткосрочного кредита продавцом покупателю.

Существуют  три бухгалтерские проблемы, связанные  со счетами к получению:

  1. признание дебиторской задолженности по счетам - что считать

дебиторской задолженностью по счетам?

  1. оценка счетов к получению, - по какой стоимости отражать дебиторскую задолженность по счетам?
  2. погашение дебиторской задолженности по счетам - как получить деньги по неоплаченным счетам и отразить это в бухгалтерских записях?5

 

 

1. Признание дебиторской задолженности  по счетам

        Вопрос о том, что считать  дебиторской задолженностью вызывает  затруднения в результате существования  системы многочисленных скидок. Скидки, предоставляемые покупателю  можно подразделить на две  группы:

         1)Торговые скидки - это процентные скидки от базовой цены. Многие фирмы торгуют по каталогам или имеют общий список цен. Чтобы часто не менять цены, во время сезонных распродаж, при продаже постоянному клиенту, при реализации различного количества товара и т.д. используют торговую скидку 6как процент от основной цены. При продаже со скидкой счет выставляется на чистую сумму, которая и признается дебиторской задолженностью.

           2)Скидки за оплату в срок - это скидки в зависимости от срока оплаты. Они предлагаются с целью побудить покупателя оплатить счет до окончания оговоренного срока платежа. Например, продавец может требовать оплатить счета в течение 60 дней. Однако при оплате в течение 10 дней им предоставляется 5 % скидка. Такие условия обозначаются «5/10, п/60». Многие покупатели предпочитают использовать такие скидки. Именно скидки за оплату в срок создают проблему признания дебиторской задолженности.

           Существует два метода отражения  этих скидок в бухгалтерском  учете:

        Валовый метод (метод-брутто). Это наиболее широко используемый на практике метод. Суть его в том, что продажа и дебиторская задолженность записываются на общую сумму выставленного счета. Скидки будут отражаться только в том случае, когда оплата произведена в течение периода действия скидки.

 

        

  Рассмотрим пример:

Предположим, компания продает товары на сумму 10 ООО сомов на условиях 2/10, n/30.

                     Счета к получению                      10000

                               Доход от реализации             10000

     Покупатель оплачивает часть из них на сумму 4 000 сомов в течение периода действия скидки. Скидка: 2 % х 4 000 = 80 сомов вычитается из

4 000 сомов.

                    Денежные средства                 3920

                   Скидки за оплату в срок               80

                                   Счета к получению         4000

 

Покупатель  оплачивает оставшуюся часть 6 ООО сом  после периода действия скидки:

                Денежные средства 6 ООО

                            Счета к получению 6 ООО

В результате мы имеем:

счет «Счета к получению» - закрыт;

на счете  « Денежные средства» - деньги, полученные при условии предоставления скидки на часть товара;

на счете  «Доход от реализации» - общая (валовая) сумма реализации; на счете «Скидки  за оплату в срок» - величина предоставленных  скидок.

        Чистый метод (метод-нетто). При этом методе считается, что скидка, не полученная покупателем, - это «наказание» или «штраф», который он должен платить, поскольку приобретает товары в кредит, а не за наличный расчет, и платит позже периода действия скидки. Таким образом, первоначально продажа и дебиторская задолженность записываются за вычетом скидок. Когда покупатель не использует скидки, появляется кредитовый счет «Упущенные скидки за оплату в срок», который в дальнейшем в отчете о прибылях и убытках отражается как статья дохода.

         

Рассмотрим тот же пример при условии, что используется чистый метод.

Компания  продает товары на сумму 10 ООО сомов  на условиях 2/10, n/30. Скидка составляет 200 сомов (2 % х 10 000) и вычитается из 10 000 сомов.

                       

               Счета к получению              9 800

                                   Доход от реализации   9 800

Покупатель  оплачивает товары на сумму 4 000 сомов  в течение периода действия скидки:

                         

                            Денежные средства 3 920

                                     Счета к получению        3 920

Покупатель  оплачивает оставшуюся часть 6 000 сомов  после периода действия скидки. ’Упущенная скидка: 2% х 6 000 = 120 сомов

 

                           Денежные средства                          6 000

                                     Потерянные скидки за оплату  в срок      120

                                     Счета к получению                                 5 880

 

В результате получаем: ,

счет «Счета к получению» - закрыт; на счете «Денежные средства» - деньги, полученные при условии использования покупателем скидки на часть товара; на счете « Доход от реализации» - чистая сумма реализации (за вычетом скидок за оплату в срок); на счете « Потерянные скидки за оплату в срок» - сумма скидки, упущенная покупателем и составляющая доход компании.

Некоторые бухгалтеры считают, что использование чистого  метода более соответствует принципу осмотрительности: доходы и активы оцениваются по наименьшей из возможных  стоимостей.

 

2.2.Учет денежных средств

           Важнейшим элементом хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  являются денежные операции. Расчеты  с покупателями и 7заказчиками, кредиты банков и заработная плата персонала - операции, производимые с использованием самого ликвидного актива - денег. Важнейшей задачей бухгалтерии любого предприятия является правильное использование денег и контроль за их сохранностью. От правильного решения этой задачи зависят и платежеспособность организации, и своевременность оплаты труда персонала, платежи в бюджет.

          Денежные средства компании можно  разделить на две категории:  денежные средства в кассе  и денежные средства в банке.  К денежным средствам относятся  монеты, банкноты, валюта, наличные суммы «малой кассы», текущие и депозитные счета в банках, на использование которых нет никаких ограничений. Если использование денежных средств ограничено, то они классифицируются как инвестиции (компенсационный остаток)'.

        Компенсационный остаток - это сумма денег, которую компания обязана держать на счете в банке в качестве гарантии оплаты услуг банка и которую она не имеет права использовать. Информация о компенсационном остатке обязательно должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.

Информация о работе Оборотные активы и их отражение в бухгалтерском учете