Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа

Описание работы

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности 5
1.1 Налоговое право в системе российского права 5
1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности 10
Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования 20
2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения 20
2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц 24
2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов 29
2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства 34
Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин 38
3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций 38
3.2 Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

налоговый контроль и ответственность за нарушение.docx

— 72.83 Кб (Скачать файл)

Поэтому представляется желательным установить санкции в основных составах налоговых  правонарушений на уровне, соответствующем  среднему по тяжести правонарушению (то есть умышленному правонарушению без отягчающих обстоятельств), освободив  налоговые органы от необходимости  выяснять мотивы налогоплательщика. Учитывая, что под действие этих унифицированных  санкций могут попасть и лица, совершившие правонарушение по небрежности (например, в результате счетной  ошибки), базовый размер штрафов  не должен быть велик.

Поиск разумного  баланса прав налогоплательщиков и  полномочий налоговых органов можно  без преувеличения назвать сверхзадачей законодательства о налоговом администрировании, так как от ее успешного решения  зависит эффективность функционирования фискальной системы. Приходится признать, что в действующей редакции Общей  части российского Налогового кодекса (далее по тексту – Налоговый  Кодекс) этот баланс соблюдается далеко не всегда. Во многом это объясняется  обстоятельствами принятия Кодекса, работа над проектом которого была прервана достаточно искусственно — ввиду критической необходимости модификации налогового законодательства, которое к моменту принятия Кодекса крайне устарело. В результате многие положения Кодекса носят на себе отпечаток поспешного политического компромисса. Зачастую вместо взвешенных решений по каждой конкретной проблеме налогового администрирования, в Налоговом кодексе допущены явные перекосы в пользу налогоплательщиков в одних вопросах, компенсирующиеся такими же перекосами в пользу налоговой администрации в других. То и другое одинаково опасно. С одной стороны, чрезмерная щепетильность в защите прав налогоплательщиков может обернуться неспособностью налоговой администрации обеспечить необходимые доходные поступления в бюджет. С другой стороны, предоставление налоговой администрации слишком обширных полномочий может существенно затруднить хозяйственную деятельность и дестимулировать экономическую активность налогоплательщиков.

Проблема  баланса прав налогоплательщиков и  налоговых органов отражает центральную  для всех отраслей права, регулирующих отношения, основанные на властном подчинении сторон, дилемму об относительной  ценности прав личности и государства  и допустимости ограничения индивидуальных интересов в пользу общественных. Предлагаемое либеральной юридической  традицией решение, как известно, состоит в том, что государство  должно воздерживаться от вмешательства  в сферу частных интересов  во всех случаях, когда такое вмешательство  не оправдано необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц. Применительно к специфике  налогового права этот принцип означает необходимость ограничения применяемых  к налогоплательщику мер принуждения  в тех пределах, в каких это  необходимо для обеспечения выполнения государством его социальных функций.

Задача  обеспечения разумного соотношения  прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов важна еще  и потому, что от ее решения зависит, будет ли налоговая система восприниматься общественным сознанием как справедливая. Справедливость налогового законодательства должна сыграть решающую роль в преодолении  негативного отношения налогоплательщиков к фискальной системе. Изменение  вектора общественного правосознания  на сегодняшний день является основным резервом для повышения уровня налоговой  дисциплины, так как достичь той  же цели за счет принудительных мер  можно лишь путем резкого увеличения расходов на содержание налоговых органов, что вряд ли возможно в условиях бюджетного кризиса.

 

2.4 Определение момента исполнения  обязанности по уплате налогов  в аспекте защиты прав и  законных интересов государства

 

Уплата  налога производится разовой уплатой  всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным НК РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах. Подлежащая уплате сумма  налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные  сроки. В соответствии с НК РФ может  предусматриваться уплата в течение  налогового периода предварительных  платежей по налогу – авансовых  платежей. Обязанность по уплате авансовых  платежей признается исполненной в  порядке, аналогичном для уплаты налога.

Уплата  налога производится в наличной и  безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые  агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу  местной администрации либо через  организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная организация и администрация  федеральной почтовой связи обязаны:

- принимать  денежные средства в счет уплаты  налогов, правильно и своевременно  перечислять их в бюджетную  систему РФ на соответствующий  счет Федерального казначейства  по каждому налогоплательщику  (налоговому агенту). Пи этом плата  за прием денежных средств  не взимается. Денежные средства, принятые местной администрацией  от налогоплательщика в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ.

В случае, если в связи со стихийным бедствием  или иным обстоятельством непреодолимой  силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены  в установленный срок в банк или  организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную  систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

Конкретный  порядок уплаты налога устанавливается  применительно к каждому налогу.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно  каждому налогу и сбору. Изменение  установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в  порядке, предусмотренном НК РФ.

Сроки уплаты налогов определяются календарной  датой или истечением периода  времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием  на событие, которое должно наступить  или произойти, либо действие, которое  должно быть совершено.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность  по уплате налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления.

Сроки, установленные  законодательством о налогах  и сборах, определяются календарной  датой, указанием на событие, которое  должно неизбежно наступить, или  на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется ягодами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления  события (совершения действия), которым  определено его начало.

Срок, исчисляемый  годами, истекает в соответствующие  месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением  календарного года) признается любой  период времени, состоящий из двенадцати месяцев. следующих подряд.

Срок, исчисляемый  кварталами, истекает в последний  день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным  месяцам, отсчет кварталов ведется  с начала календарного года.

Срок, исчисляемый  месяцами, истекает в соответствующие  месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний  день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих  днях, если срок не установлен в календарных  днях. При этом рабочим днем считается  день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случае, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается  ближайший следующий за ним рабочий  день.

Изменением  срока уплаты налога признается перенос  установленного срока на более поздний  срок. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части  с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного  налогового кредита. Изменение срока  уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Нужно сказать, что изменение срока уплаты налога может производиться только под  залог имущества либо по наличии  поручительства.

Но при  некоторых обстоятельствах срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего  на такое изменение:

- возбуждено  уголовное дело по признакам  преступления, связанного с нарушением  законодательства о налогах;

- проводится  производство по делу о налоговом  правонарушении либо по делу  об административном правонарушении  в области налогов;

- имеются  достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется  таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.

Пример 1.

Предприятие в январе осуществило поставку произведенной  продукции для государственных  нужд. Согласно принятой на предприятии  учетной политике выручка для  целей налогообложения определяется по отгрузке. Поэтому до 20 февраля  предприятие обязано было уплатить в бюджет НДС по совершенным в  январе оборотам. Однако государственный  заказчик не выполнил в установленный  срок своих обязательств по оплате поставленной продукции. В связи  с этим предприятие обратилось в  ФНС РФ с просьбой перенести ему  срок уплаты НДС по оборотам за январь на 3 месяца. Просьба предприятия  была удовлетворена. В результате этого  предприятие получило право заплатить  сумму НДС по январским оборотам до 20 мая.

Рассрочка, в отличие от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой  задолженности в течение соответствующего срока (1 ст.64 НК РФ).

 

Глава 3. Контроль налоговых органов  за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин

 

3.1 Порядок привлечения к ответственности  за несоблюдение условий работы  с денежной наличностью и порядка  ведения кассовых операций

 

Денежные средства организации  находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых  книжках и т.д. Порядок хранения и расходования денежных средств  в кассе установлен Инструкцией  Центрального банка Российской Федерации  от 04.10.93 г. № 18.

В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны  хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег организациями  при осуществлении расчетов с  населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Ведение кассовых операций возложено  на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность  принятых ценностей. В кассе можно  хранить небольшие денежные суммы  в пределах установлен-ного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных  расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших операций. Превышение установленных лимитов в кассе  допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты  заработной платы работникам организации.

Ответственность за соблюдением Порядка  ведения кассовых операций возлагается  на руководителей организаций, главных  бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и Порядка  ведения кассовых операций в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 23.05.94 г. №1006 с организации взимается  штраф. На руководителей организаций, допустивших нарушения, возлагается  административный штраф в размере 50-кратной величины установленной  минимальной месячной оплаты труда.

В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка  Российской Федерации от 07.10.98 г. № 375-у  установлены следующие предельные размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами: предприятия  потребительской кооперации и ГУИН МВД России -- 15 тыс. руб., все остальные  предприятия -- 10 тыс. руб.

Для расчетов с физическими лицами и предпринимателями без образования  юридического лица предельный размер расчетов не установлен.

В Приложении 1 к Порядку ведения  кассовых операций в Российской Федерации 1993 г. изложены признаки и правила  определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка  России (признаки платежности, допустимые повреждения платежных банкнот, порядок обмена банкнот и монет, порядок экспертизы денежных знаков), которыми должны руководствоваться  кассиры при осуществлении кассовых операций с банковскими билетами и монетами Банка России.

Информация о работе Налоговый контроль