Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовому праву.docx

— 90.05 Кб (Скачать файл)

Каждый налогоплательщик или иное обязанное лицо имеют  право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если, по мнению налогоплательщика  или иного обязанного лица, такие  акты, действия или бездействие нарушают их права.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных  лиц могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), т.е. в административном порядке, или в суд — в судебном порядке (ст. 137, 138 НК РФ).

Правосудие в Российской Федерации согласно ст. 118 Конституции  РФ обеспечивается только судом. Судебная власть осуществляется посредством  применения конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По ст. 46 Конституции  РФ каждому гарантируется судебная защита его прав.

Судебная защита характеризуется  тем, что налогоплательщик имеет  право обжаловать судебное решение  в кассационном и надзорном порядке. При этом налогоплательщик имеет  право в процессе защиты поручить другому лицу выполнять обязанности своего представителя. Очень важно и то, что представителем может быть адвокат, выполняющий обязанности поверенного или защитника.

Подача жалобы в административном порядке, т.е. в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу), не исключает права на одновременную  или последующую подачу аналогичной  жалобы в суд.

Судебное обжалование  актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных  лиц организациями и индивидуальными  предпринимателями производится путем  подачи искового заявления в арбитражный  суд, которое рассматривается на основании Арбитражного процессуального  кодекса РФ (п. 4 ст. 22 АПК). Судебное обжалование  физическими лицами, не являющимися  индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством  об обжаловании в суд неправомерных  действий государственных органов  и должностных лиц

Важная роль в защите налогоплательщиков принадлежит Конституционному Суду РФ. Он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав*. Конституционный Суд РФ разрешил, например, ряд дел, касающихся порядка принудительного взыскания недоимок по налогам и сборам, связанных с ними санкций, сроков введения в действие норм законодательства о налогах, неконституционности некоторых актов об установлении сборов и др.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  следующий порядок подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобам  налогоплательщика (ст. 139, 140, 141 НК РФ).

1.         Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его  должностного лица подается соответственно  в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному  лицу этого органа в течение  трех месяцев со дня, когда  налогоплательщик или иное обязанное  лицо узнало или должно было  узнать о нарушении своих прав.

2.         Жалоба подается в письменной  форме.

3.         Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему  должностному лицу, до принятия  решения по этой жалобе может  отозвать ее на основании письменного  заявления, которое лишает данное  лицо права на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям  в тот же налоговый орган  или тому же должностному лицу.

4.         Жалоба налогоплательщика рассматривается  вышестоящим налоговым органом  (вышестоящим должностным лицом)  в срок не позднее одного  месяца со дня ее получения.

5.         По итогам рассмотрения жалобы  на акт налогового органа вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее  должностное лицо) вправе:

1)         оставить жалобу без удовлетворения;

2)         отменить акт налогового органа  и назначить дополнительную проверку;

3)         отменить решение и прекратить  производство по делу о налоговом  правонарушении;

4)         изменить решение или вынести  новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган (вышестоящее  должностное лицо) вправе вынести  решение по существу.

6.         Решение налогового органа (должностного  лица) по жалобе принимается в  течение месяца. О принятом решении  в течение трех дней со дня  его принятия сообщается в  письменной форме лицу, подавшему  жалобу.

7.         Подача жалобы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему  должностному лицу) не приостанавливает  исполнения обжалуемого акта  или действия.

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных  лиц, поданные в суд, рассматриваются  и разрешаются в порядке, установленном  гражданским процессуальным, арбитражным  процессуальным законодательством  и иными федеральными законами.

Исковое заявление должно быть составлено по определенной форме, иметь соответствующее содержание. Оно должно быть подписано руководителем  организации или иного юридического лица, гражданином-предпринимателем. Исковое  заявление пишется в двух экземплярах; один экземпляр представляется в  суд, другой — ответчику.

К исковому заявлению должны быть приложены следующие документы:

1.         Документы, подтверждающие принятие  мер к непосредственному урегулированию  спора с каждым из ответчиков.

2.         Копии претензий и квитанции  об их отправке.

3.         Квитанция об отправке ответчикам  копий искового заявления и  приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчика.

4.         Документ об уплате государственной  пошлины в установленном порядке  и размере.

5.         Документ с описанием обстоятельств,  на которых основывается исковое  заявление.

Решение о принятии искового заявления принимается судьей единолично.

Судья вправе отказать в принятии искового заявления, если:

—        спор не подлежит решению в арбитражном  суде;

—        исковое  заявление находится в производстве другого органа (разрешающего такие  же споры), имеется дело по спору  между теми же сторонами о том  же предмете по тем же основаниям или  имеется решение этого органа.

Получив определение об отказе, истец (заявитель) имеет право подать кассационную жалобу или принести протест  прокурору.

После поступления искового заявления в производство законодательством  предусмотрены определенные меры обеспечения  иска. Это делается с целями сохранения спорного имущества и предотвращения возможных отрицательных явлений (последствий), которые зачастую случаются  на практике. К таким мерам относятся:

1.         Приостановление взыскания по  оспариваемому истцом исполнительному  и иному документу, по которому  взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке (ст. 92 АПК РФ).

2.         После вынесения по исковому  заявлению определения налогоплательщики  (юридические лица, граждане-предприниматели)  могут воспользоваться такой  процессуальной мерой, как приостановление  взыскания штрафных санкций налоговой  инспекцией. Эта мера используется  при определенных условиях, несоблюдение которых затрудняет (или делает невозможным) исполнение решения арбитражного суда. И у налогоплательщиков для этого должны быть веские основания. Например, аргументация того, что применение штрафных санкций может вызвать банкротство организации.

К незаконным действиям (нарушениям) сотрудников налоговой инспекции  относятся: злоупотребление властью  или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий и т.п. Наряду с указанными существуют и специфические правонарушения, которые можно выделить в такие группы:

—        незаконное воспрепятствование хозяйственной  деятельности налогоплательщика;

—        непредоставление должностным лицом консультаций, относящихся к порядку и условию налогообложения, о правах и обязанностях налоговых отношений;

—        разглашение  налоговой тайны, т.е. незаконное использование (или передача) другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством  налоговую тайну.

Результаты подписываются  должностным лицом налоговой  инспекции и соответственно руководителем  и главным бухгалтером проверяемой  организации. В случае несогласия руководителей  организации с фактами, изложенными  в актах, они имеют право, подписывая акт, указать свои возражения, приложив к нему письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы возражений.

Права налогоплательщиков на защиту своих законных интересов  обеспечиваются также обязанностями  должностных лиц налоговых органов, в частности, корректным и внимательным отношением к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых  правоотношений; очень важно не унижать  их честь и достоинство (ст. 33 НК РФ). Налоговые органы несут ответственность  за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных  действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных  лиц при исполнении ими служебных  обязанностей. Данные убытки возмещаются  за счет федерального бюджета (ст. 35 НК РФ).

В целях защиты своих прав налогоплательщик может обратиться в органы Прокуратуры РФ, которая  осуществляет надзор за исполнением  законов, включая и налоговое  законодательство, в том числе  контроль за налоговыми органами и их должностными лицами

 

1.2 Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства

Налоговая ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ[4]. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

 

Привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  ее должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  его от обязанности уплатить причитающиеся  суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня  его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло  три года (срок давности)[5].

Ответственность за налоговые  правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ. Представляется возможным вкратце рассмотреть каждое правонарушение.

1) Нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе. Обязанность подать заявление  о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст. 116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме 10 тыс. руб.

2) Уклонение от постановки  на учет в налоговом органе. В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, то штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без постановки на учет, но не менее 40000 рублей.

3) Нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке. Налогоплательщик  обязан информировать налоговый  орган об открытии или закрытии  счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней. Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского  счета. Налоговые органы исходят  из того, что о наличии таких  счетов необходимо информировать налоговый  орган.

4) Непредставление налоговой  декларации. Для каждого вида  налога установлен свой срок  подачи декларации. Если налогоплательщик  не подаст декларацию в срок, на него будет наложен штраф  в соответствии со ст. 119 НК  РФ. Налоговая декларация представляется  каждым налогоплательщиком по  каждому налогу, подлежащему уплате  этим налогоплательщиком, если иное  не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах.

Информация о работе Налоговые правонарушения