Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 Налогового кодекса);

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовому праву.docx

— 90.05 Кб (Скачать файл)

Налоговая ответственность  — это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная  главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками  своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют  налоговые санкции, меры к принудительному  взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и  сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика — организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов — организации  или налогового агента — организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Общими условиями привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения являются следующие (ст. 108 НК РФ):

1.         Никто не может быть привлечен  к ответственности за совершение  налогового правонарушения иначе,  как по основаниям и в порядке,  предусмотренными Налоговым кодексом  РФ.

2.         Никто не может привлекаться  повторно к налоговой ответственности  за совершение одного и того  же налогового правонарушения.

3.         Ответственность за деяние, совершенное  физическим лицом, не наступает,  если это деяние не содержит  признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством,  в частности ст. 199 УК РФ.

4.         Привлечение организации к ответственности  за совершение налоговых правонарушений  не освобождает ее должностных  лиц при наличии соответствующих  оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

5.         Привлечение налогоплательщика  или налогового агента к ответственности  за совершение налогового правонарушения  не освобождает их от обязанности  уплатить причитающиеся суммы  налога.

6.         Каждый налогоплательщик считается  невиновным в совершении налогового  правонарушения, пока его виновность  не будет доказана и установлена  вступившим в силу решением  суда.

Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения (презумпция невиновности). Обязанность по доказывания  обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика  в его совершении, возлагается  на налоговые органы. Иными словами, налогоплательщик может хранить  обет молчания, не давать документы, чтобы  не показать свою вину.

Решение о виновности налогоплательщика  выносит суд, и только после этого  налоговые органы смогут взыскать сумму  недоимок по налогам.

Налоговый кодекс РФ предусмотрел и обстоятельства, исключающие привлечение  лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может  быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения при отсутствии хотя бы одного из следующих  обстоятельств:

а) отсутствие события налогового правонарушения;

б) отсутствие вины лица в  совершении налогового правонарушения;

в) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к  моменту совершения 16-летнего возраста;

г) истечение сроков давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Следовательно, существуют две формы  вины при совершении налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало  наступление вредных последствий  таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредный  характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (ст. 110 НКРФ).

Вина организации в  совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает 13 видов налоговых правонарушений, детально определяя их признаки (ст. 116— 129 Н К РФ), к которым относятся  следующие:

§         нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

§         уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

§         нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

§         непредоставление налоговой декларации и иных документов;

§         грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

§         нарушение правил составления налоговой декларации;

§         неуплата или неполная уплата сумм налога;

§         невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

§         незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;

§         непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;

§         отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа и др.

Налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений предусмотрены  в виде взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в  твердых денежных суммах (от 50 до 15 тыс. руб.) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40%). Например, нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. или неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а при умышленном совершении — 40%.

В главе 18 Налогового кодекса  РФ предусмотрены нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые  банками не в качестве самостоятельных  налогоплательщиков или налоговых  агентов, а в качестве агентов  Правительства РФ, через которых  производятся платежи налогов в  бюджет или внебюджетные фонды. По мнению С.Д. Шаталова, к банковским нарушениям законодательства о налогах и  сборах не могут применяться установленные  правила в отношении налоговых  правонарушений, такие, как:

§         необходимость доказывать вину (при наличии факта нарушения);

§         учет обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности либо смягчающих или отягчающих ответственность;

§         существование срока давности привлечения к ответственности;

§         существования срока давности взыскания санкций;

§         презумпция невиновности.

Поэтому Налоговый кодекс РФ дополнен ст. 101.1, где описаны основные правила производства по делам о  нарушениях законодательства о налогах  и сборах лицами, которые не являются (при нарушении законодательства выступают в ином качестве) налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, а нарушения законодательства о налогах и сборах, совершаемые  ими, не относятся к налоговым  правонарушениям.

Руководитель организации  за нарушение налогового законодательства несет административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.

Административная ответственность  согласно п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых  органах Российской Федерации» заключается  в том, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций налагаются административные штрафы в размере 2,5—5,0 минимальных размеров оплаты труда за следующие нарушения налогового законодательства:

—        за непередачу налоговым органам документов и копий их, касающихся хозяйственной деятельности юридического лица (налогоплательщика);

—        за отказ допустить должностных  лиц налоговых органов к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений предприятий, учреждений и организаций, в которых содержатся объекты налогообложения;

—        за устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;

—        за непредоставление (или отказ предоставить) налоговым органам документов (бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и иных документов), связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.

За сокрытие (занижение) прибыли (доходов) или объектов налогообложения, а также за несвоевременное предоставление и предоставление документов бухгалтерской  отчетности с расчетами по не установленной  форме и других документов, которые  служат для исчисления налогов и  других платежей в бюджет, налагается штраф в размере 2—5 минимальных  размеров оплаты труда. За те же действия, совершаемые повторно в течение года после наложения административного взыскания, штраф увеличивается в пределах 5—10 минимальных размеров оплаты труда.

Дисциплинарная ответственность. За однократное нарушение трудовых обязанностей руководитель предприятия  и его заместители могут быть уволены с предприятия (с ними расторгается контракт; п. 1 ст. 254 КЗоТ). При найме руководитель подписывает  договор (контракт), в котором определяются его права, обязанности и ответственность, в том числе за создание условий  и организацию бухгалтерского учета.

Уголовная ответственность. Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ). То же деяние, совершенное неоднократно, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. (Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.)

Главный бухгалтер предприятия (должностное лицо предприятия) несет  аналогичные виды ответственности (административную, дисциплинарную и  уголовную) за нарушение налогового законодательства. Он осуществляет руководство  бухгалтерией предприятия, учреждения, организации на основе Закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете в Российской Федерации» (в  ред. от 23 июля 1998 г.). Иногда возникают  случаи, когда руководитель предприятия  дает письменное распоряжение главному бухгалтеру принять к исполнению и оформить документы по операциям, противоречащим налоговому законодательству, и главный бухгалтер исполняет  такое распоряжение. При этом всю  полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия.

Незаконные действия налоговых  органов, связанные с бесспорным взысканием задолженности по обязательствам юридических лиц перед государством, и другие нарушения налогового законодательства разрешаются в арбитражных судах.

За нарушение налогового законодательства физические лица несут  следующие виды юридической ответственности: финансовую (налоговую), административную и уголовную.

Финансовая (налоговая) ответственность  предусмотрена Налоговым кодексом РФ и рассмотрена выше.

Административные санкции  за налоговые правонарушения применяются  к физическим лицам (налогоплательщикам), которые не являются должностными лицами. К числу таких правонарушений относятся: а) занятие предпринимательской  деятельностью без регистрации; б) ведение такого вида предпринимательской  деятельности, которая отсутствует  в полученном свидетельстве о  государственной регистрации; в) занятие  предпринимательской деятельностью, запрещенной законодательными актами Российской Федерации.

Штраф за указанные выше нарушения, предусмотренные Кодексом РСФСР  об административных правонарушениях, колеблется в пределах 2—5 минимальных  размеров оплаты труда. За те же нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере 5— 10 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность. За непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача ее является обязательной, или включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, совершенное в крупном размере, налогоплательщик наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное  лицом, ранее судимым за уклонение  от уплаты налога, либо совершенное  в особо крупном размере, —  наказывается штрафом в размере  от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трех лет. (Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.)

Указанные деяния квалифицируются  признаками ст. 198 Уголовного кодекса  РФ.

Защита интересов налогоплательщиков. В процессе применения налогового законодательства могут возникнуть правонарушения и  на этой основе — споры между  налогоплательщиками и соответствующими налоговыми органами и их должностными лицами. В этих условиях возникает  потребность в защите прав граждан, организаций и других юридических  лиц. Законодательство предусматривает  возможность их защиты в административном или судебном порядке.

Информация о работе Налоговые правонарушения