Налоговая проверка как форма налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.
Знание соответствующих положений налогового законодательства о порядке проведения налогового контроля, налоговых проверках, порядке их назначения, о правилах принятия решений по результатам проверок может помочь налогоплательщику дать взвешенную правовую оценку правомерности требований налоговых органов, проводящих налоговую проверку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….....6
1. Общие положения о налоговой проверке………………………………….....7
1.1 Понятие и сущность налоговой проверки…………………………………..7
1.2 Методы налоговой проверки……………………………………………...…8
2. Виды налоговых проверок…………………………………………………...12
2.1 Камеральная налоговая проверка…………………………………………..12
2.2 Выездная налоговая проверка……………………………………………....14
2.3 Совершенствование камеральных проверок – фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок…………………………….....16
3. Проведение налоговых проверок………………………………………….....18
3.1 Порядок организации и проведения налоговых проверок………………..18
3.2 Акт налоговой проверки и его правовое значение………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)
  1. в местах деятельности плательщиков и физических лиц, связанной с приемом наличных средств от покупателей, производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, хранением товарно-материальных ценностей;
  2. в других местах, связанных с привлечением доходов;
  3. в целях контроля за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение, сбора оперативной информации, проверке заявлений и жалоб организаций и физических лиц [1, с.102].

При проведении рейдовых проверок могут осуществляться контрольные  закупки товарно-материальных ценностей [15, п.3].

 При проведении  выездной налоговой проверки  налоговые органы обладают гораздо  большим количеством правомочий  в сравнении с проведением  камеральной проверки [3, с.61]. В ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

1) доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки;

  1. истребование документов при проведении налоговой проверки;
  2. осмотр;
  3. выемка документов и предметов;
  4. экспертиза;
  5. привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков [11, ст.90-98].

Зачастую проведение выездной налоговой проверки является мощным дестабилизирующим фактором. Появление сотрудников налоговых  органов на территории организации  влечет нарушение повседневной деятельности, необходимость копирования документов, отвлечение сотрудников от их основных обязанностей. К тому же в период нахождения проверяющих на предприятии бухгалтерия стремится внести возможные исправления в документацию, что только создает потенциальную возможность совершения ошибки, которая впоследствии может дорого обойтись компании [3, с.61].

Право налоговых проверок проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический  эффект, стимулирующий организации  более аккуратно и тщательно  относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов [2, с.45].

2.3 Совершенствование камеральных проверок – фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок

От результативной контрольной  работы налоговых органов по обеспечению  полного и своевременного поступления  налогов и сборов во многом зависит эффективное и устойчивое развитие экономики страны [8, с.66].

Целью камеральной налоговой  проверки является контроль за соблюдением  налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах [18, с. 178].

Для осуществления углубленного камерального анализа финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика необходимо сформировать единую государственную  интегрированную информационную базу данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

К внутренней информации можно было бы отнести информацию, полученную о налогоплательщике налоговым  органом в процессе осуществления  налогового контроля, а именно: при  постановке на налоговый учёт (учредительные  документы, размер уставного капитала, наличие филиалов, обособленных подразделений, имущества, счёта в кредитных учреждениях и др.); при осуществлении камеральных проверок (декларации по налогам, бухгалтерская отчётность, налоговые льготы, нарушения сроков предоставления документов и уплаты налогов и др.); о наличии недоимки, о полноте и своевременности поступления налогов, предоставленных отсрочках и рассрочках платежей в бюджет, о возвратах из бюджета заявленных сумм налоговых платежей; о результатах проведенных ранее выездных налоговых проверок налогоплательщика.

Внешняя информация могла бы включать информацию, полученную налоговыми органами о налогоплательщике от других государственных контролирующих органов, органов государственного управления и местного самоуправления, средств массовой информации, физических и юридических лиц. Как показывает практика, такая информация прямо или косвенно свидетельствует о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах [16, с. 93].

В настоящее время  в налоговых органах программные продукты позволяют проводить камеральную проверку представленных налоговых деклараций (расчетов) в основном только арифметически, т. к. не содержат элементов углубленного камерального анализа. К сожалению, отсутствуют и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи с этим необходимо, прежде всего, разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:

- соотношений и взаимоувязки  показателей налоговой и бухгалтерской  отчетности;

- логической связи  между отдельными отчетными и  расчетными показателями налоговой  и бухгалтерской отчетности, необходимыми  для исчисления налоговой базы;

- сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

- оценки бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций  с точки зрения их соответствия  имеющимся в налоговом органе  данным о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников [18, с.205].

Система контрольных  соотношений, позволит осуществлять предварительный  предпроверочный камеральный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок.

При проведении камеральных  и выездных налоговых проверок или  иных мероприятий налогового контроля вся имеющаяся информация в автоматизированном режиме должна будет поступать в  территориальную налоговую инспекцию. Помимо безусловного повышения эффективности мероприятий налогового контроля, создание единой государственной информационной интегрированной базы данных будет способствовать также воспитанию законопослушного налогоплательщика, поскольку уверенность в том, что уклонение от налогообложения будет с большей степенью вероятности обнаружено, не позволит последнему совершать нарушения законодательства о налогах и сборах.

 

 

 

3. Проведение  налоговых проверок

3.1 Порядок  организации и проведения налоговых  проверок

Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:

  1. проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
  2. проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, соблюдения порядка распоряжения государственным имуществом и обеспечения его сохранности;
  3. своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, носящий вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;
  4. принятие мер по возмещению причиненного вреда;
  5. выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности;
  6. проверка целевого и эффективного использования государственного имущества, в том числе бюджетных средств [19, п.3].

Проведению налоговой  проверки предшествует подготовительная работа, в процессе которой проверяющие  обязаны:

  1. проанализировать представленные в инспекцию Министерства по налогам и сборам  плательщиком налоговые расчеты и бухгалтерские балансы (отчеты), декларации с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогооблажения, а также основными показателями финансово-хозяйственной деятельности плательщика ( в том числе в динамике по отчетным периодам);
  2. проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам;
  3. проанализировать материалы рейдовых проверок, предыдущие акты выездных налоговых проверок в целях ознакомления с характером установленных ранее нарушений налогового законодательства, проверить полноту и своевременность выполнения плательщиком предложений налоговых органов по устранению выявленных ранее нарушений;
  4. изучить нормативные документы по организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета, определению размеров объектов налогооблажения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью проверяемого плательщика, а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства;
  5. информировать плательщика (его представителей) по телефону о назначении плановой выездной налоговой проверки [5, с.74].

До проведения контрольных  действий разрабатывается программа  проверки, предусматривающая перечень вопросов, а также период, подлежащие проверке. Программа проверки утверждается начальником инспекции Министерства по налогам и сборам (его заместителем), назначившим проверку, либо начальником отдела, в котором работает проверяющий.

На проведение выездной проверки выдается предписание в письменной форме, которое предъявляется плательщику перед началом проверки. В нем указывается:

–  наименование налогового органа, выдавшего предписание;

– наименование субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке, его УНН, юридический адрес (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, адрес постоянного места жительства);

– фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав ревизионной группы);

– тема налоговой проверки;

– срок проведения налоговой  проверки [19,п.8]. 

Сроки проведения проверки, численность проверяющих устанавливаются

руководителем налогового органа (его заместителем) с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемого субъекта предпринимательской  деятельности. Срок проведения проверки не должен превышать тридцати календарных дней. При наличии объективных причин, не позволявших завершить проверку в данный срок, он может быть продлен начальником инспекции Министерства по налогам и сборам (его заместителем).

Дата вручения предписания  на проведение выездной налоговой проверки плательщику (его представителям) считается датой начала проверки.

Выездная налоговая  проверка проводится в рабочие дни  и в рабочее время плательщика, а в случае отсутствия у плательщика  помещений и условий для размещения проверяющих может осуществляться в служебном помещении налогового органа.

В день начала выездной проверки проверяющие обязаны представиться  руководителю, главному бухгалтеру предприятия (или лицам, их заменяющим), индивидуальному  предпринимателю, предъявить служебные удостоверения и предписание на проведение проверки. Одновременно определяются порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки. При необходимости плательщику (его представителям) разъясняются его права и обязанности.

В ходе налоговой проверки (за исключением тематической, встречной  проверок, а также случаев составления  промежуточного акта проверки) независимо от вопросов. Включенных в программу  проверки, подлежат проверке и отражению в акте следующие вопросы:

- когда и кем зарегистрированы  учредительные документы проверяемого  субъекта;

- вносились ли изменения  в учредительные документы (в  свидетельство о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя), характер этих изменений, зарегистрированы ли они в установленном порядке и своевременно ли сообщены налоговым органам;

- своевременность и  полнота формирования уставного  фонда;

- имеются ли у проверяемого  субъекта предпринимательской деятельности филиалы, хозрасчетные и обособленные подразделения;

- соответствует ли  производственно-финансовая деятельность  целям и задачам, определенным  в учредительных документах;

- имеются ли виды  деятельности, подлежащие лицензированию  в соответствии с действующим законодательством;

- в каком банке открыт  расчетный (валютный) счет. В случае  необходимости в обслуживающий  банк направляется предписание  о наличии денежных средств  и совершенных операциях;

- и другие [4, с.14].

При проведении  налоговых  проверок должностные лица налоговых органов имеют право:

1. получать от плательщика (иного  обязанного лица) необходимую для  проверки информацию и (или)  документы, касающиеся деятельности  и (или) имущества проверяемого  плательщика (иного обязанного  лица);

2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

3. заявлять ходатайства о лишении  организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

4. заявлять ходатайства о признании  осуществляемой плательщиком (иным  обязанным лицом) деятельности  незаконной в случае нарушения  установленного порядка ее осуществления, а также о признании сделок (договоров) недействительными;

5. получать от других государственных  органов, организаций и физических  лиц на безвозмездной основе  необходимые для выполнения возложенных  на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

6. при проведении проверки проверять  у должностных лиц организаций  и физических лиц удостоверяющие  личность документы, бухгалтерские  книги и другие документы бухгалтерского и (или) налогового учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке и случаях, установленных законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

Информация о работе Налоговая проверка как форма налогового контроля