Налоговая проверка как форма налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение проблем, возникающих в ходе налоговых проверок. Поиск путей совершенствования механизма проведения налоговых проверок, иных мер, направленных на повышение эффективности налогового контроля и защиту прав налогоплательщика.
Знание соответствующих положений налогового законодательства о порядке проведения налогового контроля, налоговых проверках, порядке их назначения, о правилах принятия решений по результатам проверок может помочь налогоплательщику дать взвешенную правовую оценку правомерности требований налоговых органов, проводящих налоговую проверку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….....6
1. Общие положения о налоговой проверке………………………………….....7
1.1 Понятие и сущность налоговой проверки…………………………………..7
1.2 Методы налоговой проверки……………………………………………...…8
2. Виды налоговых проверок…………………………………………………...12
2.1 Камеральная налоговая проверка…………………………………………..12
2.2 Выездная налоговая проверка……………………………………………....14
2.3 Совершенствование камеральных проверок – фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок…………………………….....16
3. Проведение налоговых проверок………………………………………….....18
3.1 Порядок организации и проведения налоговых проверок………………..18
3.2 Акт налоговой проверки и его правовое значение………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Полная комплексная ревизия  финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта предусматривает проверку:

  1. операций с денежными средствами;
  2. расчетных и кредитных операций;
  3. расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  4. сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними;
  5. сохранности производственных запасов, товарно-материальных ценностей и операций с ними;
  6. инвестиционных операций;
  7. расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами;
  8. калькулирования себестоимости продукции;
  9. реализация продукции и формирования финансовых результатов;
  10. организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

В зависимости от способа  организации ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. В ряде случаев допускаются внезапные  ревизии – разновидность выездной проверки, проводимые без предварительного уведомления проверяемого субъекта. Цель внезапной ревизии – установить факт правонарушения, который может быть скрыт при проведении плановой ревизии.

Обследование – это  оперативное выявление положения  дел по определенному вопросу, входящему  в компетенцию органа налогового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки.

В ходе обследования решаются основные задачи:

1) мониторинг финансовой  отчетности контролируемого субъекта;

2) диагностика его  финансового состояния;

3) анализ исполнения  бюджетных назначений и правильность  их           оформления;

4) оценка уровня приемлемого  обозначения цели расходов.

Таким образом, суть исследования – проведение экспресс-анализа финансового и имущественного состояния проверяемого субъекта.

Анализ – это системное  и повторное исследование отдельных  вопросов финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта. Обычно анализу подвергается периодическая  или годовая отчетность субъекта хозяйствования, на основании которой исследуются главные финансово-экономические показатели его деятельности.

Результатами такого анализа может быть оценка:

  1. текущего финансового состояния хозяйствующего субъекта по результатам его финансовой отчетности, приложений к ней, справок и другое;
  2. рациональности и эффективности использования руководством финансовых средств;
      1. эффективности использования имущества;
      1. общей деловой активности хозяйствующего субъекта.

В процессе анализа финансовой отчетности могут решаться следующие задачи:

1) анализ финансового  состояния по данным баланса;

2) анализ ликвидности  бухгалтерского баланса;

3) расчет и оценка  финансовых коэффициентов;

4) определение финансовой  устойчивости [12, с.52-54].

Многогранность задач  и функций налоговой проверки определяет разнообразие способов ее проведения, применение которых, как правило, зависит от целей и задач контролирующего органа. Для некоторых ситуаций достаточно проверки финансовой отчетности и документации, для других требуется анализ всей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды налоговых  проверок

2.1 Камеральная  налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение [10, ст.70].

В теории права выделяют следующие разновидности камеральных  проверок:

1) формальная;

2) арифметическая;

3) логическая;

4) нормативно-правовая [8, с.100].

Формальная проверка проводится в присутствии налогоплательщика  и включает контроль всех форм отчетности и документов, правильное заполнение реквизитов.

В ходе арифметической проверки проверяется правильность отдельных  арифметических действий и подведения итогов по отдельным документам.

Логическая проверка предполагает выявление посредством логического сопоставления противоречий в информации, содержащейся в документах.

Нормативно-правовая проверка заключается в проверке соблюдения законодательства при исчислении и  уплате налогов [1, с.100-101].

Целями камеральной  проверки являются:

  1. контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах;
  2. выявление и пресечение налоговых правонарушений;
  3. подготовка информации для выбора объекта проведения выездной налоговой проверки.

Объектом камеральной  проверки является налоговая декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию [2, с.12]. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах [11, ст.80].

Кроме налоговых деклараций, в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговую инспекцию, а также иные документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. Однако все эти документы являются не объектами камеральной проверки, а источниками информации для проверки данных, указанных в налоговых декларациях.

При проведении камеральной  проверки налоговая инспекция имеет  право использовать любую имеющуюся  у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Чаще всего источниками информации являются:

  1. документы налогоплательщика, представленные им в инспекцию при государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
  2. ранее сданные налогоплательщиком в инспекцию налоговые декларации и бухгалтерская отчетность за предыдущие налоговые периоды;
  3. информация, поступающая в налоговую инспекцию от различных государственных органов;
  4. информация, полученная налоговыми органами в ходе контрольной работы.

Камеральная налоговая  проверка проводится сотрудниками налоговой  инспекции без специального решения  руководителя налогового органа. Однако проводить камеральные проверки могут только те сотрудники налоговой  инспекции, которым проведение таких проверок вменено в обязанности. В некоторых случаях в налоговой инспекции издается приказ о проведении камеральных налоговых проверок, в котором определяются виды работ, которые выполняет каждый сотрудник в целях осуществления камеральных налоговых проверок [2, с.13-15].

Можно выделить несколько этапов проведения камеральной проверки:

  1. Прием документов и проверка своевременности их предоставления;
  2. Проверка правильности оформления отчетности;
  3. Проверка правильности исчисления налоговой базы;
  4. Проверка правильности произведенного плательщиком арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов и обоснованность применения налоговых ставок и льгот;

         5.  Решение вопроса о целесообразности включения данного плательщика в планы проведения выездных налоговых проверок.

Сведения, содержащиеся в представленных документах, проверяются  и анализируются соответствующими должностными лицами налоговых органов  путем их сопоставления с данными  бухгалтерских отчетов, балансов проверяемого лица и приложений к ним, показывающими  движение денежных и заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, с другими показателями, характеризующими результаты хозяйственных операций, проведение которых предполагает возникновение объектов налогооблажения, обязанности по уплате того или иного налога [7, с.17].

В настоящее время усиление роли и значимости камеральных проверок является стратегическим направлением контрольной работы налоговых органов.

Камеральные проверки по-прежнему остаются приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, не уступающей по эффективности выездным проверкам [6, с.4].

Условно можно выделить два основных значения камеральной проверки:

  1. камеральная проверка является средством контроля правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом не просто осуществляется контроль за правильностью арифметических подсчетов, а именно оценивается достоверность показателей налоговой отчетности на основе имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников, и применения методов, основывающихся на системе косвенных индикаторов налоговой базы.
  2. камеральная проверка – это основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок [7, с.14-15].

Таким образом, камеральная  налоговая проверка помимо того, что  является формой налогового контроля, позволяющей осуществлять последовательный контроль за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, расчетов, призвана повышать эффективность проведения выездных налоговых проверок.

 

2.2 Выездная  налоговая проверка

Выездная налоговая  проверка – наиболее серьезная форма  контроля. Этой работе уделяется повышенное внимание на всех уровнях налоговой  системы, поскольку она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений [2, с.45].

Выездная проверка проводится, как  правило, должностными лицами налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) [10, ст.71]. Это позволяет налоговым органам проверить различные направления и аспекты деятельности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Выездная налоговая  проверка может быть:

  1. комплексной;
  2. тематической (целевой);
  3. встречной;
  4. рейдовой.

Комплексная проверка –  это проверка хозяйствующего субъекта за определенный период по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Тематическая (целевая) проверка –  это проверка определенного направления  или вида финансово-хозяйственных  операций субъекта хозяйствования. Она  проводится по определенному кругу  вопросов или по одной теме путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной поверке и либо отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки.

Встречная проверка проводится в целях  установления фактического отражения  в бухгалтерском учете плательщиком хозяйственных операций, осуществляющихся с другими плательщиками, в отношении  которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. В ходе встречных проверок производится сличение имеющихся у проверяемого налогоплательщика записей и документов с фактическими данными, находящимися у других налогоплательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая проверка направлена на оперативное  выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения. Она проводится налоговыми органами:

Информация о работе Налоговая проверка как форма налогового контроля