Место правоохранительных органов в аппарате современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в аппарате государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать общую характеристику аппарату современного государства;
рассмотреть принципы деятельности и организации аппарата современного государства;
охарактеризовать систему правоохранительных органов современного государства;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………….. 5
1 Аппарат современного государства ..………………………...……. 5
1.1 Общая характеристика аппарат государства.…………………..... 5
1.2 Принципы деятельности и организации аппарата государства...10
2 Правоохранительные органы в государственном аппарате............14
2.1 Система правоохранительных органов ………....……………... 14
2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..…….………19
Заключение ……………………………………………………..……24
Список использованных источников …………………….…….....…26

Файлы: 1 файл

Реферат Место правохранительных органов в аппарате современного государства.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Ю. А. Лукичев и С. И. Вахмистрова  также полагают, что организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют прежде всего возложенные на них функции, основными из которых являются: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют  разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

Некоторые одноименные функции  выполняются различными правоохранительными  органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, пожарного надзора и т. д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был  бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять  по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Каждой функции соответствуют  наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе  средства   и    процедуры   реализации,  которые предоставляются – в зависимости от содержания функции – тем или иным правоохранительным органам.

Не стоит забывать, что функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Наиболее тесно связаны  между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскные расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый -  выполняет функцию защиты.

Таким образом, основной функцией правоохранительных органов в механизме государства является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека   (неприкосновение    личности и т.д.),   борьба    с    преступностью.

 Главное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный характер и только потом процессуальный. При этом соответствующие функции определяют не полномочия, а  предписанные  государством  функции.

Подводя итоги, можно сказать, что, выступая структурным элементом  государственного  аппарата, правоохранительные органы в своей деятельности чаще всего реализуют меры специального характера, прямо и непосредственного воздействующие на правонарушителей. Если  нарушение прав и свобод граждан связано с нарушением определенных правовых норм о юридической ответственности и появляется необходимость пресечения подобных действий, функцию правоохранительных органов могут осуществить специально подготовленные сотрудники, юристы, а также специалисты, обладающие познаниями  в других отраслях науки и практики10.

Таким образом, место и роль правоохранительных органов в структуре современного   государства  и   определяется   всем  разнообразием выполняемых этими органами функций (направлений), которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач: защиту прав   и   свобод личности; защиту материальных и духовных ценностей общества;   защиту конституционного строя государства, его суверенитета и   территориальной   целостности.   Несмотря на то, что данные ценности так или иначе являются предметом  охраны всех государственных органов, составляющих механизм современного государства, для правоохранительных органов их охрана представляет собой  приоритетную   задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотренные в работе вопросы  позволяют нам сформулировать следующие  выводы.

Под механизмом (аппаратом) государства  понимается специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

В любом современном демократическом  государстве его механизм представляет собой единую, взаимосвязанную, взаимоуравновешенную, централизованную иерархическую систему органов (а также предприятий и учреждений), через которую государство осуществляет свои функции и государственную власть. При этом единство механизма российского государства, а также его организация и деятельность обеспечиваются действующим конституционным строем, закрепляющим власть многонационального народа Российской Федерации, принципы разделения властей, федерализма, гуманизма, законности, профессионализма.

Правоохранительные органы занимают особое место и играют строго определенную роль в механизме государства, в его современной структуре.

В систему правоохранительных органов  входят суды общей юрисдикции, арбитражные  суды, конституционные (уставные) суды; органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ РФ, таможенные органы РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ); органы, осуществляющие оказание юридической помощи (нотариат, адвокатура и примыкающие к ним частные детективный и охранные службы).

Основной функцией правоохранительных органов в механизме государства  является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Главное отличие правоохранительных органов от других институтов государства имеет функциональный характер и только потом процессуальный. При этом соответствующие функции определяют не полномочия, а предписанные государством функции.

Выступая структурным элементом  механизма современного государства, правоохранительные органы в своей  деятельности чаще всего применяют  меры специального характера, прямо и непосредственного воздействующие на правонарушителей. Если нарушение прав и свобод граждан связано с нарушением определенных правовых норм о юридической ответственности и появляется необходимость пресечения подобных действий, функцию правоохранительных органов могут осуществить специально подготовленные сотрудники, юристы, а также специалисты, обладающие познаниями в других отраслях науки и практики.

Таким образом, место и роль правоохранительных органов в структуре современного государства определяется всем разнообразием выполняемых этими органами функций (направлений), которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач:

    • защиту прав и свобод личности;
    • защиту материальных и духовных ценностей общества;
    • защиту конституционного строя государства, его суверенитета и территориальной целостности.

Несмотря на то, что данные ценности так или иначе являются предметом  охраны всех государственных органов, составляющих механизм современного государства, для правоохранительных органов их охрана представляет собой приоритетную задачу.

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12.12.1993.
  2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.)
  3. Правоведение (полный курс): Учебник для неюридических вузов и факультетов/Под  ред. проф. Смоленского М.Б. Издание 2-ое, испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004 – 384 с.
  4. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник – М.: Проспект, 2009 г. – 323 с.
  5. Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Форум, 2006. – 304 с

 

 

 


Информация о работе Место правоохранительных органов в аппарате современного государства