Место правоохранительных органов в аппарате современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли правоохранительных органов в структуре современного государства, т. е. их место и роль в аппарате государства. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать общую характеристику аппарату современного государства;
рассмотреть принципы деятельности и организации аппарата современного государства;
охарактеризовать систему правоохранительных органов современного государства;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………….. 5
1 Аппарат современного государства ..………………………...……. 5
1.1 Общая характеристика аппарат государства.…………………..... 5
1.2 Принципы деятельности и организации аппарата государства...10
2 Правоохранительные органы в государственном аппарате............14
2.1 Система правоохранительных органов ………....……………... 14
2.2 Задачи и функции правоохранительных органов ..…….………19
Заключение ……………………………………………………..……24
Список использованных источников …………………….…….....…26

Файлы: 1 файл

Реферат Место правохранительных органов в аппарате современного государства.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, большинство  авторов в той или иной формулировке называют следующие принципы: народовластие, разделение властей, федерализм, гуманизм, законность, профессионализм.

Принцип народовластия  проявляется, прежде всего, в демократизме государственного строя, в закреплении демократических форм и методов формирования органов власти. Закрепление и провозглашение власти народа является не только принципом государственного механизма, но и конституционным принципом всей политической системы, всего общественного и государственного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Фундаментальное положение  построения механизма государства и его структуры заключается в принципе разделения властей, закрепленного конституционно, согласно которому государственная власть подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. При этом особо подчеркивается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.

Законодательная власть означает функционирование представительных и законодательных органов, строго регламентированный законодательный  процесс, отношения депутатов и избирателей, систему выборов.

Исполнительная власть всегда находится в центре общественной жизни, поскольку к ее функциям относятся: осуществление государственного управления и регулирования; обеспечение прав и интересов граждан; исполнение законов.

Судебная власть как разновидность государственной власти включает в себя систему судебных органов, статус судей, принципы правосудия, виды судопроизводства.

Структура механизма  современного государства при всем ее многообразии имеет ряд наиболее характерных органов, присущих всем или большинству государств: глава государства, парламент, правительство, суд, контрольно-надзорные органы, органы местного самоуправления, различные организации и учреждения, подкрепляющие ту или иную ветвь власти или расширяющие систему властей.

Однако, по мнению В.М. Сырых, при самой действенной системе сдержек и противовесов принцип разделения властей имеет два существенных порока, негативно сказывающихся на деятельности всего государственного механизма:

  1. деятельность государственных органов без опоры на широкие слои населения;
  2. неспособность парламента влиять на процессы исполнения принимаемых им законов.

Принцип федерализма  является необходимым для федеральных  государств. Согласно этому принципу механизм государства должен формироваться  и функционировать с учетом сложной (федеративной) формы территориального устройства. Большинство федеративных государств сохраняет свой государственный суверенитет, государственную целостность, единство системы государственной власти. Российская Федерация основывается на единстве конституционно-правовой системы, равноправии субъектов Федерации, конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов, но без права выхода их из Федерации, чем обеспечена ее целостность.

Принцип гуманизма в первую очередь  закрепляется в конституциях государств. В Конституции РФ говорится, что «человек, его права и свободы являются вышей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»4. Это конституционное требование относится ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему.

Принцип законности применительно к деятельности государственного механизма означает осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в точном и строгом соответствии с действующей Конституцией, законами и подзаконными актами. Принцип законности означает также обеспечение точного, строгого и неуклонного исполнения всеми органами власти, должностными лицами и организациями действующих правовых актов.

Профессионализм как принцип деятельности государственного аппарата означает умелое, грамотное, разумное и квалифицированное принятие решений при осуществлении своих должностных функций5.

Подводя итоги, можно сказать, что  единство механизма российского  государства, а также его организация и деятельность обеспечивается действующим конституционным строем, закрепляющим власть многонационального народа Российской Федерации, принципы разделения властей, федерализма, гуманизма, законности, профессионализма.

2 Правоохранительные органы в государственном механизме

 

2.1 Система правоохранительных  органов

 

Правоохранительной деятельностью называется государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка [9, C.14].

Однако в существующем законодательстве понятия правоохранительного органа нет, как и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе был выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

К основным признакам правоохранительной деятельности относят следующие, это представлено в приложении Б.

  • осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания);
  • строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта;
  • осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур);
  • реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами6.

В юридической литературе к числу  правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием  которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

Таким образом, к правоохранительным принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками: 

  • уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним; 
  • их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; 
  • лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку, и в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение; 
  • обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

Вопрос о круге такого рода органов  в юридической литературе решается по-разному: одни авторы относят к  ним большее количество органов, а другие – меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.

Одной из причин разного количества правоохранительных органов выступает  проблема включения или не включения  судебных органов в состав правоохранительных. Большая часть ученых-правоведов относит судебные органы к правоохранительным, что, по на наш взгляд, представляется вполне логичным и обоснованным вследствие того, что, осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Другие авторы не рассматривают судебные органы как правоохранительные, а разделяют рассматриваемую группу органов на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Данный подход соответствует смыслу Конституции Российской Федерации, устанавливающей следующий понятийный ряд: «судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат»7.

Как считают Ю.А. Лукичев и С.И. Вахмистрова, правоохранительную систему Российской Федерации составляют государственные и негосударственные правоохранительные органы и организации.

К государственным правоохранительным органам относятся:

  • суд; 
  • прокуратура; 
  • органы юстиции; 
  • органы внутренних дел; 
  • органы предварительного расследования;
  • налоговая служба и налоговая полиция; 
  • органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят: 

  • адвокатуру; 
  • третейские суды;
  • частные детективные и охранные предприятия8.

Органы нотариата могут быть отнесены как к первой, так и  ко второй группе в зависимости от характера осуществляемой ими практики – государственной или частной.

Следует отметить, что среди правоохранительных органов обычно рассматривают и адвокатуру, хотя она и не является государственным органом и не обладает отмеченными выше признаками, но призвана осуществлять права и законные интересы как физических, так и юридических лиц.

В последние годы появились и  другие негосударственные правоохранительные организации – третейские суды, частные сыскные и охранные структуры, союзы потребителей и т. п., деятельность которых строится на нормативно-правовой основе. В связи с этим можно говорить о правоохранительных органах и организациях.

При характеристике круга и системы правоохранительных органов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. «д» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ особое должностное лицо – Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами».

В законе также говорится, что его  деятельность «дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод». Его главная функция – рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в российские суды или иные компетентные органы, но не получили там соответствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную деятельность не осуществляет.

Таким образом, в систему правоохранительных органов входят суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды; органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере юстиции; органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ РФ, таможенные органы РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ); органы, осуществляющие оказание юридической помощи (нотариат, адвокатура и примыкающие к ним частные детективный и охранные службы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Задачи и функции  правоохранительных органов

 

Как уже отмечалось, правоохранительные органы представляют собой определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи.

Эти задачи заключаются либо в восстановлении нарушенного права, к примеру, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений), либо в   восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, однако правонарушитель заслуживает наказания. При решении указанных задач правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты и т. д.

Таким образом, основными задачами, реализуемыми органами в рамках правоохранительной деятельности, являются защита прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, охрана законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.

Эти задачи выполняются посредством  реализации каждым из этих органов  специфических функций, различных  для каждого из правоохранительных органов.

Поскольку по своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной, ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций). К числу таких направлений (функций) относятся:

    1. конституционный контроль;
    2. отправление правосудия;
    3. прокурорский надзор;
    4. расследование преступлений;
    5. оперативно-розыскная деятельность;
    6. исполнение судебных решений;
    7. оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
    8. предупреждение преступлений и иных правонарушений9.

Информация о работе Место правоохранительных органов в аппарате современного государства