Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

«Малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 476.50 Кб (Скачать файл)

Одно из основных направлений Комплексной программы -создание единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. В Москве уже создана сеть деловых интернет-центров. Значительная работа также проведена по созданию сети оказания информационно-консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств развития бизнеса).

Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, — недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

Новая Программа поддержки малого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержка предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.

Другой приоритет — информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализации Программы всеми мерами поддержки должно быть охвачено от 60 до 120 тыс. Велосипеды малых предприятий города. Путем развития существующих и создания новых предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в малом бизнесе до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в Челябинской области, где, в отличие от всей России, наблюдается устойчивый рост числа предприятий этой сферы. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим их вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50% банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер по поддержке малого бизнес» в Челябинской области, где много крупных металлургических предприятий, 10% доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

В Воронежской области организована система трехуровневой финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и социально значимых программ. Эти организации взаимодействуют главным образом с крупнобюджетными предприятиями малого бизнеса, предоставляющими ликвидное залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций.

На среднем уровне функционируют фонды поддержки предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании, охватывающие своими услугами территорию Воронежской области. Они взаимодействуют с различными предприятиями малого бизнеса, включая микропредприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный и краткосрочный характер.

На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.

Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются в том, что все категории его субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все востребованные виды финансовой поддержки.

В качестве положительного примера можно привести также Краснодарский край, где развитию малого бизнеса уделяется большое внимание. Здесь в малом бизнесе трудится треть населения, занятого в экономике края -- почти 600 тыс. человек. За 2002— 2004 гг. они вдвое нарастили выпуск товаров и услуг, в результате чего в 2004 г. он превысил 100 млрд руб. При этом малый бизнес Кубани обеспечивает 14% налоговых поступлений во все уровни бюджетов края и одновременно создает одну треть валового регионального продукта. Таких показателей нет ни у одного региона Российской Федерации.

Эти серьезные успехи обеспечила краевая программа государственной поддержки малого предпринимательства. Только в 2004 г. банки выдали малым предприятиям кредитов на сумму 20,0 млрд руб. Руководство края планирует, что к 2008 г. доля малого бизнеса в валовом продукте края составит 50—60%, как в странах с развитой экономикой.

В Краснодарском крае создана и успешно функционирует развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства:

• десять территориальных фондов поддержки малого бизнеса;

• 39 центров содействия развитию малого предпринимательства в городах и районах, в том числе 24 - - на базе торгово-промышленных палат;

• инновационный технопарк в Краснодаре;

• краевая служба «одного окна» с территориальными представителями во всех муниципальных образованиях края. Только в 2004 г. через службу «одного окна» более 2 000 малых и средних предприятий получили земельные участки под свои инвестиционные проекты и вложили в них более 12 млрд руб.

Определенные надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.

Для организации работы этих зон вновь создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли издержки на преодоление административных барьеров для резидентов промышленно-производственных зон снизятся на 5—7%, технико-внедренческих -- на 3—5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит резидентам ОЭЗ 8—12%, а снижение производственных издержек составит 5—7%.

Ожидается положительный эффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапе предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд руб. инвестиций и будет производить продукции на 6 млрд руб.

Гарантийный фонд Хабаровского края подписал соглашения о сотрудничестве с банками.

19.03.2012

В январе текущего года Гарантийный фонд Хабаровского края объявил конкурс среди банковских организаций для определения партнеров в рамках программы поручительств (гарантий). В результате конкурсного отбора определены десять банков, с которыми будут заключены официальные партнерские соглашения.

Лимит поручительств, установленный для банков для реализации программы в 2012 году, составляет 360 миллионов рублей. Для предпринимательства Хабаровского края это открывает новые возможности для получения банковских кредитов на развитие бизнеса.

Основные направления развития поддержки малого предпринимательства - тема встречи представителей министерства экономразвития и Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края с журналистами

Государственная поддержка малого бизнеса обретает новые формы

«Проблемы, возникающие у предпринимателей, решать в одиночку очень тяжело. Необходимо объединять усилия» - такое мнение высказал заместитель министра экономического развития и внешних связей края по вопросам малого и среднего предпринимательства Юрий Афанасьевич Чайка на пресс-конференции, прошедшей накануне в «Интерфаксе». Темой встречи представителей министерства и Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края с журналистами стали основные направления развития поддержки малого предпринимательства в 2011 году.

По словам Ю.А.Чайки, участие в различных союзах, объединениях и ассоциациях предпринимателей выгодно представителям малого бизнеса, т.к. органы власти активно взаимодействуют с такими организациями. Что касается поддержки малого бизнеса (финансовой, образовательной, консультационной), для ее осуществления создаются организации, такие как краевой Фонд, входящие в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.

Развитие инфраструктуры поддержки – одно из приоритетных направлений в 2011 г. В 2010-ом Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края открыл 2 своих представительства (в Советской Гавани и Комсомольске-на-Амуре), в планах – дальнейшее расширение территориального присутствия Фонда в районах Хабаровского края. При поддержке администраций районов создаются и другие некоммерческие организации (фонды, центры, общественные предпринимательские организации, консалтинговые центры и др.). По словам замминистра, к концу 2012 года в каждом районе края будет своя организация, оказывающая помощь предпринимателям.

Планируется и дальнейшая реализация программ финансовой поддержки. Так, по словам генерального директора Фонда поддержки малого предпринимательства Н.В. Игумновой, созданный в 2010 году гарантийный фонд в этом году будет увеличен, что позволит предпринимателям получать заемные средства в кредитных учреждениях в размере до 10 млн. руб. под поручительство краевого Фонда поддержки. Финансовая поддержка предусмотрена и для новых программ.

В 2011 году в Хабаровском крае планируется производить субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в банках предпринимателями, осуществляющими экспортно-ориентированную деятельность.

Такой же вид поддержки будет предложен и хабаровским предпринимателям, работающим в приоритетных видах деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительство и производство строительных материалов, обслуживание жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства и др.). Поддержку государства получат также проекты из сферы инноваций и энергосбережения.

Кроме того, будет стимулироваться создание частных детских садов в г. Хабаровске. Для этих проектов предусмотрены гранты до 200 000 руб. Однако, Ю.А. Чайка заострил внимание на том, что выдача грантов всегда производится по итогам конкурса. Денежную помощь на безвозвратной основе получают только лучшие бизнес-проекты.

Проблемы формирования финансовых ресурсов малых предприятий

 

Основной целью финансов предприятия любого вида и размера является формирование необходимого объема финансовых ресурсов с целью их использования в процессе текущей операционной деятельности и обеспечения развития в будущем. Вышесказанное не имеет различий по сущностным характеристикам в зависимости от размеров предприятия. Размеры предприятия оказывают влияние на возможность применения тех или иных инструментов, в том числе финансовых, на выбор и обоснование основной цели деятельности.

Характерной особенностью малых предприятий является то, что они сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов (дефицит финансовых ресурсов на развитие, недостаток оборотных средств в денежной форме, невыгодные условия заимствования капитала) как в период становления, так и в период развития и роста [2].

Для того чтобы провести анализ формирования финансовых ресурсов малых предприятий необходимо классифицировать возможные виды финансирования малых предприятий. Классификацию видов финансирования малых предприятий предлагаем провести по нескольким основаниям: условия предоставления денежных средств; источник получения денежных средств; субъекты и способы финансирования.

Рис. 1. Классификация видов финансирования малых предприятий [1]

Все вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники. Среди основных источников финансовых ресурсов малых предприятий можно выделить следующие:

Рис. 2. Источники финансирования малых предприятий [6]

 

Первоначальное формирование финансовых ресурсов малого предприятия происходит в момент учреждения самого предприятия. Источниками уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы предприятия могут быть паевые взносы, акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства. Большинство малых предприятий используют организационно-правовые формы общества с ограниченной ответственностью, реже закрытого акционерного общества. В обоих случаях предусмотрено ограниченное число участников и, соответственно, инвестиционных вкладов в виде паев или долей. Таким образом, еще на стадии становления малого предприятия из-за низкого первоначального капитала возникает проблема с собственными финансовыми ресурсами для образования основного и оборотного капитала.

Недостаток собственных средств для малых предприятий снижает их возможности по самофинансированию, а этот источник финансовых ресурсов наименее рисковый для малого предприятия. Самофинансирование осуществляется через внутренние финансовые ресурсы предприятий, которые образуются в процессе их хозяйственной деятельности. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления.

Информация о работе Малое предпринимательство