Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены финансовая система Российской Федерации и ее структура.
2. Источники финансового права. 10

3. Понятие, предмет и метод бюджетного права.

Содержание работы

1. Финансовая система Российской Федерации. Структура финансовой системы. 3
2. Источники финансового права. 10
3. Понятие, предмет и метод бюджетного права. 14
Задача № 1. 19
Задача № 2. 20
Список использованной литературы. 23

Файлы: 1 файл

2Копия Контрольная фин.пр - копия.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Источником финансового  права являются законы субъектов  РФ, содержащие финансово-правовые нормы, - законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.

Подзаконные акты. Указы Президента РФ. Среди нормативных актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие Указы: от 25 июля 1996 г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", от 26 мая 1998 г. N 597 "О мерах по обеспечению экономии государственных расходов", Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов"

Следует отметить, что  указы Президента РФ в системе  подзаконных актов, являющихся источниками  финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ - это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона "О лотереях" конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" . Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.

Правила - это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства.

Таким актом являются, к примеру, Правила предоставления бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 538.

Ведомственные нормативные акты. Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.

Главное место среди  них занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать Приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 15н "Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации"  Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Нормативный финансовый договор. Наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

В качестве источника  финансового права могут выступать  международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, предмет и метод бюджетного права.

Бюджетное право в  Российской Федерации получило активное развитие в 90-х годах прошлого века в связи переходом на новые, рыночные условия хозяйствования, когда наряду с государственной формой собственности появилась и получила развитие частная форма собственности. Бюджетное право - основная подотрасль, неотъемлемый структурный элемент финансового права, поскольку бюджет - это центральный связующий элемент всей финансовой системы страны, который взаимосвязан со всеми остальными элементами финансовой системы: и с кредитом, и со страхованием, и с финансами организаций. Поэтому все попытки выделить бюджетное право из финансового права нецелесообразны.4

Бюджетное право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.

Бюджетное право как  подотрасль финансового права - это  совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т.е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных (субъекта Федерации) и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов. Нормы бюджетного права устанавливают бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентируют бюджетное устройство Российской Федерации, систему доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджетов, регулируют бюджетный процесс в Российской Федерации, устанавливают ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетное право как раздел науки  финансового права изучает нормы  бюджетного права и регулируемые ими бюджетные отношения, анализирует  их, систематизирует и классифицирует. Наука бюджетного права изучает основные бюджетно-правовые категории (бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство, бюджетное законодательство и др.) и бюджетно-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию. Наука бюджетного права исследует закономерности и тенденции развития бюджетного законодательства, принципы бюджетного права и общие начала функционирования бюджетной системы, анализирует правоприменительную практику в сфере бюджетного регулирования. Важными направлениями бюджетно-правовой науки являются история бюджетного права и сравнительно-правовое исследование бюджетного законодательства зарубежных стран.

Если бюджетное право  как подотрасль финансового права  и совокупность соответствующих правовых норм регулирует бюджетные отношения и устанавливает определенный порядок в сфере публичных (государственных и муниципальных) финансов, то наука бюджетного права представляет собой систему знаний о правовом регулировании бюджетной системы и бюджетной деятельности.

С понятием бюджетного права  как раздела финансово-правовой науки самым тесным образом связано понятие бюджетного права как учебной дисциплины. Бюджетное право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) в последнее время все чаще встречается в учебных планах юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.5

 

Предмет и метод бюджетного права. Предмет бюджетного права  составляют отношения, регулируемые нормами  бюджетного законодательства, которые  можно объединить в следующие  группы. Отношения:

- возникающие в процессе  формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- возникающие в процессе  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов всех  уровней бюджетной системы Российской  Федерации, контроля за их исполнением  (бюджетный процесс);

- связанные с определением  правового статуса участников  бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетные правоотношения могут возникать между:

- органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Федерации, между последними и органами местного самоуправления;

- правительством и  законодательным (представительным) органом: на федеральном уровне - между Правительством РФ и  Государственной Думой; на региональном - между правительством и законодательным  органом субъекта Федерации; на местном - между представительным органом муниципального образования и местной администрацией;

- палатами законодательного  органа, участвующими в принятии  закона о бюджете: на федеральном  уровне - между Государственной Думой  и Советом Федерации; на региональном - между палатами законодательного органа в тех субъектах Федерации, где существуют бикамеральные (двухпалатные) законодательные органы;

- Федеральным Собранием  и Президентом РФ; на региональном  уровне - между законодательным (представительным) органом и главой субъекта Федерации; на местном - между представительным органом и главой муниципального образования;

- органами исполнительной  власти, осуществляющими исполнение  бюджетов всех уровней и обеспечивающими  контроль за их исполнением;

- получателями бюджетных средств (в том числе бюджетными учреждениями) и органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия в бюджетном процессе.

Таким образом, бюджетное  право регулирует лишь отношения  между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, и не устанавливает непосредственно каких-либо прав и обязанностей для организаций и граждан, т.е. для юридических и физических лиц.

Организации и физические лица могут участвовать в формировании бюджетов различных уровней в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. В установленных законом случаях они могут быть получателями бюджетных средств. Однако возникающие при этом правоотношения являются не бюджетными, а налоговыми, трудовыми и т.д. и, следовательно, регулируются не бюджетным, а налоговым, трудовым, социальным и другими отраслями законодательства.

Для регулирования бюджетных  отношений, так же как и для  иных общественных отношений, регулируемых нормами публичного права, применяется преимущественно императивный метод правового регулирования.6 Императивный финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.7

Наряду с присущими  этому методу средствами (инструментами) правового регулирования - властными предписаниями и в ряде случаев запретами - в последнее время в механизме бюджетно-правового регулирования все чаще стали встречаться примеры использования правовых дозволений, составляющих суть диспозитивного метода правового регулирования, характерного для частного права. Это касается, например, правоотношений по предоставлению бюджетных кредитов, осуществлению государственных заимствований и т.д.Кроме того, в бюджетном праве могут использоваться и такие средства, как рекомендации, поощрения и согласования.8

Итак, бюджетное право  можно определить следующим образом.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового  права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере главным образом императивным методом.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 1.

 

Романов И.В. был подвергнут за совершение мелкого хищения административному  наказанию в виде административного  штрафа в размере 5000 рублей.

Возникло ли в данном случае финансовое правоотношение?

В данном случае финансовое правоотношение не возникло. Отношения, связанные с взысканием административных штрафов, относятся к административно-правовым, так как возникают в сфере деятельности исполнительных органов. Финансовые правоотношения возникают в сфере публичной финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 2.

 

Министерство финансов РФ обратилось в Арбитражный суд  субъекта РФ с исковым заявлением о взыскании с ОАО «Рога  и копыта» задолженности по договору займа № 47.

Решением от 18 октября 2005 года Арбитражным судом исковые  требования удовлетворены частично – в пользу Министерства финансов РФ была взыскана сумма задолженности  и половина суммы процентов.

Постановлением апелляционной  инстанции от 7 февраля 2005 года указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано, поскольку заявителем был пропущен срок исковой давности.

Министерство финансов Российской Федерации не согласилось  с принятыми по делу судебными  актами и обжаловало их в кассационном порядке.

Заявитель кассационной жалобы считает, что отношения по предоставлению и возврату бюджетных  кредитов носят властно-имущественный  характер и являются частью бюджетного процесса по расходованию и формированию федерального бюджета (статьи 6, 39, 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а договор является договором бюджетного кредита, и к правоотношениям сторон подлежат применению нормы бюджетного законодательства.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"