Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

В работе рассмотрены финансовая система Российской Федерации и ее структура.
2. Источники финансового права. 10

3. Понятие, предмет и метод бюджетного права.

Содержание работы

1. Финансовая система Российской Федерации. Структура финансовой системы. 3
2. Источники финансового права. 10
3. Понятие, предмет и метод бюджетного права. 14
Задача № 1. 19
Задача № 2. 20
Список использованной литературы. 23

Файлы: 1 файл

2Копия Контрольная фин.пр - копия.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН:

 

  1. Финансовая система Российской Федерации. Структура финансовой системы.             3

 

  1. Источники финансового права.              10

 

 

  1. Понятие, предмет и метод бюджетного права.             14

 

 

Задача № 1.                  19

 

Задача № 2.                  20

 

Список использованной литературы.            23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

  1. Финансовая система Российской Федерации. Структура финансовой системы.

 Финансовая деятельность  соотносится с финансовой системой  как процессуальная сторона правового явления - с материальной. Финансовая система государства - это статика финансовой деятельности государства, в известной степени ее "фотография". По финансовой системе, имевшей место в эпоху Александра II, историки могут понять, как осуществлялась финансовая деятельность Российского государства во второй половине XIX в., какая финансовая политика проводилась во времена русского самодержавия.

Сейчас с учетом принятых за последние 10 - 15 лет законодательных актов  в состав финансовой системы Российской Федерации входит широкий перечень финансово-правовых институтов.

Денежная система представляет собой форму денежного обращения в данной стране и включает в себя такие элементы, как:

1) официальная денежная единица  Российской Федерации (рубль;  рубль равен 100 копейкам);

2) виды денежных знаков (банкнота  и монета);

3) порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);

4) организация денежного обращения  в стране.

Организация денежного обращения  в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности государства. Денежная система в большинстве стран является централизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регулирующий орган в области денежного обращения - ЦБ РФ. В российских учебниках финансового права при характеристике финансовой системы данный институт недооценивается. Между тем ст. 75 Конституции РФ уделяет ему особое внимание.

Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название "внебюджетные". Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной  системе призваны играть государственные  внебюджетные фонды, предназначенные  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся:

1) налоговая платежеспособность  граждан;

2) система установленных  законом налогов и сборов;

3) налоговая администрация;

4) применяемые государством  методы налогообложения <1>.

Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".

 

Система методов налогообложения охватывает две группы методов:

1) методы построения и нормативного  закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные  органы;

2) методы налогового администрирования,  применяемые налоговой администрацией  при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реализации которого используют следующие методы:

1) создание условий для добровольного  исполнения налогоплательщиками  обязанности по уплате налогов;

2) налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате налогов.

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Федерации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке России, банковская система представлена двумя уровнями: к первому относится ЦБ РФ, ко второму - коммерческие банки, осуществляющие банковские операции; филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.

Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме "власть - подчинение", осуществляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов.

Система государственного и муниципального кредита (долга) представляет собой систему создания государственных и муниципальных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству либо муниципальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами - граждане и юридические лица.

Имущественное и личное страхование является одним из институтов финансовой системы Российской Федерации и представляет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые создаются в интересах физических и юридических лиц при наступлении непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования создаются денежные фонды страховщиков, используемые для возмещения ущерба.

Страхование бывает двух видов:

1) обязательное;

2) добровольное.

В зависимости от вида объектов страхования  оно подразделяется:

- на личное;

- имущественное.

Система страхования в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: ГК РФ (ст. ст. 927 - 970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.

Финансы хозяйствующих  субъектов составляют важнейший институт финансовой системы Российской Федерации, так как непосредственно связаны с производством необходимой обществу продукции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализации которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъектов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы населения представляют собой денежные средства граждан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в личном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осуществлении своей финансовой политики. Однако, к сожалению, в литературе по финансовому праву при характеристике финансовой системы Российской Федерации этот институт остается без внимания.

Изложенное позволяет  сформулировать определение финансовой системы Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.

Каждый из институтов финансовой системы государства  является финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансового права и формирующие финансовую систему Российской Федерации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.1

 

В целом, вся система  финансов состоит из трех укрупненных  подсистем:

1) государственных финансов;

2) страхования;

3) финансов хозяйствующих  субъектов (предприятий).

 

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов  и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают:

• бюджетную систему;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит.

2. Страхование включает:

• личное страхование;

• имущественное страхование;

• страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих  субъектов включают:

• финансы коммерческих предприятий и организаций;

• финансовых посредников (кредитные организации, частные  пенсионные фонды, страховые организации  и другие финансовые институты);

• финансы некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

Схема1. Финансовая система государства

Схема 2. Финансовая система РФ.2


 

 


 

 




 



 

 


 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники финансового права.

 

Право имеет внешнюю форму своего выражения, которая проявляется в источниках. Основным источником российского права служит нормативный правовой акт.

Как источник финансового права  нормативный правовой акт (федеральный  закон, указ Президента РФ, постановление  Правительства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Охарактеризуем нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников финансового права.

Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

К источникам финансового права  этого класса относятся конституции  и уставы субъектов Федерации. В  них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"