Государство и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:39, реферат

Описание работы

Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации. Право и государство – это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право — без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание примата права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государство
1.1 Понятие государства
Глава 2. Религия.
2.1 Христианство в России
2.2 Религия и государство
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 33.56 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Государство

1.1 Понятие государства

Глава 2. Религия.

2.1 Христианство в России

2.2 Религия и государство

Заключение

Список литературы

Введение

Государство – сложная  политико-правовая форма организации  общественной жизни. Оно призвано служить  средством управления общественными  процессами (защита прав и законных интересов обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт  возникновения и развития человеческой цивилизации. Право и государство  – это относительно самостоятельные  явления общественной жизни. Между  правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство  не может нормально функционировать  без права, а право — без  государства. Только при наличии  правовой среды можно говорить о  возможности и реальном существовании  правовой государственности. Становление  правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание примата права  в государственной политике, ограничение  власти основами права и нравственности, правление правового закона.

В формировании права большую  роль на определенном этапе сыграла  религия. Религия – одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или  богов, в сверхъестественные силы, а  также соответствующее поведение  и специфические действия.

В современном мире все  возрастает влияние религии, преимущественно  православной в России, на различные  государственные дела и на ее стремление внедриться во властные и иные структуры, чему способствуют как представители  самих властных структур разного  уровня, так и лица, занимающие руководящие  посты в различных организациях и предприятиях.

                                                Глава 1.

С древнейших времен людей  интересовал вопрос, что такое  государство и что такое право. Интересовал, прежде всего, потому, что  государство и право и в  древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого  человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых страны, т.е. политико-географического  образования, во-вторых, организации  политической власти, системы институтов власти.

Государство – сложная  политико-правовая форма организации  общественной жизни. Оно призвано служить  средством управления общественными  процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение  законности и правопорядка, безопасности граждан и общества).

Государство есть продукт  возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления  государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого  общества. В результате эволюционного  развития человечество выработало для  управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты  политической власти принимают более  сложные формы.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

Общество - это общность людей  на определенной территории, характеризующаяся  экономическим и духовным единством  и целостностью организации жизни.

Главная черта общества заключается  в том, что оно представляет собой  систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той  или иной территории. Предпосылки  возникновения государства лежат  в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений  и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства. Охрана общественно значимых интересов, определяемых необходимостью нормального социального существования и развития человека, являются задачей всего общества, условием его стабильного функционирования. Упорядочение в этих целях общественных отношений происходит при помощи публичной власти, представлявшей общество во внешних и внутренних отношениях. Государственная власть обладает монополией на принуждение в случае нарушения законов и имеет для реализации этих полномочий систему специальных органов (государственный аппарат). Властные решения, исходящие от публичной власти, имеют общеобязательный характер и подлежат исполнению. Таким образом, мы видим, что государство возникло и упрочилось в поисках обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности. Еще Аристотель говорил, что государство создается «ради прекрасной жизни».

Выделяются две разновидности  общества:

    1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, неутвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.
    2. развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися отношениями, и институтами.

Власть - это отношение  господства и подчинения, при которых  воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием  других лиц (подвластных)4.

Определяющей чертой власти является возможность одних людей, организаций господствовать над  другими организациями и людьми, над их воле и действиями.

Власть призвана служить  обществу, обеспечивать его целостность, служить личности, обеспечивать и  охранять права и свободы граждан.

Особо выделяется политическая власть, которая является "аппаратной", т.е. осуществляется через аппарат  власти, институты организованного  государственного принуждения.

Назначение и сущность государства состоит в том, что  оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических  принципов правления в интересах  защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного  согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с  помощью специальных органов  государственной власти, то можно  сказать, что обеспечение прав и  свобод человека и гражданина, регулирование  и упорядочение общественных отношений  и является основной обязанностью государства.

Социальное назначение и  сущность государства проявляются  в его функциях и задачах. Под  функциями государства понимают основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни. В отличие  от задач государства, которые могут  носить временный, локальный характер, функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи  они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели.

Исторический процесс  идет от несовершенного, неразвитого  государства, выступающего обычно как  диктаторская государственная власть, к развитому государству, где  регулируются народовластие, экономическая  свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

    • "уход" государства от экономики, все большее его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;
    • развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;
    • все большее преобладание республиканской формы правления;
    • эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства  в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.

.

Глава 2. Религия

Современная религия чрезвычайно  многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится  соответствовать его требованиям  и запросам. С начала своего существования  человек выдумал бесчисленное множество  суеверий, люди создали 50 тысяч больших  и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп  верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения  нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые  религии. Племена Африки и Австралии  почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия  евреев).

Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов.

В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для  верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных  книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях  авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок  организации и деятельности религиозных  объединений, регламентируются отправление  обрядов, порядок церковных служб.

Ряд религиозных норм имеет  моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые  эпохи, когда многие религиозные  нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и  иные отношения.

В некоторых современных  исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)10.

2.1 Христианство в России

Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную  религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью  и формирующейся церковной организацией. все время существования религия  тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ  принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия  была связана с властью." Церковь  сыграла важную роль в развитии и  укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная  десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга  судебных прав:

    1. судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;
    2. право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
    3. судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

С течением времени церковь  была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых  иных норм, признаваемых и установленных  православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения  церкви от государства эти нормы  утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал  православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной  организации она превратилась в  частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

В наше время восстанавливаются  храмы, монастыри, церкви, разрушенные  до основания за годы советской власти.

Но сейчас церковь выступает  как центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая  на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем  правильным, ибо Церковь и государство  различны по своей природе.

В первые годы советской власти религиозная активность духовенства  в республике сохранялась. В республике существовали два самостоятельных  мусульманских духовных управления. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х годов приняла  воинствующий характер; разрушались  культовые здания, сократилась численность  мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и  арестовано почти все мусульманское  духовенство, многие из них расстреляны  или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана  к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой  Отечественной войны правительство  несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд  мусульманского духовенства, на котором  был принят новый устав Духовного  управления. В 50-7- годы значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные  обряды, отмечались традиционные религиозные  праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях  в 50-60 годы собиралось от 2 до 3 тысяч  человек. Со второй половины 80-х годов  восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены  мусульманские средние учебные  заведения, Духовному управлению мусульман  возвращают прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр «Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы: газеты «Ислам и общество», «Булгар»; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера. По решению правительства Республики Башкортостан дни религиозных праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими.15

Разведки Запада и ряда исламских стран стремятся оказывать  активное влияние на ситуацию в российских регионах с преимущественно мусульманским  населением. В числе других мусульманских  регионов России Республика Башкортостан стала ареной борьбы этих государств за раздел сфер влияния. Пользуясь заинтересованностью  и государственных структур, и  бизнеса в привлечении инвестиций, гости нередко пытаются увязать  результативность межгосударственного  сотрудничества с уровнем влияния  мусульманского духовенства на общественно-политические процессы в республике. В последнее  время отмечается стремление прибывающих  в Башкирию представителей исламских  стран "к установлению прямых неформальных контактов с жителями, вовлечению их в активную общественно-религиозную  и пропагандистскую деятельность в  своих интересах". Спецслужбы этих государств пытаются создать и закрепить  свои позиции в кругах местной  политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь. В ряде случаев их поведение выходит  за рамки нейтрального сбора информации. Еще совсем недавно в турецко-башкирских лицеях "молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки". Именно конкуренция между различными иностранными религиозными центрами стала  одним из главных дестабилизирующих  факторов в мусульманской общине республики и других регионах России16.

Информация о работе Государство и религия