Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:50, лекция

Описание работы

1. Содержание, задачи и принципы финансового контроля.
2. Этапы финансового контроля.
3. Организация финансового контроля в Украине.

Файлы: 1 файл

Tema_6_Finansovy_kontrol.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)


Тема 7. Финансовый контроль

 

  1. Содержание, задачи и принципы финансового контроля.
  2. Этапы финансового контроля.
  3. Организация финансового контроля в Украине.

 

              1. Содержание, задачи и принципы  финансового контроля

 

Эффективность реализации фин. политики зависит от многих факторов, среди  которых особая роль принадлежит  финансовому контролю (ФК).

ФК отображает практическую реализацию присущей финансам контрольной функции.

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по соблюдению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов фин. отношений, анализ их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию (Юрий).

Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности  осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики (Опарин).

Именно ФК обеспечивает обратную связь между  поставленной целью и задачами фин. политики и достигнутыми практическими результатами развития экономики. Полученные в результате ФК данные являются основанием для изменения концепции ФП, для разработки новых фин. планов и прогнозов перегруппировки фин. ресурсов, изменения форм фин. отношений, которые в свою очередь вновь нуждаются в контроле.

Итак, конечной целью ФК является содействие формированию и успешной реализации  научно-обоснованной фин. политики гос-ва и эффективного фин. механизма, а также рациональному использованию фин. ресурсов во всех звеньях экономики.

В основе осуществления  ФК лежат такие принципы:

  • объективность (осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства);
  • постоянство (проводится с определенной периодичностью);
  • всеобъемлющий хар-р ( охватывает все стороны фин.-хоз. деятельности);
  • результативность (по его результатам принимаются определенные меры);
  • гласность (результаты публикуются для широкой общественности);
  • превентивность (упреждающий характер ФК);
  • независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего).

 

Задачи, виды, формы, методы, субъекты и объекты  ФК следует рассматривать в зависимости  от уровня его осуществления.

ФК на макроуровне – это контроль со стороны гос-ва за процессом образования и движения фин. ресурсов всех звеньев фин. системы. Его задачами являются:

  • обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов ден. средств;
  • соблюдение соответствия действующих форм и методов фин. отношений объективно необходимым;
  • выявление и устранение диспропорций в распределении фин. ресурсов по отраслям и регионам с целью наиболее эффект-го их использования.

Объект фин. контроля на макроуровне - гос. финансы.

Субъекты фин. контроля на макроуровне - высшие органы законодательной и исполнительной власти и управления, а также специальные органы контроля.

ФК на микроуровне – это контроль на уровне отдельных субъектов хозяйствования всех форм собственности. Его задачами являются:

  • обеспечение соблюдения СХ действующего фин. законодательства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения фин. обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, контрагентами;
  • выявление внутрихозяйственных резервов роста фин. ресурсов;
  • содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению учета, составлению отчетности.

Незаконность  действий отдельных СХ ведет к искривлению фин. политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в ходе контроля выявляется постоянное нарушение фин. законодательства большинством субъектов, это может свидетельствовать о том, что ФП не учитывает их интересы. Необходимо внести коррективы в такую политику, т.к. никакое усиление контроля не даст желаемых результатов до тех пор, пока ФП не будет учитывать интересы всех субъектов фин. отношений.

Объект ФК на микроуровне -  финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Субъекты ФК на микроуровне - экономические службы предприятия, отдельные его специалисты, а также руководство предприятия.

В переходный период от административных к рыночным формам управления ФК значительно ослабел. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут наилучшими контролерами. Сейчас очевидно, что такая позиция ошибочна.

 

  1. Этапы фин. контроля

 

 

Рис. 1. Этапы финансового контроля

 

 

3.Организация финансового контроля

 

ФК предусматривает  различные его виды, формы и  методы.

Виды контроля определяют взаимоотношения контролирующего и подконтрольного субъектов.

Формы – отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков.

Методы – совокупность приемов и способов его осуществления.

Исходя из этого, классификация ФК будет выглядеть следующим образом (рис 1).

 


Рис.1 Классификация фин. контроля

 

 

  1. В зависимости от вида ФК:

1.1. Внутренний контроль - осуществляется экономическими службами предприятий и организаций (бухгалтериями и финотделами), собственниками предприятий, руководством; а в АО – контрольно-ревизионными комиссиями и др.

1.2 Внешний контроль заключается в проверке фин. деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Его цель – проверка соответствия фин. деят-ти действующему законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления делится на:

1.2.1. Государственный ФК  - контроль со стороны гос-ва как за фин. деятельностью юр. и физ. лиц, так и за собственными финансами. Охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения ВВП.

Делится на:

1.2.1.1. Общегосударственный контроль - проводится относительно любого СХ независимо от его ведомственной подчинённости. В зависимости от того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят направления экономического развития общества, уровень благосостояния населения, а также масштабы теневой экономики. Включает общий контроль: ВРУ, Минфин, КМУ, НБУ, Счетная палата, Фонд гос. имущества, др. органы исполнительной власти. Специальный контроль: Гос. департамент финансового мониторинга (с 2001 г. существенные или сомнительные операции, связанные с легализацией таких доходов); ГНС, ГКРС, Гос. казначейство, Гос. таможенная служба, Гос. комиссия по ЦБ и фондовому рынку, Дирекции государственных целевых фондов; Уполномоченный орган исполнительной власти в сфере регулирования РФУ.

1.2.1.2 Муниципальный контроль – это контроль органов местного самоуправления, осуществляемый органами представительской и исполнительной власти местных Советов через соответствующие комиссии и местные фин. органы. Объект контроля – местные бюджеты, местные целевые фонды, фин.-хоз. деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.

1.2.2. Ведомственный (внутрикорпоративный) контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств или корпораций. Его объектом выступает фин.-хоз. деятельность подведомственных предприятий и учреждений или предприятий, входящих в состав корпоративных объединений. В последние годы в связи с ликвидацией большого кол-ва министерств, появлением новых форм собственности, масштабы этого вида контроля значительно сократились.

1.2.3. Общественный ФК осуществляют:

  • общественные организации (партии, движения, профсоюзы);
  • группы специалистов, образующиеся при комитетах ВРУ, комиссиях Советов народных депутатов, непосредственно на предприятиях;
  • СМИ.

При админ.- ком. системе этот вид контроля был  самым массовым. Его осуществляли партийные органы и комитет общественного контроля (более 10 млн. чел). Реально он не выполнял свои функции по причине непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей.

1.2.4. Независимый (аудиторский) контроль  - независимый внешний ФК, основанный на коммерческих началах. Его осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы - независимые контролирующие органы, по просьбе и за счёт предприятия. Направлен на проверку законности фин. деятельности, целесообразности отдельных фин. операций, реальности и полноты отражения фин. информации в фин. учете и отчетности.  Выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный – предусмотрен законодательством для банков, инвестиционных фондов и компаний; др. фин. учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан и торговлю ЦБ: бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторские проверки могут также  проводиться по инициативе руководства или собственников предприятия.

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, свидетельствующий о его квалификационной пригодности и лицензию – разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.

С целью обеспечения объективности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается их проведение аудитором, который имеет собствен. имущественные интересы, прямые родственные связи с руководством СХ, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником.

                                            

2. В зависимости от стадии осуществления контроля (времени его проведения) различают следующие формы ФК:

2.1. Предварительный контроль проводится до осуществления фин. операций, т.е. до начала движения ден. потоков. Его цель – проверить целесообразность и надежность данной фин. операции, выявить уровень ее риска и предусмотреть способы хеджирования, уяснить соответствие этой операции действующему законодательству, интересам предприятия (бухгалтерия предприятия перед тем, как выписать документы на расходование средств, проверяет целесообразность расходов, их соответствие потребностям, исходя из норм). 

2.2. Текущий контроль осуществляется в процессе фин. операций, т.е. в процессе движения ден. потоков. Его цель – обеспечить реальность прохождения ден. потоков, реализацию их адресности, целевого назначения и соответствия срокам проведения фин. операций (перечисление налогов и сборов, образование фондов ден. средств, осуществление выплат).

2.3. Последующий контроль проводится после осуществления фин. операций и по итогам фин. деятельности за определенный период (месяц, квартал, год). Его цель – проверка реализации стратегии и тактики фин. деятельности того или иного субъекта, а в масштабах общества – процесса реализации фин. политики. Эта форма контроля дает полную и исчерпывающую информацию о фин. деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом. 

 

3. В зависимости от используемых методов (приемов):

3.1. Натуральные, когда контроль осуществляется не по документам, а проверяется наличие ТМЦ (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ);

    1. Документальные, когда контроль проводится по документам (ревизии, поверки).

Документы в свою очередь изучаются  хронологическим или систематизированным методом.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной классификации по видам операций в той последовательности, в которой операции осуществлялись. Этот метод затруднительно применять на крупных объектах, поскольку он не позволяет охватить все фин.-хоз. операции.

Систематизированный метод – это изучение документов в соответствии с определенной системой, т.е. по определенным операциям.

3.2.1. Ревизия – документальный, комплексный метод последующего контроля всей фин.-хоз. деятельности предприятий и организаций на предмет соответствия действующему фин. законодательству, достоверности учета и отчетности. Это также способ документ-го вскрытия недостач, перерасходов, присвоений и воровства средств и мат. ценностей, подтверждения фин. злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт, призванный послужить основой для правильных выводов относительно последующей деятельности предприятия.

 

Виды ревизий:

  • в зависимости от порядка проведения:   - плановые   и внеплановые;
  • в зависимости от охвата вопросов: -  полные   и   -  частичные;
  • в зависимости от полноты изучения док-тов:   - сплошные и     -  выборочные;
  • в зависимости от организационных форм:  - индивид-е,   - бригадные      и

Информация о работе Финансовый контроль