Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов государственной власти за проводимую в стране политику[4,с.238].
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ 1
Финансовый контроль: понятие, цели и задачи и значение. Формы и методы финансового контроля………………………………………………………….3
ЗАДАНИЕ 2
2.1Какие из правоотношений являются финансово-правовыми……………………………………………………………………….8
2.2 Какими правами и обязанностями наделены распорядители бюджетных средств?…………………………………………………………………………9
2.3 Укажите на основные отличия банка от небанковской кредитно-финансовой организации………………………………………………………10
ЗАДАНИЕ 3
Задача……………………………………………………………………………13
Список использованных источников………………………………………….14

Файлы: 1 файл

фин.пр..docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ЗАДАНИЕ 1

Финансовый контроль: понятие, цели и задачи и значение. Формы  и методы финансового контроля………………………………………………………….3

ЗАДАНИЕ 2

2.1Какие из правоотношений являются финансово-правовыми……………………………………………………………………….8

2.2 Какими правами и обязанностями наделены распорядители бюджетных средств?…………………………………………………………………………9

2.3 Укажите на основные отличия банка от небанковской кредитно-финансовой организации………………………………………………………10

ЗАДАНИЕ 3

Задача……………………………………………………………………………13

Список использованных источников………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1

Финансовый контроль: понятие, цели и задачи и значение. Формы  и методы финансового контроля.

     Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов государственной власти за проводимую в стране политику[4,с.238].

     Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

     Финансовый контроль, как правило, рассматривается в двух аспектах (правовом и финансово-экономическом):

Правовой аспект:

- строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Финансово-экономический  аспект:

- неотъемлемый элемент  управления финансами и денежными  потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля[4,с.243].

 

     Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

     Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки и обоснованности эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных явлений и сигнализации о них при необходимости компетентным органам.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью  предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за  выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть  выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя  финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции.    

     Главной целью финансового контроля в исследованиях различного уровня, как в правовой, так и в экономической литературе признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях финансовой системы[8, с.127].

 

     Задачами финансового контроля являются:

     1)Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами всеми субъектами финансовых правоотношений;

     2)Содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях;

     3)Обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

     4)Выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности;

     5)Пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере. Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства[6, с.314].

    

     Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.

     Формы финансового контроля - отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. По формам финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

     Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно «замерять» отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

     Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансовых операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии[6,с.328].

     Методом финансового контроля являются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Основными методами финансового контроля являются: проверка, экономический анализ и ревизия.

     Под проверкой  понимают способ контроля, в процессе  которого устанавливается законность  и достоверность совершаемых  хозяйственных и финансовых операций  по одному или нескольким взаимосвязанным  направлениям финансово – хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

     Самым распространенным  методом финансового контроля  является именно проверка под которой в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников [10].

     Процесс анализа финансового состояния контролируемого объекта предполагает детальное изучение его периодической и годовой финансово – бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов экономической деятельности и ликвидности, обеспеченности капиталом и эффективности использования капитала. 
     Ревизия – способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово – хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых операций, а также ведения бухгалтерского учета в нескольких ли во всех направлениях. 

     В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий и проверок. Их принято классифицировать по определенным принято классифицировать  по определенным признакам:

1) по содержанию (доказательные  и фактические) 
2) по способу назначения (плановые и внеплановые) 
3) по степени охвата данных (сплошные и выборочные) 
4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)[7,с. 269]. 

     Общепринятыми  в мировой практике функциями  государственного финансового контроля  являются:

1. Контроль источников  поступления бюджетных средств;

2. Контроль расходования бюджетных ресурсов;

3.Контроль эффективности  использования государственной  и муниципальной собственности,  проведения ее приватизации, национализации;

4.Контроль над использованием  государственных и муниципальных  внебюджетных фондов;

5.Контроль над обращением  средств бюджета, государственных  и муниципальных внебюджетных  фондов в банках и иных кредитно-финансовых  организациях;

6.Контроль над эффективностью  предоставления и законностью  использования льгот по налогообложению  и полученных дотаций;

7. Пресечение финансовых  злоупотреблений.

Степень использования функций  финансового контроля закладывается  в законодательных и нормативно-правовых актах о соответствующих органах  контроля.[9, с.201]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ 2

     2.1 Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.

     Финансовое правоотношение  является разновидностью правового  отношения, поэтому ему свойственны  все признаки, которые характерны  для любого правоотношения.

     Финансово-правовое отношение:

1) возникает исключительно в  области финансовой деятельности  государства;

2) возникает на основе нормы  финансового права;

3) является по существу экономическим,  т.е. непосредственно зависит  от уровня развития экономики;

4) является имущественным (денежным) отношением;

5) одним из участников этого  отношения всегда выступает само  государство либо уполномоченные  им государственные органы. Эти  органы наделены определенными  властными полномочиями в отношении  других субъектов – организаций,  физических лиц.

 

     Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов  в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

в) они всегда возникают  по поводу денег — денежного платежа  в доход государства, государственного расхода и т.п.

     Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.

     Таким образом, финансово-правовыми правоотношениями являются: в) между субъектом Республики Беларусь и административно-территориальной единицей в связи с выделением последнему трансфертов; г) между гражданином Ивановым и государством в связи с уплатой ежемесячного страхового взноса в пенсионный фонд [5, c.237].

 

2.2 Какими правами и обязанностями наделены распорядители бюджетных средств?

     Исполнение бюджетов  по расходам осуществляется распорядителями  бюджетных средств.

     По объему предоставленных  прав распорядители средств подразделяются  на главных распорядителей и  нижестоящих распорядителей бюджетных  средств.

     К главным распорядителям  относятся министерства, другие  республиканские органы государственного  управления, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение. Главные распорядители  в соответствии с предоставленными  им бюджетными правами:

- распределяют предоставленные  средства между нижестоящими  распорядителями бюджетных средств  и получателями бюджетных средств;

- расходуют бюджетные средства  на содержание того учреждения, которое они возглавляют;

Информация о работе Финансовый контроль