Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить органы, осуществляющие финансовый контроль;
2) рассмотреть характеристику финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;
3) проанализировать правовую природу финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;
4) рассмотреть особенности финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России 5
2. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита 13
3. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Факультет –__________

Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов

Курсовая работа

 

 

 

Выполнил(а)

______________________

___________________________

 

 

Научный руководитель:

_____________________________

___________________________________

 

 

 

_____________________________

(дата)                         (подпись)

 

 

 

 

Москва – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организационно-правовая система финансового контроля в Российской Федерации сегодня не является эффективно функционирующей системой. Эта система скорее состоит из служб, ведомств и органов, на которые возложены определенные контрольные функции, но которые действуют несогласованно и разобщенно, не взаимодействуя друг с другом. Контрольную деятельность этих органов регулируют около 260 законов, постановлений, указов. Такое количество нормативных правовых актов в этой области скорее дезорганизует систему финансового контроля, нежели определяет порядок работы. Многочисленные правовые акты, как правило, повторяют друг друга, полномочия одного органа зачастую дублируются полномочиями другого (например, на федеральном и региональном уровнях). Как результат - отсутствие скоординированности в действиях органов финансового контроля. Такое положение в системе финансового контроля сигнализирует о несформированности этой системы, отсутствии ее целостности.

В России сегодня отсутствует  не только единая система финансового  контроля, но и единая концепция ее формирования. Формирование органов государственного и негосударственного финансового контроля в Российской Федерации все еще продолжается. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового контроля в целом и контрольных органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. Неэффективность этой работы можно связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. При этом работу по совершенствованию организации финансового контроля необходимо начинать с выявления существующих проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, а также факторов, вызывающих эти проблемы.

На основании  вышесказанного объектом исследования выступают теоретико-правовые положения и подходы к исследованию финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Предметом исследования является совокупность правовых отношений в сфере финансового контроля.

 Цель настоящей  работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:

1) определить органы, осуществляющие финансовый контроль;

2) рассмотреть характеристику финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;

3) проанализировать правовую природу финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов;

4) рассмотреть особенности финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Методологической основой курсовой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать правовые отношения в сфере финансового контроля как динамическую категорию, зависящую от различных условий. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Научная новизна курсовой работы определяется тем, что проведено комплексное исследование финансового контроля, осуществляемого органами Министерства Финансов.

Нормативной правовой основой  исследования являются: федеральные законы Российской Федерации, подзаконные акты, нормативные акты министерств и ведомств.

Структура работы обусловлена  предметом исследования и состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Место и роль контрольно-счетных  органов в системе государственного  финансового контроля России

 

Государственный финансовый контроль составляет основу финансовой политики государства. Он является непременным условием обеспечения финансовой стабильности страны, которая напрямую зависит от устойчивого функционирования системы государственного финансового контроля, т.е. от организации и деятельности различных органов контроля за использованием финансовых ресурсов государства.

Система государственного финансового  контроля в Российской Федерации  на сегодняшний день имеет сложную  структуру. Вопросами финансового  контроля в той или иной степени  занимается множество государственных  органов. По мнению Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, на данный момент в стране наблюдается явный переизбыток контролирующих органов. Причем перевес идет за счет системы исполнительной власти, в которой только на федеральном уровне действует 28 различных органов, имеющих самые широкие полномочия в сфере контроля и надзора1.

Органы исполнительной власти направляют и организуют контрольную  деятельность подведомственных ей органов, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. Систему  органов исполнительной власти в сфере финансового контроля возглавляет Правительство Российской Федерации. Оно в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"2 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство в целом ответственно за проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики в стране. Оно также осуществляет постоянный контроль за исполнением федеральных законов, регулирующих финансовые отношения, органами исполнительной власти.

Центральное место в системе  органов исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль, отведено Министерству финансов Российской Федерации. Его полномочия по организации финансового контроля определены федеральными законами и конкретизированы указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства России. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"3 его статус определен как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и в области аудиторской деятельности.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, которые непосредственно осуществляют финансовый контроль. К числу его основных функций отнесено проведение контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Реализуя свои контрольные полномочия в сфере финансов, оно также разрабатывает и утверждает порядки составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и составления отчетности об их исполнении.

Контрольные полномочия Министерства финансов распространяются на все средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому не случайно согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации оно является одним из основных участников бюджетного процесса на федеральном уровне.

Непосредственно в ведении  Министерства финансов Российской Федерации, как уже отмечалось, находятся  такие органы исполнительной власти, которые непосредственно проводят финансовый контроль, как Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) и Федеральное казначейство. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере4. Она выполняет функции контроля за:

- использованием средств  федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

- соблюдением требований  бюджетного законодательства получателями  финансовой помощи из федерального  бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

- исполнением органами  финансового контроля федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления федерального законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Росфиннадзор осуществляет свою деятельность также и через  свои территориальные органы. Им практически  присущи те же функции, что и Федеральной  службе, но на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. В то же время в отличие от компетенции Федеральной службы бюджетно-финансового надзора в Положении о ее территориальных органах5 указывается, что в целях реализации полномочий в установленной сфере они имеют право проводить в установленном порядке ревизии и проверки.

Следующим органом исполнительной власти, которому также отведено важное место в системе финансового контроля, является Федеральное казначейство.

Согласно Положению о Федеральном казначействе6 казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно представляет собой единую централизованную систему и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральное казначейство согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации наделено бюджетными полномочиями. В соответствии с ним оно, в частности, проводит распределение доходов, открывает в кредитных организациях счета по учету бюджетных средств, направляет представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям, устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов, выполняет и другие функции по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Основополагающим звеном в системе государственного финансового  контроля во всех демократических странах принято считать органы контроля по линии законодательной власти. Таким постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации, является Счетная палата Российской Федерации. Наряду со Счетной палатой во всех субъектах Российской Федерации созданы и функционируют аналогичные по решаемым задачам и выполняемым функциям контрольно-счетные органы.

Органы государственного финансового контроля, образованные законодательной властью, являются постоянно действующими и подотчетны только парламентам. В своей деятельности они независимы от органов исполнительной власти и руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов Федерации и региональным законодательством. Основными задачами контрольно-счетных органов являются:

- организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- организация  и осуществление контроля за  соблюдением установленного порядка  распоряжения государственной собственностью;

- определение  эффективности, законности и целесообразности расходов государственных средств;

- финансовая  экспертиза проектов законов,  а также других нормативных  правовых актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  бюджета;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовки предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса;

- выявление  незаконного, нерационального и  неэффективного использования средств  бюджета органами государственной  власти, организациями;

- контроль за  своевременностью и законностью  движения бюджетных средств и  средств государственных внебюджетных  фондов в уполномоченных банках, коммерческих банках и иных  финансово-кредитных учреждениях  и др.

В процессе исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и после завершения очередного финансового года Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы регионов контролируют полноту и своевременность поступлений финансовых средств в доходную часть бюджетов. Они осуществляют проверки законности и эффективности расходования бюджетных ассигнований по всем статьям федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

Информация о работе Финансовый контроль, осуществляемый органами Министерства Финансов