Финансово-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретическое раскрытие финансово-правовой ответственности.
Исходя из поставленной цели настоящей работы определены следующие задачи:
 рассмотреть понятие и признаки финансово-правовой ответственности;
 рассмотреть цели и функции финансово-правовой ответственности;
 рассмотреть принципы финансово-правовой ответственности;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки финансово-правовой ответственности 5
2. Цели и функции финансово-правовой ответственности 9
3. Принципы финансово-правовой ответственности 13
4. Финансовое правонарушение: понятие, структура. 16
5. Понятие и виды финансовых санкций, порядок их применения. 18
Заключение 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Финансовое право.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Карательная и восстановительная  функции финансовой ответственности  взаимосвязаны. Кара и восстановление начинаются с осуждения финансового правонарушителя, в котором содержится отрицательная оценка его действий. В психологическом воздействии со стороны осуждения состоит начальный этап реализации карательной функции финансовой ответственности. В правоприменительном акте компетентного органа, содержащего осуждение, финансовая ответственность индивидуализируется. Одновременно с момента осуждения начинает реализовываться восстановительная функция финансовой ответственности, т.к. в правоприменительном акте содержится та конкретная программа действий, которую правонарушитель обязан выполнить для восстановления и нормализации финансовых отношений.

Карательные и восстановительные  элементы у различных мер финансовой ответственности проявляются по-разному. Штраф и пеня сужают имущественную сферу финансового правонарушителя. Финансовый правонарушитель несет материальный урон, но сужение материальной сферы правонарушителя означает одновременно и восстановление (пополнение) бюджета. Другие меры финансовой ответственности связаны с организационными правоограничениями: приостановление действия лицензии, запрет осуществлять отдельные банковские операции, аннулирование лицензии, ликвидация юридического лица, отзыв лицензии, запрет на открытие филиалов. Восстановительный элемент таких мер заключается в исключении субъекта из финансовых отношений, следствием чего выступает их нормализация. Предупреждение, предписание об устранении допущенных нарушений носят разовый порицающий характер, но и они обладают восстановительной функцией, т.к. прямо указывают на необходимость восстановления нарушенных общественных отношений.

 

3. Принципы финансово-правовой  ответственности

В различные периоды  истории штрафы и другие взыскания  были большим или меньшим доходным источником государства. Особенно значительными эти поступления были в периоды социальных потрясений. Как отмечал И.М. Кулишер, «в эпоху террора гильотина доставляла больше денег, чем станок, выделывающий ассигнации»16.

Порой имущественные взыскания  устанавливаются не для того, чтобы пресечь какие-либо правонарушения, а действие объявляется правонарушением лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму. «Сначала конфискуют, чтобы наказать, а затем наказывают, чтобы конфисковать». В этих условиях государство заинтересовано в том, чтобы законы как можно чаще нарушались и больше средств поступало в бюджет. Такой подход И.М. Кулишер сравнивал «с турецкой манерой давать пашам сначала наживаться, а затем эту впитавшую в себя губку выжимать в казну султана»17.

Это практиковалось и  на первом этапе становления современной российской налоговой системы (1992—1998 гг.). По некоторым данным, в общей сумме платежей, которые поступили и должны были поступить в бюджет, 25,2% составляли штрафы, т.е. каждый четвертый бюджетный рубль был штрафным18.

Большие размеры санкций  за нарушения финансового законодательства не улучшают финансовой дисциплины. По признанию одного из руководителей Госналогслужбы России, «сомнительно, однако, чтобы карательные санкции помогли, — они и без того превышают все разумные пределы: в настоящее время на тысячу рублей налогового долга приходится 2052 рубля штрафов. Все это не способствует нормальной работе предприятий, а бизнес уводит в теневой сектор»19.

 

По смыслу ст. 57 Конституции  РФ налоги и сборы — это единственные платежи, взимаемые с использованием государственного принуждения с целью формирования доходов государственного бюджета. Иным принудительным платежам должны быть свойственны иные цели их установления. Когда же при взимании таких принудительных платежей преследуются фискальные цели, то налицо нарушение конституционных основ.

Таким образом, вопрос о  соблюдении определенных принципов  установления мер финансовой ответственности является актуальным. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что «в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права»20.

Принцип законности.

Принцип законности —  принцип четкой определенности норм права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований.

В частности, применение правовых норм не должно зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц. Правоприменительная деятельность должна осуществляться на основании и в соответствии с законодательством.

Принцип соразмерности.

Наказание за финансовое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, форму вреда и, во-вторых, его размер.

Мера ответственности  должна быть адекватна правонарушению.

Действовавший в 1992—1998 гг. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» устанавливал штраф за занижение  и сокрытие дохода (прибыли), исчисляемый исходя из размера налоговой базы, без учета реальной задолженности нарушителя перед бюджетом. Эта норма Закона была признана неконституционной как нарушающая принцип справедливой ответственности21.

При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям.

Таким образом, штрафы за финансовые правонарушения, приводящие к невыполнению финансового обязательства, должны учитывать последствия неправомерных действий (бездействия) и устанавливаться с учетом размера образовавшейся недоимки.

Принцип однократности.

При установлении наказания  за нарушение финансового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности — никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.

Принцип индивидуализации наказания.

Меры ответственности  должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Принцип полного  возмещения причиненного вреда.

Согласно принцип полного возмещения причиненный вред подлежит компенсации в полном объеме.

 

4. Финансовое правонарушение: понятие, структура.

Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей – налоговые правонарушения и нарушения бюджетного законодательства22.

В связи с этим, финансовое правонарушение – это противоправное (в нарушение финансового законодательства), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом финансового правоотношения, за которое финансовым законодательством установлена ответственность. Исходя из положений общей теории права, выделяются следующие признаки финансового правонарушения: общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость.

В юридической литературе выделение общественной опасности  как признака финансовых правонарушений считается спорным, но общественная опасность финансовых правонарушений очевидна и рассмотрена во многих научных работах, в определениях финансовых правонарушений, данных в Налоговом Кодексе РФ и Бюджетном Кодексе РФ. Общественная опасность налоговых и бюджетных правонарушений выражена в существенном влиянии на состояние экономики и экономическую безопасность государства23.

Элементы состава финансового  правонарушения: объект посягательства, объективная сторона, субъект посягательства и субъективная сторону.

Объектом финансового  правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления, на которые посягает финансовое правонарушение.

Объективная сторона  финансового правонарушения - это  система признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, которое заключается в действии или бездействии, запрещенном финансовым законодательством. К системе признаков, образующих объективную сторону относится: время, место, характер совершенного деяния, наступившие вредные последствия, повторность, момент совершения (окончания) правонарушения, его систематичность.

Под субъектом посягательства следует понимать лицо, совершившее  правонарушение. Субъектами финансовых правонарушений могут быть общественно-территориальные  образования, органы государственной власти и местного самоуправления, физические лица и организации.

Особое внимание стоит  уделить субъективной стороне финансового  правонарушения, которая заключается  в наличии вины лица, совершившего противоправное деяние. Однако субъективная сторона не всегда учитывается при привлечении к финансово-правовой ответственности, например, при совершении бюджетных и банковских правонарушений. Важнейшим принципом юридической ответственности был и остается принцип ответственности за виновные деяния. Данный принцип находит свое выражение в обязательном наличии в составе любого правонарушения основного элемента – субъективной стороны. Поэтому, виновность следует считать обязательным признаком финансового правонарушения.24

 

5. Понятие и виды финансовых санкций, порядок их применения.

Финансово-правовые санкции - это меры финансово-правовой ответственности, применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим и организациям за нарушение финансового  законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, имущественного или организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями.25

В финансовом праве применяются  санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные  санкции направлены:

  • на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением,
  • на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства.

Принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового  законодательства, имеет место при  взыскании недоимки и пени.

Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.

Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового законодательства, можно считать законную неустойку, применяемую в гражданско-правовых отношениях.

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой  денежную сумму, определенную законом  или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновидностей неустойки является пеня, которая может быть договорной и законной. Законная неустойка устанавливается законодательством и применяется независимо от соглашения сторон.

Наибольшее распространение  пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом  праве.

Согласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Государственное принуждение  прослеживается в механизме взыскания  пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы  компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня это дополнительное обременение для правонарушителя.

Размер пени как финансово-правовой санкции определен в законодательстве - НК РФ, БК РФ др.

Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

Штрафы за нарушения  финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в  законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Информация о работе Финансово-правовая ответственность