Финансовое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 06:56, реферат

Описание работы

Понятие, предмет и метод регулирования финансового права. Система, принципы и источники финансового права. Нормы финансового права: понятие, особенности, виды и структура.

Файлы: 1 файл

Финансовое право как отрасль российского права.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

На протяжении тысячелетий вплоть до становления товарно-денежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Соответственно, общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) был также мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн. В силу этого никакого заметного регулирующего воздействия на материальное производство бюджет не оказывал, да и не мог оказать.

Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа. Первый — неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена — бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета. Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода.

3)Финансовая система  РФ

Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.

Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.

Финансовая система РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.

Финансовая система РФ состоит из:

финансов предприятий, государства и населения;

государственного бюджета;

внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

государственного кредита;

фондов страхования.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан

Финансы предприятий - это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства - это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения - совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит - это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования - это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

В качестве проблем нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

 

диспропорции развития экономической системы;

недостаточные темпы развития экономики;

отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;

излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;

низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.

Подсистемами именуют крупные компоненты сложных систем, которые, как правило, в свою очередь представляют собой сложные системы.

В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться фондовый рынок, казначейская система, финансовое право, страхование, фондовый рынок и т. д.

 

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований

1)Понятие и  принципы финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований

Финансы объективно необходимы, но проявляются они не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства и органов местного самоуправления, направленной на создание, распределение и использование определенных (централизованных и децентрализованных) фондов денежных средств, которая в юридической литературе получила на звание "финансовая деятельность".

Финансовая деятельность - особый вид государственной деятельности, поскольку ее осуществляют органы государства всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах своей компетенции, а также особый вид деятельности местного самоуправления. Поэтому, можно сказать, что финансовая деятельность - это организационная деятельность компетентных органов государства и муниципальных образований по образованию, распределению и использованию централизованных денежных фондов, непосредственно обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития.

Финансовая деятельность государства напрямую зависит от формы государства, (в частности, от установленной в нем формы правлении и от политического режима), которая непосредственно влияет на базисные экономические отношения.

Можно предположить наличие следующих четырех основных задач, стоящих перед государством и муниципальным образованием при осуществлении ими финансовой деятельности:

1.планомерное формирование и распределение централизованных денежных фондов в соответствии с целями государства и муниципальных образований:

2.обеспечение надлежащих условий для формирования децентрализованных фондов, как находящихся в собственности государства, так и частных, согласующихся с экономической политикой государства;

3.контроль за законным и целесообразным использованием фондов денежных ресурсов (финансовый контроль);

4.экономическое стимулирование общественного производства.

Следует выделить основополагающие конституционные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

1.Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в доведении до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных проектов: финансово-плановых актов, в том числе федерального бюджета, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип федерализма как основополагающий в области финансовой деятельности. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основных конституционных положений, закрепляющих правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Также, этот принцип означает разделения государственной власти между различными уровнями федеративной системы, что является важнейшим фактором ее стабильности и эффективности функционирования. Поиск оптимальной модели такого разграничения приобретает особое значение для современной России в условиях многообразия ее региональной структуры, ориентации субъектов на обеспечение своей самостоятельности и приоритета принципа централизации.

4. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства, в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституцией.

Формирующаяся и стремительно развивающаяся правовая система Российской Федерации характеризуется следующими конституционными признаками.

Во-первых, закреплено двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство (ст. I, 4, 5 Конституции РФ). При этом в состав правового пространства России включается как федеральное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, действующих на всей территории страны, так и законодательство субъектов в составе Российской Федерации как совокупность нормативных правовых актов, принятых органами власти субъектов Федерации в пределах их компетенции.

Во-вторых, конституционными нормами урегулированы сферы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Основы разграничения полномочий заложены Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Законодательная компетенция Федерации и ее субъектов зафиксирована Конституцией РФ прежде всего путем перечисления отраслей законодательства, отнесенных к ведению только Федерации и совместному ведению, а затем путем определения объектов законодательного регулирования Федерации (ст. 71), а также Федерации и ее субъектов (ст. 72).

В-третьих, гарантирована самостоятельность субъектов РФ в сфере законотворчества (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Каждый субъект Федерации имеет свое законодательство, республика конституцию, иные субъекты - устав. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В-четвертых, введена общая процедура разрешения юридических коллизий путем отнесения к ведению Федерации федерального коллизионного права (п. "п" ст. 71 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ правовая система Российской Федерации выступает как целостный, непротиворечивый нормативно-правовой механизм.

5. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также бюджеты: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.

 

 

3)Методы финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе - поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

правовые (выражаются в установлении или применении норм права);

организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

добровольные;

обязательные;

смешанные;

2) методы распределения  и использования фондов денежных  средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);

обязательных взносов (платежей) в различные фонды;

добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);

взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);

страхования (образование страховых фондов);

эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);

кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права