Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 08:25, реферат

Описание работы

Финансовое право, как и любая иная отрасль Российского права, имеет свой предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Файлы: 1 файл

Реферат по дисциплине.docx

— 31.88 Кб (Скачать файл)

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171  (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”. 

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов  о федеральном бюджете на соответствующий  год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий  год, нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов  РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”. 

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах  и сборах состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии с ним  федеральных законов о налогах  и (или) сборах”. 

В соответствии со ст. 3 ГК РФ “Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и  принятых в соответствии с ним  иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ”.  

Однако следует  помнить, что в соответствии с  п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или  ином властном подчинении одной стороны  другой, в том числе к налоговым  и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено  законодательством.

2.5 Финансово-правовые  нормы - содержание, виды, структура 

Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные  именно для данной отрасли. 

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие  в процессе планового образования, распределения и использования  государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих    задач. 

Это выражается в  особенностях:  

а) содержания финансово-правовых норм;  

б) характера установления в них предписаний;  

в) мер ответственности  за нарушение предусмотренных правил;  

г) способов защиты прав участников финансовых отношений. 

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения  в общественных отношениях, возникающих  в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических  прав и возложении на них юридических  обязанностей, осуществление которых  обеспечивает планомерное образование  и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов  местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. 

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. 

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое  закрепляет юридические права и  юридические обязанности их участников. 

Виды финансово-правовых норм. В зависимости от характера  воздействия на участников финансового  отношения нормы финансового  права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. 

Обязывающие нормы  устанавливают определенные права  и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы  налогового права предписывают субъектам  налоговых отношений при наличии  определенных условий уплатить налог  в определенном размере и в  определенный срок. 

Запрещающие нормы  содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность  участников финансовых отношений воздержаться от них. 

Так, запрещено изымать  из местных бюджетов дополнительно   полученные органами местного самоуправления доходы и суммы превышения доходов  над расходами, образующиеся на конец  года в результате увеличения поступлений  доходов или экономии по расходам. 

Уполномочивающие  нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. 

Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения. 

Подавляющее число  норм финансового права носит  обязывающий характер. 

В зависимости от своего содержания нормы финансового  права могут быть материальными  и процессуальными.  

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем  денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. 

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают  порядок деятельности в области  сбора, распределения и использования  государственных денежных фондов (доходов). 

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности  этой отрасли права. 

Гипотеза указывает  на условия действия финансово-правовой нормы. 

Например, обязанность  предприятия уплатить в государственный  бюджет налог на прибыль реализуется  при условии, если оно имеет расчетный  счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль  и др. 

Диспозиция устанавливает  содержание самого правила поведения, то есть предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению  или использованию государственных  финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного  поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.  

Санкции определяют меры ответственности, применяемые  к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции отличаются от других санкций рядом особенностей. Они имеют денежный характер и  содержат меры принудительного воздействия  на нарушителей норм через его  денежные фонды и средства. При  изъятии денежных средств путем  финансово-правовых санкций характерным  является зачисление их в государственную  бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд. Эти  санкции распространяются на организации, должностных лиц и граждан. Причем возможно одновременное применение финансово-правовых санкций к должностному лицу и к организации. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. 

За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций  могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового  и иного воздействия.

2.6 Финансовые правоотношения

2.6.1 Понятие, содержание, субъекты 

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных денежных фондов и  доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения. 

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают  в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов  в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной   власти; в) всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д. 

Эти три отличительные  черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. 

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают  два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный. 

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями. 

Субъекты финансового  правоотношения. Следует различать  понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового  правоотношения” 

Субъект финансового  права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.  

Субъект финансового  правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. 

Юридические права  и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам  финансового права 

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и  организации, не наделенные правами  юридического лица), государственные  образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт, соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).  

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими  лицами (гражданами); между физическими  лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового  правоотношения определяется видом  финансового правоотношения.

2.6.2 Классификация  финансовых правоотношений 

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований. 

А). По материальному  содержанию они делятся, в зависимости  от подотрасли, раздела,  института финансового права, на следующие виды: 

бюджетные правоотношения;  

налоговые правоотношения;  

неналоговые правоотношения;  

финансовые правоотношения в области государственного кредита;  

финансовые правоотношения в области страхования;  

правоотношения, возникающие  при осуществлении государственных  расходов, в том числе и при  сметно-бюджетном финансировании;  

финансовые правоотношения в области банковской деятельности;  

финансовые правоотношения, возникающие в области денежного  обращения и расчетов;  

валютные правоотношения.  

Б). По субъектам финансового  правоотношения делятся на: 

возникающие между  органами государственной власти; между  органами государственной власти и  управления общей компетенции;  

между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;  

между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;  

Информация о работе Финансовое право как наука и учебная дисциплина