Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Необходимость функционирования финансов связанна с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, выполнять социально-экономические программы , обеспечивать оборону и безопасность страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма.

Файлы: 1 файл

finansy_i_finansovaya_istema_Rossii-3_1.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

-  через финансовое воздействие.

Если при централизованной системе управления экономикой устанавливались  строгие границы деятельности предприятий по выпуску продукции, прибыли, себестоимости и другим показателям, то в настоящее время осуществляется воздействие с помощью экономических рычагов и стимулов (налогов, льгот, дотаций и т. д.).

В основе организации  финансов предприятия лежат следующие принципы:

-  самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности;

-  самофинансирование;

-  заинтересованность в результатах работы;

-  ответственность за эти результаты;

-  образование финансовых резервов;

- разделение средств на собственные и заемные;

- первоочередность выполнения  обязательств перед бюджетом  и государственными внебюджетными  фондами;

 -  финансовый контроль за деятельностью предприятия.

В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений организаций:

- с контрагентами – по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фондов накопления и потребления, поощрительных фондов и др.);

- с организациями и предприятиями – по поводу распределения финансов; при этом движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение различных паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других предпринимательских организаций и государства, получение по ним дивидендов и др.);

- с потребителями продукции, вступая в контакты с которыми, предприятия самостоятельно выбирают форму и вид договоров, определяют условия выполнения обязательств и порядок установления санкций, формируют цены на свою продукцию и услуги, оценивают обоснованность цен поставщиков. Перечисленные факторы существенно влияют на конечные финансовые результаты;

- со страховыми организациями – по поводу различных видов обязательного и добровольного страхования;

- с банковской системой – по поводу расчетно-кассового обслуживания в связи с получением и погашением ссуд, уплатой процентов, а также предоставлением банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;

- с государством – по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа денежных отношений реализуется через внесение в бюджет и внебюджетные фонды различных налогов, сборов, взносов и др. С другой стороны, осуществляется бюджетное финансирование непроизводственной сферы, целевых программ и др.;

-  с вышестоящими управленческими структурами – "вертикальные" и "горизонтальные" взаимосвязи по поводу внутрикорпоративных перераспределений финансовых ресурсов.

Эти группы денежных отношений  и составляют в целом содержание финансов.

Действующий экономический механизм хозяйствования организаций в России сложился в 1991-92 гг. С тех пор в него внесено огромное число поправок и дополнений, усовершенствований и других новшеств, но его принципиальная схема остается неизменной. Более того, инновации неминуемы и в дальнейшем.

Государственные и  муниципальные  финансы - публичные (государственные и муниципальные) финансы обеспечивают осуществление большинства функций государственных и муниципальных образований (публичных функций). Эта роль публичных финансов в наглядной форме отражается во взаимосвязях. Следовательно, основное соотношение между категориями публичных финансов и публичных функций заключается в том, что объём и структура государственных и муниципальных финансов обусловлены объемом и структурой функций государственных и муниципальных образований. Рассмотрим это соотношение более подробно.

Любая функция (направление деятельности) в сфере общественных отношений может осуществляться за счет публичных финансов (организациями и гражданами в рамках частноправовых отношений) и за счет публичных финансов (государственными и муниципальными образованиями в рамках публично-правовых отношений). При этом формами публичных финансов являются индивидуальные платежи в бюджет лиц, в интересах которых осуществляются соответствующие действия (сборы), и обезличенные индивидуально – безвозмездные платежи в бюджет (налоги).

Критериями оптимизации объёма и структуры публичных финансов как средства осуществления функций публичных образований являются: возможность использования результатов деятельности в соответствии с её назначением (в частности, невозможность выполнения действий, имеющих юридическое значение, частными образованиями). Независимость органов публичной власти при осуществлении конкретных действий, имеющих юридическое значение, от экономических интересов органов публичной власти в целом или их отдельных должностных лиц. Эффективность организации соответствующей деятельности, определяемая по отношению результатов деятельности к затратам на их получение, включающим затраты непосредственно на организацию деятельности, на её финансирование и на определение объёмов использования её результатов отдельными лицами (с учетом того, что эффективность экономической деятельности организаций – монополистов, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, при прочих равных условиях ниже, и того, что осуществление платной деятельности государственными и муниципальными учреждениями противоречит цели их создания – оказанию общественных услуг за счет бюджета). Жесткость контроля за ценными бумагами (тарифами) на товары (работы, услуги), реализуемые организациями – монополистами (в частности, установление размеров цен и тарифов на товары, работы, услуги, реализуемые исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, соответствующими представительными органами). Степень обеспечения социальной справедливости (то есть соответствия размеров платы отдельного лица за использование результатов какой-либо деятельности объемам этого использования). Максимальная свобода общественных отношений (то есть их минимальное государственное или муниципальное регулирование, обусловленное только необходимостью защиты одной из сторон общественных отношений, которая априори слабее другой стороны).

Исходя из изложенного выше, можно  предложить классификацию основных платежей, совершаемых гражданами основных платежей, совершаемых гражданами и организациями в рамках гражданско-правовых и публично-правовых отношений, в зависимости от степени их регулирования.

В отличие от других стран, в которых  развито местное самоуправление, в России большая доля расходов местных (городских, районных, поселковых) бюджетов идет на содержание и дотации коммунальному хозяйству (до 30% всех трат), и содержание социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, детские дома и дома престарелых и т. п.) – 55-60% всех расходов. Только 10-15% уходит на зарплату муниципальным служащим (местным чиновникам, врачам, учителям, дворникам ЖЭУ и т. д.). Для сравнения: в странах Западной Европы 70-80% расходов муниципалитетов уходит на зарплаты и 20-30% - на финансирование муниципального хозяйства.

Все эти расходы непосильным грузом ложатся на местные власти. Главы городов и поселков мечутся между чиновниками краевых и областных администраций, выпрашивая у них деньги на покрытие громадных дефицитов местных бюджетов; ведут переговоры с директорами региональных подразделений РАО ЕЭС России и поставщиками угля и мазута, упрашивая первых не отключать от тепла и света жилые кварталы, а вторых – поставить необходимое для обогрева и освещения населенных пунктов топливо в долг (так как денег нет, а людей нельзя оставлять без тепла и свет); объясняются с разгневанными водителями муниципальных автобусов, которые не получаются зарплату и не имеют денег на покупку бензина, и слесарями – сантехниками и ЖЭКов, коим бюджет платит гроши (к тому же нерегулярно и в последнюю очередь); пытаются найти компромисс между главврачами муниципальных больниц, у которых нет средств даже на бинты и шприцы, и директорами школ, у которых нет средств даже на покупку мела и зарплату уборщицам.

Финансы домашних хозяйств - в связи с переходом к рыночным отношениям в отечественной экономике произошли и продолжают происходить серьезные изменения. Одним из результатов становления рынка является рост экономической самостоятельности домашних хозяйств. Современное домашнее хозяйство, действующее в условиях смешанной экономической системы, является независимым хозяйствующим субъектом. Будучи таковым, домашнее хозяйство принимает множество самостоятельных хозяйственных решений, в свою очередь оказывающих существенное влияние на развитие национальной экономики. Именно поэтому современная экономическая наука проявляет все больший интерес к изучению домашнего хозяйства как самостоятельного субъекта рыночных отношений. Все более пристальное внимание домашнему хозяйству уделяет и теория финансов – специфическая область экономической науки. Понятие «финансы домашнего хозяйства» все чаще используется в исследованиях отечественных ученых.

Однако к настоящему времени  российская финансовая наука еще не выработала единой точки зрения о возможности выделения финансов домашнего хозяйства в качестве самостоятельного объекта исследования. Определить собственную теоретическую позицию по этому поводу невозможно без тщательного анализа содержания экономической категории «финансы».

Основным критерием  отличия финансового хозяйства  от частного, экономисты считали его целевую направленность, заключавшуюся в удовлетворении общественных потребностей.24

Взгляды представителей классической школы легли в основу исследований большинства российских ученых, исследовавших закономерности развития финансовых отношений во второй половине XX в. «В советское время - время превалирования общегосударственной собственности, понятия «финансы» и «государственные финансы» означали одну и ту же группу отношений … особых противоречий в теории не возникало».25 - отмечает проф. Б.М. Сабанти.

Традиционные постулаты  и сегодня являются исходными  для многих российских ученых, область  научных интересов которых связана  с финансовой теорией. Совершенно естественной с позиции последователей классической финансовой школы выглядит точка зрения, заключающаяся в том, что финансами можно считать только те денежные отношения, которые возникают при формировании и использовании централизованных фондов денежных средств для удовлетворения государством общественных потребностей, а, следовательно, категория «финансы домашнего хозяйства» не является самостоятельным объектом исследования финансовой науки.26

Большинство же российских исследователей полагают, что в условиях современной рыночной экономики  сфера финансовых отношений расширилась, и сегодня любой сектор экономики «пронизан сетью финансовых отношений». Поэтому исследования в области финансов домашнего хозяйства становятся все более актуальными и представляют несомненный интерес.27 Признавая необходимость изучения в рамках финансовой науки финансов домашнего хозяйства, эти ученые по-разному подходят к толкованию содержания данной категории. Проведенное исследование позволяет выделить, как минимум, два подхода к его трактовке. Один из подходов заключается в определении финансов домашнего хозяйства как системы денежных отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов домашнего хозяйства и их воспроизводства28 по поводу формирования и использования семейных бюджетов29 и т.д. Отметим социальную направленность данного подхода. Второй подход к трактовке анализируемой категории основан на результатах исследований проведенных в рамках неоклассической финансовой школы, сложившейся в середине XX в. В настоящее время его придерживаются в основном зарубежные ученые, такие как: З. Боди, Р.К. Мертон, Л. Гитман, Р. Паркер и др. В рамках данного подхода термин «финансы» определяется как наука об управлении дефицитными денежными ресурсами или используется как обобщенный термин, применяемый для характеристики монетарных ресурсов и способов их генерирования и использования. Отметим прикладную направленность этого подхода. С нашей точки зрения данный подход вполне приемлем и для определения содержания категории «финансы домашнего хозяйства».

Выводы, сделанные по результатам проведенного анализа, позволяют автору утверждать, что  и первый, и второй подход к трактовке  содержания категории «финансы домашнего  хозяйства» имеют право на существование, они не противоречат, а напротив дополняют друг друга, позволяя полнее раскрыть социально-экономическую сущность исследуемой категории. Однако дефиниции, данные в рамках этих подходов, требуют определенного уточнения, поскольку: во-первых, терминология, использованная в процессе их формулирования не всегда корректна, а, во-вторых, они требуют и некоторой адаптации в целях настоящего исследования. Подход к трактовке исследуемой категории заключается в следующем: с теоретической точки зрения финансы домашнего хозяйства - это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности; с точки зрения прагматичного (прикладного) подхода финансы домашнего хозяйства - это совокупность его финансовых активов и обязательств, а также способов эффективного управления ими в условиях рыночной экономики.30

Важным элементом финансовых активов домашних хозяйств являются сбережения. Существуют различные взгляды на содержание категории «сбережения» и роль сбережений в развитии национальной экономики. Представления ученых о сбережениях домашних хозяйств развивались в течение длительного периода. Наиболее распространено определение понятия «сбережения» данное Дж. Кейнсом: сбережения - превышение дохода над потребительскими расходами. Насколько я могу судить – полагает Дж. Кейнс – это утверждение, представляет собой хотя бы одну твердую точку опоры в исследованиях сбережений, и с ним согласны все.31 Однако некоторые современные российские исследователи полагают, что традиционное определение сбережений является не совсем точным, что содержание исследуемой категории изменилось.32 Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что указанные Кейнсом мотивы сбережения вряд ли могут измениться. Под влиянием социально-экономических условий может измениться лишь роль того или иного фактора, определяющего сберегательный процесс. Однако под влиянием этого фактора сбережения не перестанут быть сберегаемой частью дохода домашнего хозяйства, превышающей его потребительские расходы.

С целью устранения терминологической  путаницы, имеющей место в отечественных  публикациях и заключающейся  в отождествлении качественной и  количественной характеристик потребления и сбережения - отождествлении содержания данных экономических процессов и их результатов в диссертации предложен подход к трактовке экономических категорий «потребление», «сбережение», «потребляемая часть дохода», «сберегаемая часть дохода» («сбережения»). Исходя из неоклассической трактовки категории «финансы» сбережения рассматриваются нами как часть финансовых активов домашних хозяйств, используемую для удовлетворения индивидуальных потребностей и получения дополнительного дохода в будущем.

Информация о работе Финансовая система РФ