Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Необходимость функционирования финансов связанна с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, выполнять социально-экономические программы , обеспечивать оборону и безопасность страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма.

Файлы: 1 файл

finansy_i_finansovaya_istema_Rossii-3_1.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Выходить из экономического кризиса Россия начала только в 1904 г. Но ее ждали новые потрясения — Русско-японская война 1904—1905 гг. и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг.

В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи  начало улучшаться. Общий прирост промышленной продукции за 1908—1913 гг. составил небывалую величину — 50,8%. Экономический подъем способствовал процессу финансового оздоровления страны: восстановлению равновесия на рынке капиталов, преодолению дефицита, финансовых средств, росту объемов доходов государственного бюджета. Впервые за долгие годы Российская империя смогла погасить часть государственного долга.

Первая мировая война  прервала широкое развитие банковской системы. Россия испытывала огромную потребность в денежных средствах для финансирования войны. В 1914—1916 гг. правительство России производило массовые ежегодные выпуски билетов Государственного казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровождаемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.

Следствием роста денежной массы, не подкрепленной товарным производством, стало падение покупательной способности рубля. Наступала затяжная и жесткая инфляция. Качественные изменения произошли и в денежном обращении. Закон от 27 июля 1914 г. отменил размен кредитных билетов на золото. И тут же начался процесс его исчезновения из обращения — тезаврация золота. Постепенно из обращения исчезали серебряные монеты, потом — медные. И в конце 1916 г. русское денежное обращение состояло уже только из различных бумажных денежных знаков, монеты практически отсутствовали.

Выпуск бумажных денег  регулировался эмиссионным законодательством. Эмиссионный процесс был сосредоточен в Государственном банке. Денежная масса в основном состояла из банковских кредитных билетов.

Ко времени Февральской  революции фактическое металлическое обеспечение кредитных билетов составляло около 13%. Сокращался золотой запас страны. Рубль, став бумажным внутри страны, постепенно превратился в замкнутую валюту и на внешних рынках. Для преодоления инфляции и стабилизации обесценивающегося рубля необходимы были прекращение войны и переход на мирные рельсы развития. Однако Февральская революция и Временное правительство отвергли этот путь. И это, конечно же, предопределило дальнейшее углубление процессов внутреннего и внешнего обесценения бумажной валюты.8

В феврале 1917 г. в стране сложилось тяжелейшее финансовое положение.

Крупным шагом в перестройке  финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов.

В 1932 г. общие нормы  распределения прибыли были устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюджет, за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой прибыли.

В 1938 г. завершилось формирование бюджетной системы СССР. Местные  бюджеты и бюджет социального  страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета, расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом доходов.9

В 30-е гг. XX в. правительство СССР последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) принципиальных изменений в финансовой системе страны не произошло. В связи с финансовыми потребностями ведения войны произошло усиление централизации финансовых ресурсов государства, через финансово-кредитную систему производились перераспределения национального дохода в пользу военных расходов. Были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочных вложений — все это шло непосредственно на удовлетворение нужд войны.

В послевоенные годы бюджет государства был подчинен решению задачи по ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный  механизм была предпринята в 1965 г. путем  проведения реформы, направленной на усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства. Реформа предусматривала организацию новой системы экономического стимулирования.10

В 70-е гг. усилилось общее расстройство финансового хозяйства страны, что, безусловно, сказалось на развитии бюджета. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход.

В первой половине 80-х гг. в целях  совершенствования хозяйственного механизма страны проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, а позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование.

Однако все эти мероприятия  не привели к росту финансовых ресурсов страны. Возник дефицит государственного бюджета. А бюджетный дефицит  в свою очередь негативно воздействовал  на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.

 

1.2 Понятие и структура финансовой  системы России на современном  этапе развития

 

 

Мировая финансовая система, так же как и национальные финансовые системы, в том числе и российская финансовая система, переживает в настоящее время тяжелый кризис, вызвавший волну недоверия к финансовой системе и к государственному управлению финансами.

Экономисты указывают  на три основные причины кризиса: во-первых, ошибки государственного регулирования; во-вторых, циклическое развитие экономики11; в-третьих, провал сложившейся финансовой системы12.

Поскольку финансовый кризис коснулся практически всех стран, которые так или иначе связаны  экономическими отношениями между  собой, назрела необходимость рассматривать мировую финансовую систему как институционально - или структурно 13- правовую форму организации финансовых отношений. Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы, представляющей собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы.

Одним из приоритетных направлений в формировании финансовой системы является усиление ее роли в борьбе с финансово-экономическим  кризисом. При этом необходимость  реформирования финансовой системы представляется базовым условием успешного построения цивилизованных рыночных отношений в стране.

Термин "финансовая система" является в настоящее  время одним из самых распространенных и часто используемых в нормативно-правовых актах, судебных решениях, средствах массовой информации, в выступлениях главы государства, председателя Правительства РФ. Однако законодательного определения оно не имеет, отсутствует и единый концептуальный подход ученых к выработке рассматриваемой дефиниции. Следует также отметить ее сложный характер, так как можно выделить следующие аспекты: исторический, политический, экономический и правовой.

В основном ученые рассматривают финансовую систему  как совокупность звеньев (элементов, частей, т.е. ее составляющих) или как совокупность конкретных органов. Так, определяя финансовую систему в экономическом аспекте как "внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений", Н.И. Химичева отмечает, что рассмотрение данного термина как системы финансовых органов "ведет к размыванию предмета изучения, его неясности"14. Противоположной точки зрения придерживался А.И. Худяков15.

Е.М. Ашмарина рассматривает  финансовую систему с нескольких сторон: с одной стороны - как совокупность целевых фондов, с другой - комплекс общественных отношений, как связанных с образованием, распределением и использованием этих фондов, так и сопутствующих этому процессу, а также как совокупность органов, принимающих участие в финансовой деятельности государства, связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств16.

Следует отметить, что дискуссионность определения  термина "финансовая система" напрямую связана с предметом финансового права, с очерчиванием его границ, с такими категориями финансового права, как финансовая деятельность, финансовая дисциплина.

Комплексный характер термина "финансовая система" определяется тем, что данное понятие должно являться объектом научных исследований ученых-экономистов, финансистов, административистов, поэтому основной задачей при рассмотрении данного термина представляется выделение круга общественных отношений, попадающих в сферу действия норм таких отраслей российского права, как финансовое, административное. Актуальность проблем в сфере международной финансовой системы обусловлена мировым финансово-экономическим кризисом и связана с необходимостью укрепления ее архитектуры в целях предотвращения аналогичных потрясений в будущем, предотвращения дальнейшего распространения кризиса.

Наиболее спорным  представляется вопрос об определении  финансовой системы в правовом аспекте.

С.В. Запольский подчеркивает, что  для определения финансовой системы  как правовой категории необходимо существование правовой дефиниции или юридической концепции, в которой это понятие имеет правообразующее значение, поэтому он определяет финансовую систему как "явление собирательное и, таким образом, не имеющее собственного правового значения"17. Отметим, что юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений18.

Особое внимание необходимо уделить  принципам построения финансовой системы.

Н.И. Химичева отмечает, что функционированию финансовой системы в целом свойственны определенные принципы, которые находят закрепление в законодательстве. При этом известный ученый подчеркивает, что их выявление и "четкое формирование в нормах права, в первую очередь в общей части финансового как его принципов имело бы существенное значение для определения финансовой деятельности государства соответственно конституционным основам"19.

Системные требования, принципы построения финансовой системы: законность, гласность, строгая финансовая отчетность, исполнение финансовых обязательства, исполнение финансовой дисциплины, экономическая эффективность и обоснованность принятия решений, основанная на обобщающем анализе и конкретных расчетах, обеспечение социальной направленности финансово-правового регулирования. Создание эффективно действующей финансовой системы предполагает постоянную и кропотливую работу государства как в сферах права, в том числе и административного принуждения к исполнению закона, так и в сферах формирования институциональных основ финансовых отношений"20.

Финансовая система  должна соответствовать принципам: устойчивость, стабильность финансовой системы, принцип взаимодействия и  согласованности финансового контроля и государственного управления с  государственными и финансовыми  органами, принцип федерализма.

Кроме того, и  ученые, и законодатели допускают  смешение терминов "финансовая система" и "бюджетная система", "финансовая система" и "валютная система"21.

Резюмируя вышеизложенное, финансовую систему можно определить как основанную на определенных принципах взаимосвязанную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов органами, осуществляющими финансовую деятельность.

Следует отметить, что текущая экономическая  ситуация создала благоприятные возможности для активного участия России в разработке методологических вопросов устройства мировой финансовой системы, деятельности международных институтов и принципов финансово-банковского регулирования22.

Сильное Российское государство - это, прежде всего, государство с эффективно действующей финансовой системой.

 

Глава 3. Общая характеристика основных звеньев финансовой системы России

3.1 Анализ и характеристика структурных подразделений финансовой системы России

 

 

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий) - Финансы коммерческих организаций занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне коммерческих организаций формируется основная масса финансовых ресурсов государства. В доходной части федерального бюджета России 80% составляют налоговые поступления.

Финансы организаций  выполняют распределительную (стимулирующую) и контрольную функции.

Распределительная функция  финансов заключается в том, что с их помощью формируются и используются денежные доходы и фонды, имеющиеся в организации. Таким образом, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное распределение денежных средств стимулирует улучшение работы предприятия.23

Финансы количественно  отображают ход воспроизводственного процесса, что позволяет его контролировать. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах. Контрольная функция реализуется двояким образом:

- через финансовые  показатели в бухгалтерской, статистической  и оперативной отчетности;

Информация о работе Финансовая система РФ