Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Управление денежно-кредитной системой Российской Федерации Банк России осуществляет двумя способами: во-первых, с помощью властных предписаний, во-вторых, экономическими методами, т.е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению кредитной системой.
Административные функции Банка России можно условно разделить на: организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков. В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Содержание работы

1. Банковская система России. Ее история……………………………………3
2. Правовой статус ЦБР, его взаимоотношения с Правительством РФ и крупными организациями……………………………………………………6
3. Порядок регистрации кредитных организаций, лицензирование и виды лицензий в РФ……………………………………………………………….15
4. Ответственность кредитных организаций за нарушение банковского законодательства…………………………………………………………….26
5. Надзор ЦБР за банками, порядок отзыва лицензии у банков и их ликвидация……………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………..…40

Файлы: 1 файл

фин. право.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

        К отношениям, связанным с банкротством кредитных организаций, указанный закон применяется с особенностями, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999г. №40 2011;ФЗ (ред. от 20.08.2004г.). Под банкротством кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. 26  Законодательством предусмотрены различные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией; реорганизация кредитной организации. Эти меры осуществляются при возникновении оснований, установленных Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 4 Закона).  
           При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется лишь процедура конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», здесь не применяются. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают: кредитная организация; должник, кредитор этой организации, Банк России, прокурор, налоговой или иной уполномоченный орган. На основании заявления этих лиц дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Конкурсное производство открывается на основании решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Оно вводится сроком на год и может продлеваться не более чем на 6 месяцев. Последствиями решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производств являются следующие события: срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим; прекращается начисление штрафов, пени, процентов и иных финансовых санкций; сведения о финансовом состоянии должника перестают считаться конфиденциальными; снимаются все ранее наложенные аресты имущества должника; все требования к нему могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Завершение конкурсного производства является основанием для внесения соответствующих записей в государственный реестр юридических лиц. С учетом вынесенного определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы о кредитной организации, необходимые для прекращения деятельности должника.  
          Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.27

 

5. Надзор ЦБР за банками, порядок отзыва лицензий у банков и их ликвидация.

Ликвидация банка может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация может проводится по различным причинам:

  • банк выполнил поставленную перед ним учредителями задачу
  • разногласия учредителей
  • недостаточная экономическая эффективность деятельности и др.

Добровольная ликвидация банка производится на основании решения его участников. Учредители (участники) в установленном порядке принимают решение о прекращении деятельности и обязаны в течение 5-ти дней известить об этом территориальное учреждение ЦБ РФ.

В случае внесудебной процедуры ликвидации банка его участники по согласованию с территориальным управлением ЦБ РФ назначают ликвидационную комиссию. При этом устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае фактической неплатежеспособности банка.

В результате экономически неэффективной или опасной деятельности, противозаконной деятельности банка может возникать необходимость в его принудительной ликвидации. Правовую основу составляют: ФЗ “О банках и банковской деятельности”, ФЗ “О ЦБ РФ”, ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” № 6-ФЗ от 08.01.1998г., “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” № 40-ФЗ от 25.02.1998г., “О реструктуризации кредитных организаций” № 144-ФЗ от 08.07.1999г.28

Принудительной ликвидации подлежат банки, у которых отозвана лицензия. Правом отзыва лицензии обладает ЦБ РФ. Отзыв лицензии согласно ст. 75 трактуется как крайняя и последняя мера воздействия на банк, которая должна применяться в исключительных случаях, если есть реальная угроза интересам кредиторов, вкладчиков и самих учредителей.

Основанием для отзыва лицензии можно считать:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия

2) задержки начала осуществления банковских операций более чем на один год

3) осуществления банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией

4) финансовую несостоятельность банка или неоднократное нарушение банком законов, нормативных актов, предписаний ЦБ РФ

5) неоднократное неисполнение документов судов

6) ходатайство об отзыве лицензии временной администрации29

Порядок аннулирования лицензии может быть связан с прекращением деятельности по добровольному решению участников или в связи с такими формами реорганизации: слияние, разделение, присоединение, преобразование.

Решение об отзыве лицензии оформляется приказом на основании ходатайства территориального управления ЦБ РФ. Это решение вступает в силу с момента его принятия и сожжет быть обжаловано в суде в срок 30 дней со дня опубликования сообщения об отзыве лицензии. Это сообщение должно быть опубликовано в “Вестнике Банка России” в течение 7 дней.

С момента отзыва лицензии:

1) считается наступившим срок исполнения обязательств

2) прекращается

3) приостанавливается исполнение судебных решений по имущественным взысканиям

4) запрещается проведение сделок до создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего

5) прекращаются все операции филиалов по счетам клиентов

6) корреспондентские субсчета филиалов в расчётно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ закрываются

7) вся имеющаяся в операционной кассе денежная наличность инкассируется в РКЦ

Если банк, у которого отозвана лицензия, не может полностью удовлетворить требования кредиторов, то его ликвидация проводится в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ “Несостоятельность (банкротство) юридического лица”.

Банк Росси в течение 30 дней, начиная с даты публикации сообщения об отзыве лицензии у банка, должен обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации и предоставить при этом кандидатуру ликвидатора.

Если к моменту отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций у неё имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” или если наличие этих признаков установлены временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у неё указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленным ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.

Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации:

  • органы управления кредитной организации (ликвидационная комиссия, избранная решением собрания учредителей кредитной организации), отстраняются от выполнения функций по управлению её делами, в частности, по распоряжению имуществом банка. Они в 3-х дневный срок обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов кредитной организации.
  • Сведения о финансовом состоянии кредитной организации перестают быть отнесёнными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной
  • Снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения по распоряжению имуществом этой организации. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и введение иных ограничений по распоряжению имуществом не допускаются
  • Все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе её ликвидации

Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

В процессе ликвидации кредитной организации ликвидатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные федеральными законами, и обязан действовать с учётом интересов её кредиторов. Учредители кредитной организации, её кредиторы вправе потребовать от ликвидатора возмещения убытков. Причинённых его действиями (бездействием), нарушающими законодательство РФ.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в “Вестнике Банка России” не позднее 5 рабочих дней со дня своего назначения. В этом объявлении должны быть указаны :

  • Наименование и иные реквизиты кредитной организации, ликвидируемой на основании решения арбитражного суда
  • Наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации кредитной организации
  • Дата принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации
  • Срок, установленный для предъявления требований кредиторов (не может быть менее 2 месяцев, с даты публикации указанного объявления)
  • Почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации
  • Сведения о ликвидаторе

Требования кредиторов кредитной организации направляются ликвидатору по почтовому адресу, указанному в опубликованном объявлении о ликвидации кредитной организации, одновременно с документами, на основании рассмотрения которых ликвидатор принимает решение о признании указанных требований установленными либо неустановленными. Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов кредитной организации и учитывает их при составлении промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидатор обязан уведомить кредитора кредитной организации о результате рассмотрения его требований в срок, не превышающий 1 месяца со дня получения указанных требований. Возражения по результатам рассмотрения ликвидатором требований кредиторов могут быть заявлены кредитором и рассматриваются в порядке, предусмотренным ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” для осуществления процедуры конкурсного производства.

Требования кредиторов ликвидируемой кредитной организации по результатам их рассмотрения ликвидатором могут быть заявлены кредитором в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. О дне и месте проведения указанного собрания кредиторы должны быть оповещены не позднее, чем за 15 дней до проведения этого собрания.

Ликвидатор обязан в 10 дневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с её ликвидацией.30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Конституция РФ. - М., 2005. - 40 с. - (Б-ка российского законодательства).

2. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на2004 год и на период до 2008 года // Материалы ЦБ РФ от 11.02.2004 г.

3. Аскинадзи В.М. Инвестиционные стратегии банков. Монография(Серия «Академическая серия»). - М., Маркет ДС Корпорейшн.- 2004. - 106 с.

4. Банковское дело / Под ред.Г.Г. Коробовой,И.Ю. Коробова,А.Ф. Рябова и др. - М.: Экономист,2004.

5. Деньги,кредит, банки.Учебник / Под редакцией Г.Н.Белоглазовой.- М.: Юрайт-Издат,2006. - 620 с.

6. ИльясовC.М., Бацына C.Ю.,Цапиева О.К.Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики региона // Деньги и кредит. № 7. 2003. C. 35-38.

7. Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Консалтбанкир,2005. - 320 с.

8. Челноков В.А. Деньги, кредит,банки. - М.: Юнити-Дана,2005. - 368 с.

9. Юдина И. Банки и банковская система / И.Юдина.- Барнаул, Изд-во ВЗФЭИ, 2002. - 123 с.

 

 

1 Юдина И. Банки и банковская система / И.Юдина.- Барнаул, Изд-во ВЗФЭИ, 2002

2Банковское дело / Под ред.Г.Г. Коробовой,И.Ю. Коробова,А.Ф. Рябова и др. - М.: Экономист,2004.

3 Банковское дело / Под ред.Г.Г. Коробовой,И.Ю. Коробова,А.Ф. Рябова и др. - М.: Экономист,2004.

 

4 Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Консалтбанкир,2005

5 Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Консалтбанкир,2005

6 Банковское дело / Под ред.Г.Г. Коробовой,И.Ю. Коробова,А.Ф. Рябова и др. - М.: Экономист,2004.

 

7 Банковское дело / Под ред.Г.Г. Коробовой,И.Ю. Коробова,А.Ф. Рябова и др. - М.: Экономист,2004.

Информация о работе Банковская система России