Анализ основных технико-экономических показателей ПФР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью отчета по практике является исследование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Управления № 5 Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные организационно-экономические вопросы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации на современном этапе развития;
- изучить механизм формирования и расходования бюджета Пенсионного фонда РФ;
- рассмотреть организационную структуру, основные направления деятельности, текущие финансовые показатели функционирования Управления № 5 ГУ-ГУ ПФР №7 по г. Москве и Московской области.

Содержание работы

Введение
Теоретические аспекты функционирования Пенсионного фонда РФ
1.1.История развития ПФР
1.2.Структура управления и основные направления деятельности Пенсионного Фонда РФ
1.3. Организационно-правовые основы деятельности пенсионных фондов Российской Федерации
2. Анализ основных технико-экономических показателей ПФР
2.1.Краткая характеристика ПФР
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ПФР за 2010-2012 гг.

Файлы: 1 файл

практика полностьюMicrosoft Office Word (3).docx

— 201.23 Кб (Скачать файл)

9) оказание совместно  с региональными органами власти  адресной помощи пенсионерам  и развитие социальной инфраструктуры.

Система Пенсионного фонда  Российской Федерации и его территориальных  органов имеет трехуровневую  структуру:

1) центральный аппарат  (Исполнительная дирекция ПФР,  Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах  Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные  отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также  утверждает положения о территориальных  органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

 

Рис. 1. Структура ПФР

В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных  управлений во всех регионах страны. В  системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Заканчить

1.3 Организационно-правовые основы  деятельности пенсионных фондов  Российской Федерации

В России основным субъектом пенсионной системы является Пенсионный фонд РФ.

Правовой основой функционирования Пенсионного фонда РФ как государственного внебюджетного фонда являются Конституция  РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Конституция Российской Федерации  устанавливает обязанность государства  проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому  россиянину необходимый жизненный  уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди  них: назначение и выплата государственных  пенсий и социальных пособий [29,с.32].

Бюджетным кодексом Российской Федерации  определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов, их доходы и расходы, а также  органы, осуществляющие контроль за их деятельностью [15,с.74].

Помимо этих законодательных актов, в настоящее время правовую основу деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации, а также негосударственных  пенсионных фондов как основных субъектов  пенсионной системы, составляют следующие  федеральные законы[16,с.455] :

- закон от 15 декабря 2001 года №  167-ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации» - устанавливает основы государственного  регулирования обязательного пенсионного  страхования, определяет правовое  положение его субъектов –  в частности, пенсионных фондов  в качестве страховщиков, а также  порядок формирования их средств  за счет страховых взносов,  регламентирует учет средств  специальной части индивидуальных  лицевых счетов застрахованных  лиц [40];

- закон от 17 декабря 2001 года №  173-ФЗ «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации» - регулирует  условия и нормы предоставления  трудовых пенсий Пенсионным фондом  РФ [48];

- закон от 15 декабря 2001 года №  166-ФЗ «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации» - устанавливает условия и нормы  предоставления государственного  пенсионного обеспечения Пенсионным  фондом РФ за счет средств  федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, «чернобыльцам», лицам, которые не  приобрели право на трудовую  пенсию [45];

- закон от 1 апреля 1996 года №  27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования» - устанавливает  правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных гражданах в Пенсионном фонде РФ [41];

- закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ  «Об инвестировании средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии в Российской  Федерации» - устанавливает правовые  основы отношений по формированию  и инвестированию средств пенсионных  накоплений, предназначенных для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии, определяет особенности  правового положения, права, обязанности  и ответственность субъектов  и участников отношений по  формированию и инвестированию  средств пенсионных накоплений, а также основы государственного  регулирования, контроля и надзора  в сфере формирования и инвестирования  средств пенсионных накоплений [39];

- Постановление Верховного Совета  Российской Федерации от 27 декабря  1991 года № 2122-1 «Положение о  Пенсионном фонде Российской  Федерации (России)» - определяет  цели, задачи и функции Пенсионного  фонда России; источники формирования  средств Фонда и направления  их расходования; организационно-управленческие  основы функционирования Пенсионного  фонда России [47].

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в соответствии с  указом Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 "О негосударственных  пенсионных фондах" и серии последующих  постановлений Кабинета Министров  РФ. В настоящее время правовой основой деятельности НПФ является закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 года "О  негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями).

Основополагающий нормативный  документ современной системы пенсионного  законодательства – Закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В нем определены условия  предоставления застрахованным в Пенсионном фонде Российской Федерации гражданам  прав на государственное пенсионное обеспечение, порядок установления и размеры различных видов  трудовых пенсий.

Данным законом определено, что  трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной.

Выплата базовой части пенсии в  установленном размере гарантируется  государством, и величина ее должна постепенно приближаться к размеру  прожиточного минимума пенсионера. Выплата  страховой части пенсии зависит  от объема поступивших средств, уплаченных с доходов застрахованного лица. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Таким образом, выплата накопительной части трудовой пенсии зависит также и от объемов доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений.

Застрахованные лица имеют право  беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых  взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного  фонда России [48].

Пенсионный фонд Российской Федерации  обязан обеспечивать режим ведения  специальной части индивидуального  лицевого счета в соответствии с  требованиями, установленными законодательством, в том числе обеспечивать своевременный  учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального  лицевого счета поступивших страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, размера начисленной  пенсии и выплат за счет средств  пенсионных накоплений, периодически информировать застрахованное лицо о состоянии его индивидуального  лицевого счета.

В соответствии с Федеральным законом  от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд России является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию [40].

Правовая основа и принципы организации  индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых  распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены  Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования».

Важно заметить, что с самого начала функционирования государственных  внебюджетных фондов не был принят федеральный закон, регламентирующий порядок их создания, деятельности и ликвидации. В настоящее время, к примеру, Пенсионный фонд РФ функционируют  на основе Положения о нем, которое  было утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

Согласно пункту 2 этого Положения  денежные средства Пенсионного фонда  РФ находятся в государственной  собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [47].

Базовым нормативно-правовым актом  по инвестированию средств накопительной  части трудовой пенсии является Федеральный  закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Им установлены  правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии, определены особенности  правового положения, права, обязанности  и ответственность субъектов  и участников этих отношений, а также  основы государственного регулирования  контроля и надзора. Согласно этому  Закону средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты  всех уровней, не могут являться предметом  залога или иного обеспечения  обязательств собственника указанных  средств и субъектов отношений  по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств  пенсионных накоплений.

Государство несет субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного фонда  Российской Федерации перед застрахованными  лицами. Особенность учета средств  пенсионных накоплений в Пенсионном фонде Российской Федерации состоит  в том, что сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части  Пенсионного фонда в порядке, установленном бюджетным законодательством, а в расходной части должно предусматриваться направление  на последующее их инвестирование.

Необходимо отметить, что система  нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность пенсионных фондов, требует  дальнейшего совершенствования  и развития. Так, проектом Федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» намечается создание профессиональных пенсионных систем для работников, занятых на работах с особыми  условиями труда [53,с.87].

С принятием поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах»  законом от 10 января 2003 года № 14-ФЗ также  были внесены изменения в Федеральный  закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 32-ФЗ от 11 марта 2003 года, которым и предусматривается введение дополнительного вида лицензируемой деятельности — по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Закон № 14-ФЗ внес существенное изменение  в деятельность негосударственных  пенсионных фондов: с 1 января 2004 года они  могут осуществлять функции страховщика  по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ.

Следующим этапом реформирования пенсионной системы должно стать рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных  законов: «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»; «Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации», направленных на урегулирование отношений, связанных с реализацией права  работника на льготную пенсию в связи  с особыми условиями труда [64,с.17].

На региональном уровне в состав правовой базы пенсионного обеспечения  входят нормативные акты органов  власти субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Татарстан принят Закон «О первоочередных мерах по реализации в Республике Татарстан  федеральных законов о реформировании пенсионной системы».

В целях приведения регионального  законодательства в соответствие с  федеральным принят закон «О государственной  гражданской службе», содержащий детализированные положения на основе Федерального закона 166-ФЗ, а также внесены изменения  в нормы, касающиеся порядка назначения, перерасчета и выплат пенсий за выслугу  лет государственным служащим Республики Татарстан, доплат к государственным  пенсиям за заслуги перед Республикой  Татарстан.

Согласно Постановлению Правительства  Российской Федерации № 379 от 30 июня 2003 года накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована  в финансовые инструменты – государственные  облигации, облигации субъектов  РФ, муниципальные облигации, корпоративные  облигации, акции открытых акционерных  обществ.

Пенсионный фонд РФ возглавляет  председатель, который назначается  и освобождается Президентом  РФ. При Фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным  органом. В состав правления Пенсионного  фонда России входят по должности  председатель, первый заместитель, заместители  председателя правления и исполнительный директор Фонда, а также управляющие  несколькими отделениями Фонда. В состав правления Фонда могут входить представители общественных, религиозных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ и его региональных органов образована контрольно-ревизионная служба. Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом [52,с.251].

Информация о работе Анализ основных технико-экономических показателей ПФР