Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение анализа финансово-экономического состояния на примере открытого акционерного общества «Ювелиры Урала» в 2011-2012 г.г.

При исследовании ставились следующие задачи:
проанализировать финансовую устойчивость предприятия;
проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия;
проанализировать деловую активность;
разработать пути повышения финансовой устойчивости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Роль и значение финансового анализа в рыночной экономике…….5
1.1. Цели и задачи анализа финансовой деятельности предприятия………..7
1.2. Оценка финансового состояния предприятия……………………………9

Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО “Ювелиры Урала”………….11
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………..11
2.2. Имущественное состояние предприятия ………………………………...13
2.3. Финансовая устойчивость предприятия …………………………………14
2.4. Ликвидность и платежеспособность предприятия ……………………...18
2.5. Анализ финансовых результатов деятельности………………………….24

Глава 3. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия……… ..29
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая ФА.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

  Из первого  неравенства следует, что высоколиквидные  активы не покрывают наиболее  срочные обязательства организации.

  Второе неравенство  показывает, что быстрореализуемые  активы превышают среднесрочные  обязательства.

  Третье неравенство  показывает, что предприятие может  с избытком  погасить все свои  долгосрочные обязательства.

  Четвертое  неравенство демонстрирует, что у предприятия наблюдается большой достаток собственных оборотных средств.

  Таким образом,  предприятие имеет уровень ликвидности выше среднего, но без видимых трудностей может рассчитываться по своим среднесрочными и долгосрочными обязательствам.

Следует использовать общий показатель ликвидности для комплексной оценки баланса.

Fл = (А1+0,5·А2+0,3·А3) ÷ (П1+0,5·П2+0,3·П3)

За 2011 год:

Fл = (3 478+0,5·223 906+0,3·347 887) ÷ ( 122 239+0,5·145 572+0,3·293 956) =

= 219 797,1 ÷ 283 211,8 = 0,77

Общий показатель ликвидности равен 77%.

За 2012 год:

Fл = (4 127+0,5·249 381+0,3·402 682) ÷ (172 209+0,5·180 744+0,3·334 222) = 249 622,1 ÷ 362 847,6 = 0,68

  Общий показатель ликвидности равен 68%. Таким образом, ликвидность предприятия на 2012 год уменьшилась на 9%, что свидетельствует о снижении его платежеспособности.

 

  После анализа ликвидности баланса необходимо произвести оценку относительных показателей ликвидности и платежеспособности

  Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия кроме анализа ликвидности баланса необходим расчет коэффициентов ликвидности (таблица 5).

Таблица 5. Расчет и оценка платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов

Показатель

Норматив

На 31.12.11

 На 31.12.12

Изменения за период

Коэффициент автономии

≥ 0,5

0,3

0,27

-0,03

Коэффициент соотношения

заемных и собственных средств

≤ 1

2,35

2,65

0,3

Коэффициент соотношения

мобильных и  иммобильных

средств

Не установлен

6,33

7,09

0,76

Коэффициент маневренности

≥ 0,2-0,5

3,06

3,36

0,3

Коэффициент обеспеченности

запасов и затрат собств.

источниками формирования

≥ 0,6-0,8

1,66

1,64

-0,02

Коэффициент имущества  произвольного

назначения

≥ 0,5

0,64

0,65

0,01

Коэффициент долгосрочного

привлечения заемных

средств

Не установлен

0,61

0,63

0,02

Коэффициент краткосрочной

задолженности

Не установлен

0,33

0,35

0,02

Коэффициент автономии

источников  формирования

запасов и затрат

Не установлен

0,57

0,56

-0,01

Коэффициент кредит. задолженности

и пр. пассивов

Не установлен

0,28

0,33

0,05

Коэффициент абсолютной

ликвидности

≥ 0,2-0,7

   

0

Коэффициент текущей

ликвидности

≥ 0,8-1,2

   

0

Коэффициент общего

покрытия

≥ 2

   

0


 

Таким образом, предприятие ОАО «Ювелиры Урала» имеют нормальную платежеспособность, высокую доходность производственной деятельности, а так же эффективно используют заемные средства.

 

    1. Анализ финансовых результатов деятельности.

Из данных, представленных в «Отчете о прибылях и убытках» (Приложение 2), следует, что на предприятии наблюдался рост всех элементов прибыли:

Таблица 6. Финансовые результаты деятельности ОАО «Ювелиры Урала»

Показатель

2011 год, тыс. руб.

2012 год, тыс. руб.

Абсолютное  изменение

Чистая прибыль

7 159

7 424

265

Прибыль до налогообложения

7 159

7 725

566

Прибыль от продаж

14 984

11 122

3 862

Валовая прибыль 

26 652

25 187

1 465

Выручка

233 244

262 263

29 019


 

  Выручка от реализации продукции формирует прибыль, которая является основным показателем финансового состояния предприятия. Прибыль — финансовый критерий эффективности функционирования отдельных предприятий. Если предприятие убыточно, т. е. выручка от реализации продукции не покрывает текущих затрат, то отсутствие в ее хозяйственной деятельности такого показателя, как прибыль, означает, что финансовое состояние предприятия плохое и требует конструктивных изменений.

  Прибыль — не универсальный показатель финансового состояния хозяйствующей единицы. Для более комплексной оценки финансового состояния предприятия применяется показатель доли прибыли в текущих затратах, т. е. рентабельность. Прибыль и рентабельность в комплексе дают достаточную картину финансового состояния предприятия. Другие дополняющие показатели: оценка имущества, оборотных средств, платежей расчетов.

  Финансовые трудности предприятий возникают не только в связи с отсутствием средств на стадии расчетов, но и из-за трудностей сбыта, ведущих к затовариванию (неликвидность реализуемой продукции) и омертвлению крупных сумм оборотных средств.

  Состояние платежей и расчетов в реальном секторе экономики характеризуется такими показателями, как общая задолженность предприятий, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, их соотношение, просроченная задолженность предприятий по банковским кредитам; неплатежи в бюджет; взаимные неплатежи предприятий.

  По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  1. Выручка ОАО «Ювелиры Урала» в отчетном периоде 2012 года выросла на 12,44% по сравнению с 2011 годом и составила 262 263 тыс. руб. Это может свидетельствовать об увеличении объемов продаж.
  2. Себестоимость продаж составила 237 076 тыс. руб. на 31.12.12г. и это на 14,76% больше, чем на 31.12.11г. Следовательно, затраты при продаже продукции увеличились на 30 484 тыс. руб.
  3. Валовая прибыль предприятия уменьшилась на 5,5%; т.е. доходы от продаж, покрывающие себестоимость в отчетном периоде сократились по сравнению с 2011 годом.
  4. Коммерческие расходы ОАО «Ювелиры Урала» выросли на 20,54 %, а именно на 2 397 тыс. руб. Это означает, что увеличились расходы производителей по реализации произведенной продукции: реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные расходы и т.д.
  5. Чистая прибыль предприятия составила 7 424 тыс. руб. на 31.12.12 г. и это на 3,7% больше, чем на 31.12.11г.

 

Таблица 7. Анализ прибыли ОАО «Ювелиры Урала» за 2011-2012 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Показатели финансового состояния предприятия в большей степени отвечают установленным нормативным значениям. Большинство источников средств являются устойчивыми и надежными.

  Проведем сравнительный аналитический анализ баланса (таблица 8).

  По результатам полученного сравнительного аналитического баланса можно сделать следующие выводы:

  1. Основные средства ОАО «Ювелиры Урала» увеличились на 3,55%, что свидетельствует об их переоценке, т.е. изменении учитываемой стоимости основных средств и приведении этой стоимости в соответствие с современными условиями воспроизводства.
  2. Запасы предприятия выросли с 343 640 тыс. руб. до 398 258 тыс. руб. т.е. на 15,89%. Возможно, наиболее важными целями для создания запасов являлись: страхование сбоев в поставках, защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке, повышение эффективности производства и повышение эффективности обслуживания потребителей.
  3. Дебиторская задолженность увеличилась на 25 475 тыс. руб., что составляет 11,38%  на 31.12.12г. по сравнению с 31.12.11г. Следовательно, резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.
  4. Денежные средства ОАО «Ювелиры Урала»  выросли с 2 583 тыс. руб. до  3 232 тыс. руб., т.е. на 25,13%. В этой связи, можно отметить, что предприятие рационально управляет своими денежными средствами, обеспечивающими покрытие его обязательств.
  5. Число кредитов, полученных предприятием, увеличилось на 17,16% в     основном за счет прироста долгосрочных обязательств, дальнейший рост которых является серьезной угрозой финансовой независимости и платежеспособности предприятия при стабильности собственного капитала и резервов.
  6. Можно отметить, что валюта баланса увеличилась на 82 862 тыс. руб., т.е. на 13,23%  по сравнению с 31.12.11г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рейтинговая оценка финансового  состояния предприятия

 

  Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансового состояния, различия в уровне критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающих в связи с этим сложностей в общей оценке финансового положения организации, рекомендуется проводить рейтинговую оценку финансового состояния.

 

  Сущность такой методики заключается в классификации организаций по уровню финансового риска, то есть любая анализируемая организация может быть отнесена к определенному классу в зависимости от "набранного" количества баллов, исходя из фактических ее финансовых коэффициентов.

 

  1-й класс - это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютно платежеспособные, чье финансовой состояние позволяет быть уверенными в своевременном выполнении обязательств в соответствии с договорами. Это организации, имеющие рациональную структуру имущества и его источников, и, как правило, довольно прибыльные.

 

  2-й класс - это организации с нормальным финансовым состоянием. Их финансовые показатели в целом находятся очень близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание. У этих организаций, как правило, неоптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования, сдвинутое в пользу заемного капитала. При этом наблюдается опережающий прирост кредиторской задолженности по сравнению с приростом других заемных источников, а также по сравнению с приростом дебиторской задолженности. Обычно это рентабельные организации.

 

  3-й класс - это организации, финансовое состояние которых можно оценить как среднее. При анализе бухгалтерского баланса обнаруживается слабость отдельных финансовых показателей. У них либо платежеспособность находится на границе максимально допустимого уровня, а финансовая устойчивость нормальная, либо наоборот - неустойчивое финансовое состояние из-за преобладания заемных источников финансирования, но есть некоторая текущая платежеспособность. При взаимоотношениях с такими организациями вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение обязательств в срок представляется сомнительным.

 

  4-й класс - это организации с неустойчивым финансовым состоянием. При взаимоотношениях с ними имеется определенный финансовый риск. У них неудовлетворенная структура капитала, а платежеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль у таких организаций, как правило, отсутствует вовсе или очень незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.

 

  5-й класс - это организации с кризисным финансовым состоянием. Они неплатежеспособны и абсолютно неустойчивы с финансовой точки зрения. Эти являются предприятия убыточные.

 

 

 

 

Таблица 9. Обобщающая оценка финансового состояния ОАО «Ювелиры Урала» на 2011-2012 г.г.

Показатели финансового состояния

На 2011 год

На 2012 год

Фактическое значение коэффициента

Количество  баллов

Фактическое значение коэффициента

Количество  баллов

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,02

0,2

0,02

0,2

Коэффициент критической ликвидности

1,56

11,0

1,40

11,0

Коэффициент текущей ликвидности

3,93

20,0

3,61

20,0

Доля оборотных средств в активах

0

10,0

0

10,0

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,23

4,4

0,21

3,8

Коэффициент капитализации

2,35

0,0

2,47

0,0

Коэффициент финансовой независимости

0,30

0,4

0,27

0,0

Коэффициент финансовой устойчивости

0,77

4,0

0,75

4,0

Итого:

 

50

 

49

Класс:

 

3

 

3


 

По данным расчетов получается, что открытое акционерное общество «Ювелиры Урала» относится к 3-му классу финансового состояния, оно имеет признаки финансового напряжения, для преодоления которых у предприятия есть потенциальные возможности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

  На основе проведенного анализа можно сказать, что на предприятии ОАО «Ювелиры Урала» за период с 2011 г. по 2012 г. собственный капитал постоянно увеличивается, а это обозначает, что предприятие старается работать за собственные ресурсы.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия