Закрытое акционерное общество как субъект предпринимательского права и его налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной работы является изучение, систематизация и закрепление знаний в сфере налогового права, изучение и исследование института закрытого акционерного общества, порядок создания и регистрации акционерных обществ, рассмотрение упрощенной системы налогообложения, развитие навыков самостоятельной работы с литературой и нормативной базой в этой области. Задачами является практическое знание института закрытого акционерного общества, ознакомление с судебной практикой по делам, связанным с учреждением акционерных обществ, проблемами налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика ЗАО как субъекта предпринимательского права 4
1.1. Понятие ЗАО 4
1.2. Средства индивидуализации ЗАО как юридического лица 8
1.3. Отличительные черты акционерных обществ 10
2. Создание и регистрация ЗАО 11
2.1. Учреждение общества 11
2.2. Регистрация в качестве юридического лица 14
2.3. Управление в акционерном обществе 22
2.4. Имущество акционерного общества 24
3 Упрощенная система налогообложения 28
3.1. Содержание упрощенной системы налогообложения 28
3.2. Возникновение и прекращение действия упрощенной системы налогообложения 32
3.3. Прекращение действия упрощенной системы налогообложения 36
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

3 курсовая налоговое право.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО) акционерные общества различаются по количеству участников, минимальному размеру уставного капитала, порядку распределения долей в уставном капитале, привлечению инвестиций и обращению акций. Особого внимания заслуживает запрет закрытому акционерному обществу на предложение акций для приобретения неограниченному кругу лиц иным образом, отличным от подписки. Это означает, в частности, запрет на размещение путем открытой подписки любых эмиссионных ценных бумаг (например, облигаций), конвертируемых в акции, дополнительным правам акционеров, системе органов и степени открытости («публичности») информации об обществе. В законодательстве содержатся и иные различия.

 

 

1.3. Отличительные черты АО

 

 

У каждого субъекта предпринимательства есть свои отличительные черты.

К отличительным чертам акционерных обществ следует отнести:

  • деление уставного капитала на доли (вклады) учредителей (участников) (один из конституирующих признаков хозяйственных обществ – п.1 ст. 66 ГК) равного размера (в отношении одного типа акций – ч.2 п.1 ст.25 Закона об АО (следовательно, на объем  прав участников  влияет количество таких долей, а не их размер или количество участников);
  • доли участия в уставном капитале воплощаются в специальные ценные бумаги – акции, из номинальной стоимости которых составляется этот капитал (п.7 ст.66, ст.143 ГК,ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг») (свобода обращения ценных бумаг – гарантия свободы»выхода» акционера  из общества, невозможности его привлечения к ответственности по долгам последнего; кроме того, право выпуска акций свидетельствует о стабильности организационно-правовой формы акционерного общества, его независимости от состава участников и дает акционерному обществу такое преимущество, как привлечение инвестиций без принятия на себя долговых обязательств);
  • ограниченность для акционеров риска убытков, связанных с деятельностью акционерного общества, стоимостью принадлежащих им акций (в отличии, например, от ООО, где риск убытков участников ограничен стоимостью внесенных ими вкладов – п.1ст.87 ГК, акция имеет номинальную стоимость и продажную (цена размещения), как правило, более высокую – ст.36 Закона об АО, что усложняет толкование данной нормы и позволяет кредиторам рассчитывать на большую сумму).

Кроме того, на правовой статус акционерного общества распространяются общие нормы о юридических лицах (§1 гл.4 ГК), об организациях, в отношении которых их участники имеют обязательственные нормы (ч.2 п.2 ст.48 ГК), о коммерческих организациях (ст.50 ГК), о хозяйственных обществах (§ 2 гл.4 ГК). Исследователи единодушно относят акционерные общества к корпорациям. Однако при реорганизации акционерного общества в форме выделения или при приватизационном акционировании исчезает имущественный признак корпорации – формирование имущественной базы путем объединения  вкладов участников, а в так называемых компаниях одного лица вызывает сомнение сохранение такого признака корпорации как участие (членство).

 

 

2. Создание и регистрация ЗАО

 

 

2.1. Учреждение общества

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества.

В соответствии с п. 3 ст. 98 ГК единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. Ему не нужен учредительный договор, ибо в формировании его имущества участвуют многочисленные акционеры, нередко не принимающие участия в оформлении его учредительных документов. Более того, свободный выход из такого общества путем отчуждения своих акций, как и вступление в него путем их приобретения исключают реальную возможность каждого участника подписывать учредительные документы общества и постоянно перерегистрировать их.

Необходимо различать договор учредителей о создании акционерного общества, который по своей природе является договором о совместной деятельности, и учредительный договор, который является учредительным документом соответствующего юридического лица. Договор о создании акционерного общества (п. 1 ст. 98 ГК) определяет порядок осуществления учредителями их совместной деятельности по созданию общества и утрачивает силу с момента регистрации общества в качестве юридического лица, то есть по достижении определенной в нем цели.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 98 ГК учредители общества как участники договора о его создании несут солидарную (а не долевую, как в обычном договоре о совместной деятельности) ответственность перед кредиторами по обязательствам, возникшим до регистрации общества, то есть вытекающим из данного договора. Если в последующем общее собрание акционеров согласится на это, такая ответственность учредителей может быть переложена ими на общество в целом.

Некоторые существенные условия договора о создании акционерного общества прямо определены в ГК РФ. К ним, в частности, относятся условия о размере уставного капитала будущего общества, категориях выпускаемых им акций и порядке их размещения.

Пункт 3 ст. 98 ГК устанавливает некоторые обязательные требования, предъявляемые к содержанию устава акционерного общества. В уставе во всяком случае должны быть зафиксированы сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества, который не может быть менее предусмотренного законом минимума; о правах акционеров и компетенции органов управления обществом, включая вопросы, по которым решение должно быть принято единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Акционерное общество может быть создано одним лицом либо состоять из одного участника. Таким образом, оно, как и общество с ограниченной ответственностью, может быть «компанией одного лица». Таковыми, в частности, являются «государственные акционерные общества», то есть общества со стопроцентным участием государства, юридически выступающие в роли самостоятельных собственников своего имущества. ГК запрещает иметь акционерному обществу в качестве единственного участника другую «компанию одного лица».

Решение о реорганизации или ликвидации акционерного общества принимает только его общее собрание, поскольку этот вопрос отнесен к его исключительной компетенции. Согласно п. 2 ст. 104 ГК установлены ограничения на преобразование акционерного общества: оно может принять форму только другого общества (с ограниченной или с дополнительной ответственностью участников) либо производственного кооператива. Последнее открывает дорогу возможному преобразованию бывших колхозов и совхозов, не всегда удачно преобразованных в акционерные общества, а также «закрытых акционерных обществ», созданных на базе приватизированных государственных предприятий.

При реорганизации акционерных обществ необходимо учитывать особенности акционерного капитала, выраженного соответствующими ценными бумагами. Они требуют помимо обычных реорганизационных процедур изъятия и погашения акций реорганизуемых обществ и их замены (обмена) акциями вновь образуемых обществ. Выпуск акций новых обществ должен проводиться с соблюдением общих требований закона, а конкретная регламентация всех этих процедур должна быть предусмотрена законом об акционерных обществах.

 

 

2.2. Регистрация в качестве юридического лица

 

 

С 1 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319, принятого во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», на Министерство РФ по налогам и сборам были возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

В постановлении указывается, что Правительство России приняло такое решение прежде всего «в интересах юридических лиц, с целью сокращения административных барьеров и реализации принципа «одного окна». Согласно обращению Министерства по налогам и сборам к гражданам России, опубликованному на официальном сайте МНС, реализация принципа «одного окна» будет способствовать «взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц». Отныне территориальные налоговые органы России регистрируют юридические лица при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, в сведения о юридическом лице.

Почему выбор пал именно на Министерство РФ по налогам и сборам, а, например, не на Минюст или Торгово-промышленную палату? С большой долей уверенности можно предположить, что выбор определялся следующим: территориальные подразделения МНС России существуют во всех субъектах Федерации (такая же разветвленная структура есть только у Сбербанка России); МНС давно выполняет схожий с государственной регистрацией юридических лиц процесс постановки их на учет в качестве налогоплательщиков.

По заверению чиновников, чтобы открыть свой бизнес, достаточно уплатить госпошлину, подать заявление в территориальную инспекцию МНС России и через пять рабочих дней получить свидетельство о регистрации новой фирмы и свидетельство о постановке ее на налоговый учет. Неужели все так просто? Неужели теперь никому не придется давать взятки?

Наиболее распространенные организационно-правовые формы вновь регистрируемых предприятий следующие: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Принципиальной разницы ни в технологии регистрации, ни в формировании уставного капитала, ни тем более в налогообложении таких предприятий нет. Однако есть свои нюансы. Если вы решили зарегистрировать ООО, то в дальнейшем при смене учредителей придется в обязательном порядке вносить изменения в учредительные документы, поскольку паспортные данные учредителей содержатся и в уставе общества, и в учредительном договоре, и в протоколе общего собрания членов общества. В случае регистрации ЗАО в учредительном документе (для ЗАО это только устав) паспортные данные акционеров можно не указывать. Исключение составляет случай, когда ЗАО учреждено одним лицом. Изменение состава акционеров в таком случае может происходить через внутренние документы фирмы. Таким документом является реестр акционеров. При увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО необходимо будет зарегистрировать эти изменения в учредительных документах (уставе и договоре). Перед ЗАО же встанет необходимость регистрировать новую эмиссию акций, т.к. для него уставный капитал может изменяться либо путем дополнительной эмиссии, либо изменением номинальной стоимости акций.

Ст. 13 ФЗ о государственной регистрации юридических лиц устанавливает, что, общество, при его учреждении, подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Данный закон предусматривает особые правила регистрации юридических лиц, создаваемых путем учреждения, реорганизации, а также в связи с их ликвидацией.

Государственная регистрация акционерного общества осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности. Государственная регистрация общества осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Что касается порядка обращения в регистрирующий орган, то документы представляются ему уполномоченным обществом лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченным лицом (далее - заявитель) могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа общества или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени общества (как правило, таким руководителем является директор (генеральный директор) общества);

- учредители общества (физические  лица) при его создании или учредитель общества, если оно создается одним лицом;

- руководитель юридического лица (руководители юридических лиц), выступающий(ие) учредителем регистрируемого  акционерного общества;

- конкурсный управляющий или  руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации акционерного общества;

- иное лицо, действующее на основании  доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного  на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Информация о работе Закрытое акционерное общество как субъект предпринимательского права и его налогообложение