Вопросы применения налога на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Основные цели введения платы за землю: стимулирование рационального использования земель, повышения плодородия почв; выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества; обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах; формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий; освоение и охрана земель.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Налог на землю.
Налогоплательщики и объект налогообложения.
Налоговая база, период и ставки.
Налоговые льготы, исчисление налога, порядок уплаты.
Глава 2. Вопросы применения налога на землю.
2.1. Судебные споры по налогу на землю.
2.2. Рекомендации по оптимизации налога.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая поземельному налогу, полная.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

    На  основании ст. 53 Кодекса налоговая  база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения, и порядок ее определения по местным налогам устанавливаются исключительно Кодексом.

    Согласно  п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Порядок определения налоговой базы по земельному налогу установлен ст. 391 Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

    Работы  по определению кадастровой стоимости  земельных участков территориальными органами Роснедвижимости завершены  в 2005 г. Однако возможны ситуации, когда  результаты кадастровой оценки земель, представленные территориальным органом  Роснедвижимости на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в срок не утверждены. В этом случае земельный налог в отношении таких земельных участков в 2006 г. взиматься не будет.

    Как следует из письма Отдела по Каширскому (Озерскому) району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московскому району от 16.02.2006 N 113, кадастровая стоимость двух земельных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ОАО, не определена, и, следовательно, до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает.

        Приведём ещё один пример судебной практике о неосновательном обогащение.

    Организация приобрела здание у другого юридического лица. Организация-продавец являлась арендатором  земельного участка, находящегося под  зданием. После государственной  регистрации договора купли-продажи  организация-продавец перестала уплачивать арендную плату. Организация уплачивала земельный налог в соответствии с Законом г. Москвы. Правильно ли они поступали? Должны ли они уплачивать арендную плату до момента переоформления договора аренды?

    Как видно из информации, содержащейся в вопросе, уплату земельного налога организация осуществляла в порядке, предусмотренном Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", гл. 31 Налогового кодекса РФ.1

    Плательщиками земельного налога признаются организации  и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

    Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Согласно  п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при  переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    Пунктом 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что  покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

    С учетом изложенного, поскольку в  рассматриваемом случае организация  фактически пользуется земельным участком на праве аренды, она не признается плательщиком земельного налога.

    Относительно  вопроса об уплате арендных платежей до момента переоформления договора аренды отметим следующее.

    В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны  вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

    Таким образом, если в заключаемом договоре аренды земельного участка содержится соответствующее положение, то организация  обязана уплачивать арендную плату  за период фактического пользования земельным участком (в том числе и до переоформления договора). При этом обязанность по уплате арендных платежей у нее наступает с даты заключения договора аренды.1

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГА.

    На  сегодняшний день болезненно актуальными для России продолжают оставаться вопросы, связанные с установлением санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Проблема в том, что указанные зоны не используются конкретно в производственной деятельности и не принимают участие в формировании прибыли предприятия. Однако, их выделение необходимо. Соответственно площадь земельного участка увеличивается, соответственно увеличивая сумму налога. Таким образом, предприятие вынуждено нести расходы по их содержанию.

    Целью установления таких зон является снижение до допустимого минимума вредного воздействия производственной деятельности предприятий на здоровье населения. Под санитарно-защитной зоной понимается территория, которая отделяет промышленную площадку предприятия от жилой застройки с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Рассмотрим порядок установления и функционирования СЗЗ более подробно.

    В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"2 при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Соответствие таких объектов санитарным правилам должно подтверждаться положительным заключением органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

    В данном случае имеются в виду санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров. Под источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека понимаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК (предельно допустимую концентрацию) и (или) ПДУ (предельно допустимый уровень) и (или) вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.

    Согласно данным правилам территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

    обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых  гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

    создания  санитарно-защитного барьера между  территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

    организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию  и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

    При этом не допускается:

    сокращение  величины санитарно-защитной зоны промышленного  предприятия на основании данных, полученных только расчетным путем;

    размещение  на ее территории объектов для проживания людей, а также коллективных или  индивидуальных дачных и садово-огородных участков;

    размещение  предприятия по производству лекарственных  веществ, лекарственных средств  и (или) лекарственных форм, склады сырья  и полупродуктов для фармацевтических предприятий;

    размещение  предприятий пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды;

    размещение  спортивных сооружений, парков, образовательных  и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.

    СЗЗ или какая-либо ее часть не могут  рассматриваться как резервная  территория объекта и использоваться для расширения промышленной или  жилой территории без соответствующей  обоснованной корректировки границ СЗЗ.

    Однако  на практике требования законодательства почти не выполняются. Организация СЗЗ предусматривалась в отношении отдельных промышленных предприятий еще в советские времена постановлениями Совета Министров.1 В 1996 г. в Российской Федерации были приняты Санитарные нормы и правила, предусматривавшие единые требования по установлению для всех промышленных предприятий. Несмотря на то что нормативы размеров СЗЗ в сравнении с первоначальными к настоящему моменту снижены чуть ли не в два раза, проблемы, связанные с благоустройством СЗЗ, ограждением их территорий, заменой или модернизацией оборудования, строительством газоочистных сооружений и, главное, с расселением старой жилой застройки, попавшей в границы этих зон, остаются нерешенными. Более того, зачастую вопреки установлениям в СЗЗ расположены предприятия пищевой промышленности, образовательные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, спортивные сооружения, коллективные сады, садово-огородные участки. Существующие меры административной ответственности действуют в этой ситуации крайне неэффективно.

    Сложившееся положение было с большой тревогой отмечено в последнем ежегодном  докладе Уполномоченного по правам человека в РФ, в котором говорилось, что "в санитарно-защитных зонах  предприятий по-прежнему проживают  миллионы человек, например в Липецкой области - более 680 тыс. человек, в Челябинской - 200 тыс., в Кемеровской - более 40 тыс. человек". Из приведенной в докладе судебной практики следует, что нарушение законодательства о санитарно-защитных зонах является распространенным экологическим правонарушением. Так, к 2001 году было проведено 12 судебных процессов по искам граждан, вынужденным проживать в санитарно-защитной зоне Новолипецкого металлургического комбината, однако, все они заканчивались выплатами ничтожных сумм в счет компенсации вреда.

    Попытки пресечь подобные нарушения экологических  прав граждан России предпринимаются  уже на мировом уровне. Так, в Европейском  суде по правам человека в настоящий  момент находятся семь жалоб жителей  санитарно-защитной зоны ОАО "Северсталь" (г. Череповец), которым российские судебные органы отказывают в праве на переселения из СЗЗ.

    Как обычно, решающим в данной проблеме является вопрос изыскания исчисляющихся  миллионами и миллиардами рублей денежных средств, которые должны выделяться как из местных и региональных бюджетов, так и самими промпредприятиями.

    Таким образом, выделение санитарных зон  необходимо для государства, хотя для  конкретного предприятия является лишь дополнительной статьей расходов. В связи с этим было бы целесообразно применять льготные налоговые режимы, для указанных земель в качестве стимула для их выделения из земель используемых предприятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Итак, в данной курсовой работе была раскрыта такая спорная в настоящее  время тема, как земельные отношения, в частности налог на землю.

     Было  рассмотрено отношение этого  налога к бюджетам разных уровней. Так  как земельный налог относится  к группе местных налогов и  сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.  Конечно же это распределение может меняться субъектами РФ, как в моем случае, где вся исчисленная сумма налога поступает в местный бюджет.

     Далее, что касается роли налога на землю  для налогоплательщика (предприятий, организаций), то можно сказать, что  размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности, а устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.  Организации ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации на бланке установленной формы. Налоговые органы, в свою очередь, ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, контролируют правильность исчисления и своевременность его уплаты.

     В 2006 года повсеместно изменился не только порядок определения налоговой  базы, но и порядок введения налога в действие. До этого земельный  налог взимался на всей территории России, а местные власти только определи особенности его взимания. В 2006 года они стали самостоятельно решать, вводить налог на своей территории или нет.

Информация о работе Вопросы применения налога на землю