Виды источников налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.
Система этих норм находит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления.
Налогово-правовая норма – это общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные положения об источниках налогового права …..………5
1.1. Понятие источников налогового права ……………………...……..5
1.2. Система источников налогового права …………….………..……..9

Глава 2. Виды источников налогового права …………………….………...12
2.1. Конституция РФ. Правовые акты ……............................................12
2.2. Международные договоры и соглашения …………………..….....21
2.3. Акты толкования права……………………………..………………23



Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………

Файлы: 1 файл

налоги3.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Основные положения об источниках налогового права …..………5

1.1. Понятие источников налогового права ……………………...……..5

1.2. Система источников налогового права …………….………..……..9

 

Глава 2. Виды источников налогового права …………………….………...12

2.1. Конституция РФ. Правовые акты ……............................................12

2.2. Международные договоры и соглашения …………………..….....21

2.3. Акты толкования права……………………………..………………23

 

 

 

Заключение…………………………………………………………………….28

Список использованной литературы ………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Отношения и социальные связи, возникающие  между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.

Система этих норм находит  свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной  власти различного уровня и органов  местного самоуправления.

Налогово-правовая норма  – это общеобязательное правило  поведения в сфере налоговых  правоотношений, установленное в  определенном порядке и санкционированное  компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в  необходимых случаях силой принуждения государства.

Налоговая норма предусматривает  основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений. Без налоговой нормы обязанность уплаты налога не может считаться законно установленной и не влечет для участников налоговых правоотношений никаких юридических последствий.

Таким образом, предметом  налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.

Основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика (метод координации). Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны – налогоплательщика - проявляется и в его возможности формировать свою налоговую политику.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные положения об источниках налогового права

 

1.1. Понятие источников налогового права

 

Впервые письменные нормы  налогового права появились в  Законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), которые  юридически закрепили:

1) два вида податей  (налогов) — централизованные  подати, которые собирались в  царскую казну, и местные подати, которые собирались в казну местной знати;

2) субъекты податей;

3) объекты податей;

4) порядок взимания;

5) меры ответственности  за нарушение норм налогообложения.

В процессе познания источников налогового права важное 
значение имеют Законы Ману (II в. до н.э.), которые определяли субъекты и объекты налогообложения, виды налогов, формы взимания (денежная и натуральная), органы и лица, уполномоченные собирать налоги. Законы Ману впервые установили налоговые льготы для отдельных категорий лиц. 
Термин «источники права» известен уже более двух тысяч лет. Впервые общие правила поведения были названы источником права Титом Ливием, который в своем труде «Римская история» представил Законы XII таблиц (V в. до н.э.) «источником всего публичного и частного права», поскольку они являли собой основу, на которой развилось и сложилось римское право того времени. Законы XII таблиц — это не только первый документ, который исследователи назвали источником права, но и древнейший памятник налоговой правовой культуры. Характерной особенностью этого древнеримского нормативного правового акта является наличие значительного количества норм, регулирующих объекты налогообложения и устанавливающих виды обязательных платежей: пошлины, налоги провинций, подати, косвенные налоги1.

В мировой юриспруденции  термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий.

Источники права установлены  и прямо обозначены Конституцией РФ: международные договоры Российской Федерации (ст. 15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), Федеративный и иные государственноправовые договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

Обобщенное представление  об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, которые соответственно называются «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» и «Действие международных договоров по вопросам налогообложения».

Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Источники налогового права  призваны выполнять две взаимосвязанные  задачи:

1) они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; в результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;

2) они представляют  собой форму существования налоговых  норм, т.е. внешнее объективированное  выражение общеобязательных правил  поведения субъектов в налоговых  отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Источники налогового права, как и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами:

• формальная определенность;

• общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

• законность, заключающаяся  в наличии юридической силы, т.е. источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции  соответствующим государственным  или муниципальным органом, соответствовать актам вышестоящих органов, надлежащим образом опубликован (обнародован).

Вместе с тем источники  налогового права имеют свои характерные  черты, отличающие их от совокупностей  нормативноправовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

1. Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества в налоговой сфере.

2. Источники налогового  права принимаются только теми  органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» (ныне утратил силу). Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т.е. посредством представительной демократии.

3. Налоговое право,  являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В налоговой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников налогового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты2.

 

1.2. Система источников налогового права

 

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения.

Источники налогового права  имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как  подотрасли финансового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.

Традиционно источниками  права считаются нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи, прецеденты (судебные или административные), международные соглашения.

Возможно несколько подходов к рассмотрению источника права:

-социально-экономический  – определяющий совокупность  социально-экономических факторов, которые регулируют объективные законы;

-государственно-политический  – характеризующий реализацию государственной свободы в конкретных правовых нормах;

-юридический – предусматривающий  специфический механизм реализации свободы государства в конкретных нормах права.

Источники налогового права  могут быть разделены по нескольким принципам:

I. На основании властно-территориального признака (в основном это касается видов нормативных актов):

1. Общегосударственные  нормативные акты.

2. Республиканские (Республик  в составе РФ, например. Татарстан).

3. Местные нормативные  акты.

II. По характеру правовых норм:

1. Нормативные — акты, содержащие правовые нормы общего характера, принятые компетентными органами в установленном порядке.

2. Ненормативные —  акты, не содержащие правовых  норм общего характера.

III. По особенностям правового регулирования и характера установления:

1. Обычай, санкционированный компетентными органами в установленном порядке. Чаще всего речь идет об обычае, к которому делается отсылка в законе. Обычаем, как правило, регулируются процессуальные стороны функционирования налоговых актов, рамки компетенции государственных органов в сфере налогообложения.

2. Прецедент получил  широкое распространение в государствах англо-саксонской системы, особенно при наличии пробела в законодательстве. Специфика в данном случае состоит в том, что правоприменительный орган фактически выступает в качестве нормотворческой структуры. Многие процессуальные нормы родились в коде судебных слушаний по налоговым делам. Так, рассмотрение по налоговым правонарушениям в американском суде усложнялось ссылками на пятую поправку Конституции США, которая предоставляла право отказаться от дачи показаний, так как это могло привести к «самообвинению». Верховный Суд США, наделенный полномочиями конституционного контроля, отказал подозреваемым в возможности использовать пятую поправку к Конституции в случае рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

Подобные ситуации приводят и к необходимости систематизации самых важных судебных решений. В США судебное нормотворчество осуществляют Верховный Суд, апелляционные суды, претензионный суд. федеральные окружные суды и налоговый суд США3.

Информация о работе Виды источников налогового права