Сущность налоговой обязанности: понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 09:51, реферат

Описание работы

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.
Налоговый кодекс рассматривает налоговую обязанность в качестве модели, некоего образца правомерного поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы. Вместе с тем законодательное закрепление состава юридических фактов, лежащих в основе возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога (сбора), а также механизма исполнения данной обязанности, придает налогообложению "прозрачность", позволяющую обязанным лицам четко видеть границы своего правового статуса в имущественных отношениях с государством.

Содержание работы

1. Сущность налоговой обязанности: понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности……………………………….3
2. Исполнение налоговой обязанности…………………………………
3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности…………..
4. Зачёт и возврат излишне уплаченных налогов, сборов и пени…………….
5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени………………
6. Задача…………………………………………………………
7. Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Налоговым законодательством  предусмотрены два способа уплаты пени:

- одновременно с уплатой  сумм налога и сбора;

- после уплаты таких  сумм в полном объеме.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в кредитной  организации – это временное  прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному  счету.

Оно применяется в отношении:  организаций; физических лиц. Решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации принимается руководителем налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неуплаты налога – обязанным лицам в установленные сроки. Может быть приостановление операций по счетам в банке и по решению суда.

Под арестом имущества  в качестве в качестве способа  обеспечения исполнения решения  о взыскании налога (сбора) – понимается действие на  налогового или таможенного органа с санкциями прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика – организации в отношении его имущества.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком, налоговым агентом, плательщиком сборов, являющимися организациями, в установленные  сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых  или таможенных органов достаточных  оснований полагать, что указанное  лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Решение  о наложении ареста на имущество  обязанного лица принимается руководителем (его зам) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления; в нем определяется место, где должно находится имущество, на которое наложен арест. В соответствии со ст.77 УК РФ отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа,  применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускается.

 

  1. Зачёт и возврат излишне уплаченных налогов, сборов и пени

В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность  в несколько большем объеме, чем  причитается в соответствии с  действующим налоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней  может произойти по различным  причинам, наиболее распространенными  из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках  налога (сбора) или ставке рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма  недоимки, указанная налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий  бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Относительно переплаты  обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика, зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет  и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение составляет п. 10 ст. 78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма  налога (сбора) включает проценты за пользование  чужими денежными средствами при  условии, что налоговым органом  нарушен месячный срок на возврат  переплаченной суммы.

Факт переплаты налога может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение  налогоплательщику о каждом факте  излишней уплаты налога и о размере  суммы этой переплаты. Налоговые  органы должны сообщать о переплате  не позднее одного месяца со дня  обнаружения такого факта, таможенные — в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговым органам  не всегда возможно достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях, предполагающих переплату налога, налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком. 
При установлении данного факта зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов — по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей 
осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Подобное заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права  собственности на излишне перечисленные  в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством  ограничивается право частного субъекта по распоряжению переплаченной суммой, поскольку п. 5 ст. 78 НК РФ устанавливает  следующие направления ее использования: излишне уплаченная или излишне  взысканная сумма налога засчитывается  в счет предстоящих налоговых  платежей, на уплату пеней или погашение  недоимки. Налогоплательщик вправе сам  указать в своем заявлении  на то обязательство, которое следует  погасить за счет образовавшейся переплаты. 
Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов) или пеней.

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно  на основании письменного заявления  налогоплательщика. Налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления — три  года со дня уплаты излишней суммы  налога (сбора) или пени. В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика  недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной  суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница. 
Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата. 
Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебный способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть  письменное обращение налогоплательщика  о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации  этого заявления. По результатам  рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания  налоговым органом факта излишнего  взыскания налогов неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством  определены сроки возврата излишне  взысканных денежных сумм: налоговый  орган обязан возвратить сумму переплаты  не позднее одного месяца со дня  принятия соответствующего решения  начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения  судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов  служит правило п. 5 ст. 79 НК РФ, согласно которому проценты на данную сумму  начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

 

  1. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос  установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности  по уплате налога и сбора.

Срок уплаты налога не может  быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее – заинтересованное лицо): 
– возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 
– проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; 
– имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство.

Срок уплаты налога может  быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов  на неуплаченную сумму налога (далее  – сумма задолженности). Изменение  срока уплаты налога и сбора может  производиться под залог имущества  либо при наличии поручительства.

В зависимости от вида налога и сбора, решение об изменении  сроков вправе принимать: 
– ФНС России (по большинству федеральных налогов и сборов 
– территориальные налоговые органы (по региональным и местным налогам);

– ФТС России и уполномоченные таможенные органы (по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  России);

– органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Решения об изменении сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных  внебюджетных фондов.

Решение об изменении сроков по региональным и местным налогам  принимается по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов  РФ, муниципальных образований.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в формах:–отсрочки; 
–рассрочки; 
–инвестиционного налогового кредита.

Решение об изменении срока  уплаты налога, принятое в любой  из установленных форм, прекращается: 
– по истечении срока действия соответствующего решения или договора; 
– досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Для каждой формы изменения  срока уплаты налога могут быть предусмотрены  дополнительные основания для их прекращения.

Отсрочка по уплате налога – изменение при наличии установленных  оснований срока уплаты налога на конкретную дату с единовременной уплатой  налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога – изменение при наличии установленных  оснований срока уплаты налога на определенный период с поэтапной  уплатой налогоплательщиком суммы  задолженности.

Отсрочка или рассрочка  по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Отсрочка или рассрочка  по уплате налога могут быть предоставлены  заинтересованному лицу при наличии  хотя бы одного из следующих оснований: 
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления; 
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер; 
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК.

В случае предоставления отсрочки или рассрочки по первому или  второму из указанных оснований  на сумму задолженности проценты не начисляются. При предоставлении отсрочки или рассрочки по иным основаниям, на сумму задолженности начисляются  проценты исходя из ставки, как правило, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБР.

Инвестиционный налоговый  кредит представляет собой такое  изменение срока уплаты налога, при  котором организации предоставляется  возможность в течение определенного  срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой  суммы кредита и начисленных  процентов.

Информация о работе Сущность налоговой обязанности: понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности