Сущность единого налога на вмененный доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование механизма взимания единого налога на вмененный доход, эффективность применения данного налога на практике и перспектива развития налога.
Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налога на вмененный доход;
2. выявить проблемы, встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
1.1 Сущность единого налога на вмененный доход 4
1.2 Порядок расчета и уплаты ЕНВД 12
Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД
2.1 Отличительные черты ЕНВД от общей системы
налогообложения 19
2.2 Особенности ведения налогового и бухгалтерского учета
при ЕНВД 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

налоги работа.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

за I квартал - не позднее 25 апреля;

за II квартал - не позднее 25 июля;

за III квартал - не позднее 25 октября;

за IV квартал - не позднее 25 января следующего года.

При этом следует  учитывать, что согласно п. 7 ст. 6.1 части первой Кодекса в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В пункте 8 ст. 6.1 Кодекса предусмотрено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока; если денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Согласно п.3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые  органы не позднее 20-го числа первого  месяца следующего налогового периода. То есть по итогам I квартала необходимо подать Декларацию в налоговый орган не позднее 20 апреля 2009 г., а уплатить налог - не позднее 25 апреля 2009 г.

Начиная с представления  налоговой декларации за I квартал 2009 г. применяются новая форма декларации (форма по КНД 1152016) и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минфина России Приказ Минфина России от 08.12.2008 N 137н

от 08.12.2008 N 137н.

До этого  момента налоговую декларацию нужно  было заполнять по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17.01.2006 N 8н.

Декларация  состоит из титульного листа и  четырех разделов (1, 2, 3 и 3.1). Форма  налоговой декларации по ЕНВД включает в себя три раздела:

раздел 1 "Сумма  единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика";

раздел 2 "Расчет единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности";

раздел 3 "Расчет суммы единого налога на вмененный  доход за налоговый период".

Глава 2. Особенности налогообложения ЕНВД

2.1 Отличительные черты ЕНВД от общей системы налогообложения

Порядок установления и введения в действие единого  налога на вмененный доход для  определенных видов деятельности (далее  также - ЕНВД) устанавливался Федеральным  законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О  едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826., в пояснительной записке к проекту которого отмечалось, что его принятие позволит отчасти решить проблему существования значительной доли в экономике теневого оборота капиталов. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где в соответствии с условиями хозяйствования финансовые операции проводятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет предприятиям "уходить" от уплаты налогов. В первую очередь это характерно для отраслей торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и ремонтных работ, а также оказания иных платных услуг населению. Учитывая, что указанные виды деятельности являются экономически приоритетными с точки зрения получения быстрой прибыли, большинство малых предприятий создается и работает именно в этих отраслях. Стабильного развития малого предпринимательства можно ожидать в условиях ослабления налогового гнета, максимального упрощения процедур ведения учета и отчетности, решения проблем криминального рэкета и бюрократического произвола.

Принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ преследовало следующие цели:

повышение доходов  бюджетов всех уровней за счет расширения базы налогообложения в связи с легализацией укрываемых доходов;

снижение уровня налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков;

упрощение системы  учета и отчетности.

Принципиальные отличия предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ налогообложения вмененного дохода от действующих схем налогообложения были следующие:

введение ЕНВД подразумевает отмену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных  налогов и сборов, установленных  законодательством Российской Федерации (за исключением государственных, таможенных пошлин, земельного налога и некоторых других);

объект налогообложения - вмененный доход, это потенциально возможный валовой доход за вычетом  потенциально необходимых затрат, - определяется не по отчетности (поэтому  ее можно существенно упростить и сократить), а рассчитывается по типовым показателям. Определение доходности различных видов деятельности связано с физическими параметрами деятельности малых предприятий (занимаемая площадь, количество посадочных мест и др.) и их местоположением (столица, село, в центре, на окраине и т.д.);

базовая доходность единицы физического показателя для отдельных видов деятельности, верхний и нижний пределы корректирующих коэффициентов и порядок исчисления единого налога устанавливаются  Правительством РФ, а конкретные значения этих коэффициентов - субъектами Российской Федерации.

В качестве обоснования  необходимости введения в действие гл. 26.3 Кодекса в пояснительной  записке к проекту Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ отмечено следующее:

законопроект  разработан во исполнение соответствующего поручения Президента РФ. В нем  нашли отражение положения Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации, рассмотренной  Государственным Советом РФ 19 декабря 2001 г.;

система налогообложения  в виде ЕНВД предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом. В частности, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на единый налог на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;

в целях гарантирования пенсионного обеспечения работников организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, сохраняется обязанность уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством об ОПС;

налог на вмененный  доход распространяется на следующие  виды деятельности: оказание бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; розничная торговля горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции;

субъекты Российской Федерации будут самостоятельно решать вопрос: вводить или не вводить  у себя на территории данную систему  налогообложения. Что касается налогоплательщиков, то для них эта система налогообложения  является обязательной. В том случае если на территории того или иного субъекта Российской Федерации введен налог на вмененный доход, то все налогоплательщики, занимающиеся указанными видами деятельности, в обязательном порядке переводятся на эту систему налогообложения;

вмененный доход  определяется путем умножения базовой  доходности на количество физических показателей, характеризующих тот  или иной вид деятельности (единица  площади, численность работающих, количество автомобилей и т.п.);

как показал  опыт применения существующей аналогичной системы, во многих субъектах Российской Федерации были установлены слишком высокие показатели базовой доходности, что стало препятствием для развития малого бизнеса. Поэтому предлагается размеры базовой доходности закрепить непосредственно в Кодексе;

субъекты Российской Федерации могут изменять базовую  доходность, корректируя ее на коэффициенты К1 и К2, которые отражают особенности  ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенности населенного пункта, месторасположение как самого населенного пункта, так и внутри его, особенности ассортимента продукции (товаров, работ, услуг), сезонность и другие факторы, а также уровень инфляции;

ставку налога предлагается установить в действующем  ныне размере 15%. Между тем следует учесть, что ставка, применяемая в рамках существующей системы, действует в условиях, когда наряду с уплатой единого налога также уплачивается единый социальный налог;

зачисление  сумм налога предусматривается в  том же порядке, что и для упрощенной системы налогообложения. Аналогично сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов в ПФР в порядке, определяемом законодательством об ОПС, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, не облагаемым единым социальным налогом. Установлено, однако, что сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

 

2.2 Особенности  ведения налогового и бухгалтерского  учета при ЕНВД

Федеральный закон  от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369, как установлено  в п. 1 его ст. 4, распространяется на все организации, находящиеся  на территории Российской Федерации. Иначе  говоря, обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется на все российские организации. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении организаций, перешедших на УСН. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ) организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

Минфин России, отвечая на конкретный запрос, в  письме от 22 августа 2005 г. N 03-11-04/3/58 "О ведении бухгалтерского учета организациями, переведенными на уплату ЕНВД" Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2005. N 21. указывал, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организация, переведенная на ЕНВД, не освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета и, следовательно, обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность на общих основаниях.

Финансовое  ведомство также разъясняет, что плательщики ЕНВД должны вести бухучет в целом по всем осуществляемым организацией видам деятельности, даже если по каким-то видам деятельности применяется упрощенная система налогообложения, не требующая ведения бухучета п. 3 ст. 4 Закона о бухучете, Письма Минфина России от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70, от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230

Согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ плательщики  единого налога на вмененный доход  должны соблюдать общие правила  ведения расчетных и кассовых операций. Учитывают кассовые операции в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка РФ. Решение Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40.

При осуществлении  расчетов наличными деньгами организации должны иметь контрольно-кассовую технику (ККТ) и вести кассовую книгу по установленной форме. Также у фирм существует обязанность сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов, которые устанавливают кредитные учреждения, в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Хранение наличных денег сверх лимитов в кассе  возможно только для оплаты труда (выплаты  пособий по социальному страхованию  и стипендий) не свыше трех рабочих  дней.

Для оформления кассовых операций используются типовые межведомственные формы первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Центральным банком РФ и Минфином России.

ККТ (контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы) обязательно должны применяться организациями и индивидуальными предпринимателями при наличных денежных расчетах, а также расчетах с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт" ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" ФЗ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ) признает обязательным применение ККТ при наличных расчетах или расчетах с использованием платежных карт между всеми субъектами. В том числе и между организациями, между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между предпринимателями.

Оказывая услуги населению, можно рассчитываться и  без применения ККТ. Но только при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.

Для определенных видов деятельности в силу их специфики  или особенностей местонахождения  разрешено не применять контрольно-кассовую технику. К таким видам деятельности относятся продажа газет и журналов, лотерейных билетов, торговля на рынках и др. Весь перечень приведен в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Фирмы, совмещающие "вмененную" и "общережимную" деятельность, ведут раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога, иную деятельность, ведут раздельный учет доходов и расходов, имущества и обязательств. Напомним, что в настоящее время организации, применяющие общий режим налогообложения, учитывают доходы и расходы на основании Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430.

Организации, переведенные на уплату ЕНВД, сдают в налоговые инспекции сводный баланс, включающий в себя отражение всех хозяйственных операций, произведенных за соответствующий отчетный период. А отчет о прибылях и убытках (форма N 2) целесообразно представлять отдельно по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД.

 

Заключение

Порядок установления и  введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливался Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3826., в пояснительной записке к проекту которого отмечалось, что его принятие позволит отчасти решить проблему существования значительной доли в экономике теневого оборота капиталов. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где в соответствии с условиями хозяйствования финансовые операции проводятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет предприятиям "уходить" от уплаты налогов.

Информация о работе Сущность единого налога на вмененный доход