Судебное обжалование нормативных актов налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Однако реализовать эти полномочия можно только при условии соблюдения специального порядка взыскания, предусмотренного законом. Практика показывает, что сотрудники налоговых органов не совсем ясно представляют порядок бесспорного взыскания недоимки по налогам и пеням, в чем разница между решением о взыскании налога (ст.46 НК РФ) и решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.2 ст.101 НК РФ), какая установлена очередность для предъявления требования об уплате недоимки и вынесения решения о взыскании налога и т. д. Нарушения процедуры взыскания недоимки и пеней бывают порой столь существенными, что являются основанием для признания недействительными соответствующих актов налоговых органов.

Содержание работы

Введение 3
Понятие налогового спора 4
Классификация налоговых споров. 6
Административный порядок разрешения налоговых споров 8
Порядок принятия жалобы к рассмотрению 13
Порядок рассмотрения жалобы 14
Решение по жалобе 15
Порядок доведения решения и его обжалования 17
Судебное обжалование нормативных актов налоговых органов 18
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

налоговые споры.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

     При определении срока обжалования  действий (бездействия) должностных  лиц налогового органа следует определить день, с которого указанные действия (бездействие) должностных лиц налогового органа нарушают права лица, подающего жалобу.

     В соответствии со ст.6.1 НК РФ срок подачи жалобы не считается пропущенным  в случае отправления жалобы по почте  до истечения указанного срока, независимо от того, что в налоговый орган  данный документ поступил по истечении  указанного срока.

     Пункт 2 ст.139 НК РФ устанавливает порядок  восстановления срока обжалования.

     В случае пропуска по уважительной причине  срока подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен, соответственно, вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

     Таким образом, лицо, подающее жалобу с нарушением срока обжалования, должно письменно  ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, указав основания, позволяющие, по мнению заявителя, продлить срок. Например, болезнь налогоплательщика, отсутствие или временная нетрудоспособность должностных лиц организации, компетентных в вопросах, поднимаемых в жалобе, обстоятельства непреодолимой силы, вследствие которых нарушен срок, и т.п. При этом к ходатайству в случае необходимости следует приложить документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

     Статья 138 НК РФ устанавливает, что акты налоговых  органов, действия (бездействие) их должностных  лиц могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц подается вышестоящему должностному лицу того налогового органа, действиями (бездействием) сотрудников которого нарушены права заявителя.

     Статья 137 НК РФ устанавливает, что в вышестоящем налоговом органе могут быть обжалованы акты налоговых органов ненормативного характера, если указанные акты нарушают права заявителя.

     Пленум  Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при толковании ст.137 и 138 НКРФ следует принимать во внимание, что понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в ст.100 и п.1 ст.101.1 НК РФ.

     В частности, п.48 данного постановления определено, что "при применении статей 137 и 138 Кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика".

     При подаче жалобы об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов заявитель вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган (п.49 постановления Пленума ВАСРФ от 28.02.01 N 5).

     Рассматривая  вопрос о порядке подачи жалобы, необходимо остановиться на ее форме и содержании.

     Жалоба  должна быть оформлена в письменной форме (п.3 ст.139 НК РФ). Пункт 2 ст.139 НК РФ устанавливает, что к жалобе могут  быть приложены обосновывающие ее документы. В случае отсутствия ряда документов налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения либо запросить их у заявителя.

     К доказательствам можно отнести  любые документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы, и подтверждающие позицию заявителя, в частности, первичные учетные документы, бухгалтерскую и статистическую отчетность, приказы и распоряжения руководителя организации и т.п.

     Подача  жалобы в налоговый орган не исключает  возможность обращения подавшего  ее лица с аналогичной жалобой  в суд.

     Статья 138 НК РФ устанавливает, что акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

     Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит ограничения права на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган в зависимости от момента подачи аналогичной жалобы в суд, налоговый орган обязан принять к рассмотрению жалобу налогоплательщика, даже если аналогичная жалоба находится на рассмотрении в суде.

     Только  в случае, если по аналогичной жалобе есть вступившее в силу решение суда, налоговый орган не вправе принимать жалобу к рассмотрению. По общему правилу подача жалобы в налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

     Заявитель вправе направить жалобу по почте либо лично доставить в канцелярию налогового органа, в адрес которого направлена жалоба.

Порядок принятия жалобы к рассмотрению

     Все поступающие в налоговый орган  жалобы подлежат обязательной регистрации в тот же день. Жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые в соответствии с Регламентом возложена обязанность по рассмотрению указанных жалоб и подготовке решений по ним.

     Регламент устанавливает следующие случаи, когда поступающие в налоговый орган жалобы не подлежат рассмотрению:

    • пропуск срока подачи жалобы, установленного ст.139 НК РФ;
    • отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
    • подача жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика в соответствии с гл.4 НК РФ.

     Лицу, подавшему жалобу, сообщается об отказе в рассмотрении его жалобы в 10-дневный  срок со дня ее поступления в налоговый  орган. При этом указываются мотивы отказа. Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает право заявителя (в случае соблюдения первых трех указанных оснований) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для ее подачи.

Порядок рассмотрения жалобы

     Согласно  п.1 ст.140 НК РФ жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

     В исключительных случаях срок рассмотрения жалобы продлевается. Например, при  проведении мероприятий налогового контроля; при истребовании у заявителя дополнительных документов; при направлении запросов в компетентные организации и т.п.

     Пункт 6.2 Регламента устанавливает, что в  период рассмотрения жалобы жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение.

     Срок  для представления налоговым  органом заключения не должен превышать  пяти рабочих дней с даты получения  жалобы на заключение.

     В соответствии с п.6.3 Регламента жалоба подлежит направлению на заключение в подразделения налогового органа, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, изложенных в жалобе. Срок предоставления заключения соответствующими отделами установлен в пять дней.

     На  заключительном этапе рассмотрения жалобы сотрудник юридического подразделения  налогового органа, рассматривающего жалобу (исполнитель по жалобе), готовит материалы по ней на комиссию по рассмотрению жалоб.

     Организация и порядок работы комиссии по рассмотрению жалоб регламентируется п.8 Регламента. Комиссия по рассмотрению жалоб возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.

     В заседании комиссии обязательным является составление протокола заседания. Протокол заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.

Решение по жалобе

     Порядок принятия решения по результатам  рассмотрения жалобы установлен ст.140 НК РФ.

     При этом п.3 указанной статьи установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения налоговым органом.

     Учитывая, что п.1 той же статьи установлен месячный срок рассмотрения, законодатель фактически устанавливает двухмесячный срок, в течение которого жалоба должна быть рассмотрена и по результатам рассмотрения должно быть вынесено решение.

     Регламентом срок для вынесения решения по жалобе не определен. На практике МНС  России требует от нижестоящих налоговых  органов рассмотрения жалобы и вынесения решения по ней в течение месяца со дня ее получения налоговым органом.

     Решение по результатам рассмотрения жалобы оформляется в письменном виде и  в обязательном порядке должно содержать  вводную, мотивировочную и резолютивную части (п.2 письма МНС России от 05.04.01 N ВП-6-18/274).

     Пунктом 2 ст.140 НК РФ установлено, что по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый  орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе:

    • оставить жалобу без удовлетворения;
    • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
    • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
    • изменить решение или вынести новое решение.

     Оставление  жалобы без удовлетворения является для лица, подавшего ее, отрицательным  результатом. Но даже из отрицательного результата можно извлечь положительные моменты.

     Как отмечалось ранее, лицо, подавшее жалобу, может получить дополнительную информацию, позволяющую более детально и  основательно подготовиться к подаче аналогичной жалобы в суд либо в вышестоящий налоговый орган. С другой стороны, указанное лицо, убедившись в неправомерности своих действий (бездействия), отказывается от подачи аналогичной жалобы в суд, что исключает дополнительные финансовые расходы (государственные пошлины, оплата услуг юристов и т.п.).

     Отмена акта налогового органа и назначение дополнительной проверки по существу являются удовлетворением  жалобы. В то же время указанное  решение свидетельствует о том, что налоговым органом не полностью  исследован затронутый в жалобе вопрос, и тем самым не доказан факт нарушения лицом, подавшим жалобу, законодательства о налогах и сборах.

     НК  РФ не дает определения дополнительной налоговой проверки.

     Дополнительная  проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика (гл.20 НК РФ), т.е. разрешения налогового спора, в отличие от налоговой проверки, проводимой в рамках налогового контроля (гл.14 НК РФ). Вместе с тем, дополнительная проверка проводится с учетом следующих особенностей.

     В решении о назначении дополнительной проверки в целях разрешения налогового спора всоответствии с подп.2 п.2 ст.140 НК РФ указывается:

    • круг вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки;
    • налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки (п.4 письма МНС России от 05.04.01 N ВП-6-18/274).

     Отмена  решения и прекращение производства по делу о налоговом правонарушении являются положительным результатом  действий лица, подавшего жалобу, по обжалованию акта налогового органа и свидетельствуют о неправомерности обжалуемого акта.

     По  итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых  органов вышестоящий налоговый  орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе вынести решение по существу.

     Решение по жалобе принимается с учетом судебной практики ВАС РФ по рассматриваемым вопросам (п.3 письма МНС России от 05.04.01 NВП-6-18/274 и подп.6.3 Регламента).

Порядок доведения решения  и его обжалования

     Пункт 3 ст.140 НК РФ устанавливает, что заявителю  сообщается о принятом решении по жалобе в течение 3 дней со дня его принятия. К РФ и Регламент не устанавливают порядок доведения решения по жалобе. На практике указанные решения до лица, подавшего жалобу, доводятся по почте либо вручаются ему лично либо его представителю.

     В случае вручения решения представителю лица, подавшего жалобу, налоговый орган вправе требовать документ, уполномочивающий представителя на его получение. Указанный документ подлежит приобщению к материалам по жалобе.

Информация о работе Судебное обжалование нормативных актов налоговых органов